апелляционное решение об отмене решения мирового судьи о взыскании компенсации по оплате коммунальных услуг



Дело АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

р.п. Таловая                   21 декабря 2011 года

    Таловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Лебедевой О.В.,

при секретаре Белых Е.Н.,

с участием истца Зеленской Т.А.

представителя ответчика Матвеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда материалы по апелляционной жалобе администрации Таловского муниципального района Воронежской области на решение мирового судьи судебного участка №1 Таловского района Воронежской области от 11.11.2011 года по гражданскому делу по иску Зеленской Татьяны Александровны к администрации Таловского муниципального района Воронежской области о взыскании компенсации по оплате коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

    Решением мирового судьи судебного участка №1 Таловского района Воронежской области от 11.11.2011 года было взыскано с администрации Таловского муниципального района Воронежской области за счет казны муниципального образования в пользу Зеленской Татьяны Александровны денежные средства в счет компенсации по оплате за поставленную тепловую и электрическую энергию на общую сумму в размере 25841 рубль 88 копеек и судебные расходы по оплате госпошлины 975 рублей 24 копейки (л.д.66-67).

    На указанное решение ответчиком, администрацией Таловского муниципального района, была подана апелляционная жалоба, с просьбой решение отменить как необоснованное. В жалобе глава администрации указал, что администрация Таловского муниципального района предоставляла и предоставляет меры социальной поддержки медицинским работникам, в частности компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг, в той форме, которая определена законодательством субъекта. На основании муниципальных правовых актов Зеленской Т.А. в спорный период за счет средств муниципального бюджета было выплачено за 2010 г. - 3216 рублей, с 01.01.2011 г. по 31.03.2011 г. - 960 рублей. Никаких иных обязательств перед истицей у администрации в рамках действующего законодательства не имеется. При расчете суммы взыскания выплаченные истице суммы учтены не были, что привело к повторному взысканию ранее выплаченных сумм. Считает, что решение мирового судьи о полной компенсации затрат на оплату коммунальных услуг со ссылкой на нормы ч. 2 ст. 15 Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» необоснованно (л.д.71-74).

    В судебном заседании представитель ответчика Матвеева Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила отменить решение мирового судьи. Суду пояснила, что Зеленская Т.А. имеет право на меры социальной поддержки, назначенные ей в соответствии со ст.89 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». В силу указанного закона субъекта истцу предоставляются меры социальной поддержки в виде фиксированной ежемесячной выплаты с 01.01. 2010 г. в сумме по 268 рублей ежемесячно, с 01.01.2011 г. - по 320 рублей ежемесячно. Указанные постановления никем не оспорены и не отменены. Иных оснований для выплаты истице компенсации затрат на оплату коммунальных услуг действующим законодательством не предусмотрено, кроме того при расчете суммы взыскания выплаченные истице суммы учтены не были.

    Истец Зеленская Т.А. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение мирового судьи без изменения, суду пояснила, что администрация района, как учредитель муниципального учреждения здравоохранения, в котором она работает, должна полностью компенсировать ей расходы на коммунальные услуги, поскольку как указал Конституционный суд РФ, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Администрация муниципального района также является главным распорядителем бюджетных средств и наделена правом предусматривать необходимые денежные суммы на предусмотренные законом цели.

    Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав участвующих в деле лиц, суд нашел апелляционную жалобу подлежащей частичному удовлетворению, а решение мирового судьи судебного участка № 1 Таловского района от 11.11.2011 года изменению в части удовлетворенных исковых требований в связи со следующим.

    Мировым судьей установлено, что Зеленская Т.А. является врачом-гинекологом МУЗ «Таловская ЦРБ», и является льготником по оплате за коммунальные услуги. Данное обстоятельство не оспорено. До 31.12.2004г. она пользовалась льготами в виде бесплатного отопления и бесплатной электроэнергии.

    Так же мировым судьей верно указано, что федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ был осуществлен пересмотр системы социальных гарантий и изменен порядок предоставления льгот, так меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления, при этом, в соответствии со ст. 153 данного закона, при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющих отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

    Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что истцу предоставляются меры социальной поддержки в виде фиксированной ежемесячной выплаты, в настоящее время установленной постановлением администрации Таловского муниципального района Воронежской области.

     Так, на основании закона Воронежской области от 14.11.2008г. №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату коммунальных услуг (услуг по теплоснабжению (отоплению) и электроснабжению) предоставляются: медицинским, фармацевтическим и педагогическим работникам областных организаций здравоохранения. В целях реализации Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области", а также постановления правительства Воронежской области от 05.11.2009 N 942 "О Порядке предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности" с учетом роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги правительство Воронежской области постановлением от 17.03.2010 N 181 "Об индексации размера ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности" определило размер ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, с учетом индексации и округления размера выплаты до целого рубля в сторону увеличения медицинским работникам с 01.01.2010 г. в размере 278 рублей.

    Согласно части 6 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Данная часть введена Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ.

    Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации в отличие от утратившего силу Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в части 1 его статьи 160 говорится только о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. При этом согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 ЖК Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

    При этом ранее действующий Жилищный кодекс РСФСР предусматривал, что для данной категории работников льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм.

    Постановлением администрации Таловского муниципального района Воронежской области от 31.01.2007 года №85, с последующими изменениями от 17.01.2008 года №57; от 03.04.2009 года №446; от 02.02.2010 года №203; от 11.03.2011 года №337 отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, установлена компенсационная сумма выплаты по оплате коммунальных услуг: в 2008 году - 208 рублей, в 2009 году - 253 рубля в месяц, в 2010 году - 268 рублей в месяц, в 2011 году - 320 рублей в месяц.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, предопределяющей развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки граждан, а также содержание соответствующих правовых норм, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Суд не может согласиться с приведенными в апелляционной жалобе и судебном заседании доводами представителя ответчика об отсутствии у администрации перед истицей иных обязательств, кроме выплаты ежемесячной денежной компенсации, в рамках действующего законодательства. Истица, заявляя возражения по апелляционной жалобе ответчика на решение мирового судьи обоснованно ссылается на Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 N 383-О-П по делу по жалобе граждан А.В. Иванова и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно которому в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. При этом требование статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения.

Установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

    Таким образом, частичное возмещение расходов Зеленской Т.А. по оплате коммунальных услуг противоречит федеральному закону и мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат уменьшен.

    Тот факт, что постановления об установлении размера компенсационных выплат не отменены и не оспорены не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

    Разрешая заявленные требования, мировой судья судебного участка №1 Таловского района Воронежской области в полном объеме установил все обстоятельства дела и дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам. Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы представителя ответчика в части неправильного расчета суммы взыскания суд находит обоснованными.

    Из материалов дела и решения мирового судьи установлено, что судебным приказом мирового судьи с/у №2 Таловского района Воронежской области от 14.09.2010 года № 2-667/10 с Зеленской Т.А. в пользу ООО «ВИАН» взыскана задолженность по оплате за отопление за период с октября 2009 года по май 2010 года в размере 11 173 рубля 32 копейки, а также госпошлина в сумме 223 рубля 47 копеек, на общую сумму 11 396 рублей 79 копеек, судебным приказом мирового судьи с/у №2 Таловского района Воронежской области от 30.05.2011 года № 2-435/11 с Зеленской Т.А. в пользу ООО «ВИАН» взыскана задолженность по оплате за отопление за период с октября 2010 года по март 2011 года в размере 12 785 рублей 06 копеек и госпошлина в сумме 255 рублей 70 копеек, на общую сумму 13 040 рублей 76 копеек.                         Согласно представленным квитанциям, задолженность по вышеуказанным суммам Зеленской Т.А. полностью погашена. Кроме того, истица произвела оплату за электроэнергию, о чем свидетельствуют квитанции об оплате за апрель, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2010 года, январь, февраль, март 2011 года на общую сумму в размере 1 883 рубля 02 копейки.

      В силу ст. 196 ГПК РФ мировой судья обоснованно рассмотрел исковые требования с учетом размера заявленных истицей требований по оплате за электроэнергию в сумме 1883 рубля.

      Согласно справки главного врача МУЗ «Таловская ЦРБ», Зеленская Т.А как льготник получила компенсацию по оплате коммунальных услуг за 2010 год - 3 216 рублей, с 01.01.2011 года по 31.03.2011 года - 960 рублей.

        На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что сумма задолженности по оплате за поставленную тепловую энергию отопительных сезонов 2009-2010 гг. и 2010-2011 гг., взысканная с Зеленской Т.А. на основании решений мирового судьи с/у №2 Таловского района Воронежской области от 14.09.2010 года и 30.05.2011 года подлежит компенсации со стороны администрации Таловского муниципального района Воронежской области в размере 23958 рублей 38 копеек (11 173 рубля 32 копейки и 12 785 рублей 06 копеек соответственно). Также подлежат компенсации расходы по оплате электроэнергии в размере 1883 рублей.

       С учетом выплаченных ответчиком денежных компенсаций в сумме 4176 рублей (за 2010 г. - 3216 рублей и за 3 месяца 2011 г. - 960 рублей) задолженность ответчика перед истицей составляет 21665 рублей 38 копеек.

       Отказывая во взыскании истице оплаченной ей госпошлины в размере 223 рубля 47 копеек и 255 рублей 70 копеек по судебным приказам, мировой судья обоснованно указал, что данные суммы не подлежат взысканию, так как являются судебными расходами в рамках ранее рассмотренных гражданских дел.

       В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, т.е. в данном случае оплату государственной пошлины, которая в соответствии с удовлетворенными требованиями составляет 849 рублей 96 копеек.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, 328, 329 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

       Изменить решение мирового судьи судебного участка №1 Таловского района от 11.11. 2011 года по гражданскому делу по иску Зеленской Татьяны Александровны к администрации Таловского муниципального района Воронежской области о взыскании компенсации по оплате коммунальных услуг, в части удовлетворения исковых требований.

       Взыскать с администрации Таловского муниципального района Воронежской области за счет казны муниципального образования в пользу Зеленской Татьяны Александровны денежные средства в счет компенсации по оплате за поставленную тепловую и электрическую энергию за период с 01.01.2010 года по 31.03.2011 года в размере 21665 ( Двадцать одна тысяча шестьсот шестьдесят пять) рублей 38 копеек.

       Взыскать с администрации Таловского муниципального района Воронежской области за счет казны муниципального образования в пользу Зеленской Татьяны Александровны расходы по оплате госпошлины в размере 849 (Восемьсот сорок девять) рублей 96 копеек.

       В остальной части решение мирового судьи судебного участка № 1 Таловского района от 11.11.2011 года оставить без изменения.

       Решение вступает в законную силу после его провозглашения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.     

       Судья                                                                                                               О.В. Лебедева