решение о включении в стаж периодов работы



Дело № 2-284/10

Строка 27

Решение

Именем Российской Федерации

12 июля 2010 г. г.п. Таловая

Таловский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего - судьи Лебедевой О.В.,

при секретаре Кувшиновой Е.А.,

с участием истца Таранкова Ю.И.,

представителя ответчика Шквирской Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таранкова Юрия Ивановича к ГУ- Управлению Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, включении в стаж периодов работы, о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда,

У с т а н о в и л:

Таранков Ю.И. обратился с иском, в котором указал, что Управлением Пенсионного фонда по Таловскому району, куда он обратился с заявлением о переходе с трудовой пенсии по инвалидности на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, ему было отказано в назначении и выплате досрочной пенсии по старости по пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с недостаточностью специального трудового стажа. Ответчиком не включен в специальный трудовой стаж период работы в должности агрохимика, старшего агрохимика до 01.01.1992 г (15.05.1978 г. по 16.05.1988 г. и с 22.06.1990 г. по 01.01.1992 г.) в Таловской зональной агрохимической лаборатории впоследствии переименованной в Таловский филиал Воронежской проектно-изыскательской станции химизации сельского хозяйства. Считал, что указанные периоды подлежат зачету в льготный стаж, так как до 01.01.1992 г. правом на пенсионное обеспечение по разделу II «Геологоразведочные работы (поверхностные)» - (геологические, съемочные, поисковые, геологоразведочные, аэрогеологические, гидрогеологические и геофизические; каротажные партии, экспедиции, полевые базы, отряды, гидрогеологические станции) Списка №2, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 г. №1173, пользовались инженерно-технические работники экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятые на геологоразведочных и поисковых работах. Просил признать решение ответчика об отказе в назначении пенсии незаконным, назначить досрочную пенсию в связи с тяжелыми условиями труда при наличии специального трудового стажа 11 лет 06 мес. 09 дней со снижением пенсионного возраста на 1 год с момента достижения 56 лет, т.е. со 02.02.2009 года, обязав включить в специальный стаж период работы в должности агрохимика с 15.05.1978 г. по 16.05.1988 г. и старшего агрохимика с 22.06.1990 г. по 01.01.1992 г.

В судебном заседании истец Таранков Ю.И. по существу заявленные требования поддержал, уточнил их в части требований о выплате недополученной пенсии за прошлое время, просил обязать уполномоченный орган осуществлять выплату пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента вступления решения суда в законную силу. Пояснил, что являясь пенсионером по инвалидности, имеет стаж полевых изыскательских работ, предусмотренный Списком №2, утвержденный постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 года №1173, 11 лет 06 месяцев 09 дней, а также стаж 09 месяцев 17 дней, предусмотренный Списком № 1, раздел VIII - химическое производство. Дважды он обращался к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, при этом оба раза его заявление оставлено без удовлетворения. Считает не включение спорных периодов работы в специальный трудовой стаж и отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в связи с особыми условиями труда по пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2010 г. «О трудовых пенсиях в РФ» неправомерными, в обоснование заявленных требований ссылается на выплату полевого довольствия в спорные периоды. Просил удовлетворить заявленные требования с учетом имеющихся доказательств и свидетельских показаний.

В судебном заседании представитель ответчика Шквирская Н.Ю. исковые требования не признала. Суду пояснила, что Таранков Ю.И. действительно дважды обращался в ГУ-УПФ РФ по Таловскому району с заявлением о переходе с трудовой пенсии по инвалидности на досрочную трудовую пенсию по старости, но комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (первый раз) согласно заявления от 19.11.2008 г. отказала ему в назначении указанной пенсии в связи с недостаточным специальным стажем работы, подлежащим зачету, поскольку специальный стаж заявителя на 01.12.2008 года составил 11 лет 03 месяца 13 дней вместо необходимых 12 лет 06 месяцев. Повторно Таранков Ю.И. обратился с заявлением в ГУ-УПФ РФ 03.11.2009 г. Решением комиссии от 10.12.2009 г. ему также было отказано в переводе на другой вид пенсии в соответствии с абз. 2 п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с недостаточностью специального стажа работы. Свои действия они считают правомерными, основанными на законе и руководящих разъяснениях вышестоящей инстанции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав стороны, допросив свидетеля, суд пришел к следующему.

Материалами дела установлено л.д. 17-22), что истец с 15.05.1978 г. по 16.05.1988 г., с 22.06.1990 г. по настоящее время работал в должности агрохимика, старшего агрохимика в Таловской зональной агрохимической лаборатории (реорганизованной 01.01.1981 г. в Таловский филиал Воронежской областной проектно-изыскательской станции химизации сельского хозяйства, затем в проектно-изыскательскую станцию агрохимической службы «Таловская», государственную станцию агрохимической службы «Таловская», ФГУ Станция агрохимслужбы «Таловская»).

Как усматривается из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 10.12.2009 г. Номер обезличен л.д. 11-13) период работы Таранкова Ю.И. в Таловской зональной агрохимической лаборатории в качестве агрохимика, старшего агрохимика не засчитан в стаж для назначения досрочной пенсии, в связи с чем необходимый стаж у истца на время его обращения к ответчику за назначением досрочной пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отсутствовал, что подтвердила в судебном заседании и представитель ответчика.

Для назначения досрочной пенсии по старости в связи с тяжёлыми условиями труда согласно подп. 2 п.1 ст. 27 указанного закона лицам, осуществлявшим такую деятельность, необходим трудовой стаж не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж не менее 25 лет. В этом случае право на получение трудовой пенсии по старости возникает у мужчин по достижении возраста 55 лет. При этом, если указанные лица проработали на перечисленных работах (Список №1 и Список №2) не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Содержание ст. 27 закона «О трудовых пенсиях» свидетельствует о том, что ею гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие указанного закона уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда. При этом из предписаний ст. 27 и иных статей названного закона не следует, что право на досрочное назначение пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми или перестали считаться таковыми те работы, которые в период их выполнения относились, согласно действовавшим нормативным актам, к работам с указанными условиями и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном возрасте. Истолкование норм закона как позволяющих не включать время выполнения указанные работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с Постановлением N 537 право на досрочное назначение пенсии в данном случае имеют лица в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

24 апреля 2003 г. Правительством РФ было принято Постановление N 239 "О внесении дополнений в пункт 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537", согласно пп. «б» пункта 1 которого время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Действовавший в спорный период Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" предусматривал установление пенсии по старости на льготных условиях, назначаемой ранее общего пенсионного возраста (статья 9). Право на такую пенсию предоставлялось, в частности, за работу с вредными и тяжелыми условиями труда по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР. В Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 был), включен раздел II, согласно которому правом на льготную пенсию пользовались инженерно-технические работники, занятые на геологоразведочных работах (поверхностных) в геологических, съемочных, поисковых, геологоразведочных, аэрогеологических, гидрологических и геофизических; каротажных партиях, экспедициях, полевых базах, отрядах, гидрогеологических станциях.

При этом льготная пенсия назначается независимо от того, в какой профессии или должности заняты лица, выполняющие геологоразведочные и другие работы, предусмотренные в данном разделе. Кроме того, инженерно-технические работники, ведущие вышеуказанные работы в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах, приобретают право на льготное пенсионное обеспечение независимо от того, в какой организации они заняты. Поэтому тот факт, что истец работал в Таловской зональной агрохимической лаборатории, организовывавшей и направлявшей бригаду работников для выполнения работ в полевых условиях, не может служить основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, если работник выполнял непосредственно полевые геологоразведочные работы.

Таким образом, для разрешения данного спора существенное значение имеет условия, при которых выполнялась работа, а именно: выполнение геологоразведочных работ в составе экспедиции, партии, отряда, базы, станции, в полевых условиях.

Геология представляет собой комплекс наук о строении, составе и истории Земли (земной коры), о методах изыскания полезных ископаемых.

Организациями различных отраслей экономики, в том числе и сельского хозяйства, производятся полевые работы с применением геологических методов исследования.

Из пояснений истца, данных в судебном заседании и не оспоренных ответчиком, следует, что Таловская зональная агрохимическая лаборатория занималась агрохимическим обследованием земель сельскохозяйственного назначения (отбор проб с установлением географических координат, проведение анализов, определение баланса питательных веществ в земледелии) с последующим составлением агрохимической характеристики почв и рекомендаций по применению удобрений, составлением карт по обследуемому участку. Приказами о направлении работников указанной лаборатории в командировки подтверждается цель проведения полевых работ - проведение агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий с отбором почвенных образцов, закладке полевых опытов и т.д. Все перечисленные выше работы в той или иной мере связаны с исследованием земной поверхности, поэтому их можно отнести к геологическим исследованиям.

Определение понятия «полевых условий» содержится в Положении о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий и организаций РФ, занятых на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах, утвержденном постановлением Минтруда России от 15.07.1994 г. N 56. Под полевыми условиями проведения работ понимается проведение геологических изыскательных работ с выездом на определенную территорию. Это особые условия производства геологоразведочных и топографо-геодезических работ, связанных с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа. Факт проведения истцом работ в полевых условиях подтверждается предоставленными им в материалы дела копиями приказов о направлении в командировки для выполнения полевых работ л.д. 27-43). Этими же приказами установлено выплачивать полевое довольствие, выплата которого производилась истцу в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 04.06.1986 г. № 209/12-66 «Об утверждении Положения о выплате полевого довольствия работникам, занятым на геологоразведочным и топографо-геодезических работах»

То обстоятельство, что истцом не представлены документы о создании в организации полевых баз, экспедиций, отрядов, станциях за спорный период, не принято судом во внимание, т.к. установлено, что указанные документы уничтожены в связи с истечением срока хранения, что само по себе не может повлиять на права истца, поскольку сохранность указанных документов от него не зависит и не лишает права на назначение досрочной пенсии.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании подтвердил занятость Таранкова Ю.И. в указанные периоды непосредственно на полевых геологических работах в составе бригады, пояснил, что также как и истец работал в Таловской зональной агрохимической лаборатории с 1967 г. по 1975 г., с 1981 г. по 1997 г. Характер его работы был аналогичен работе истца с той разницей, что работа выполнялась в разных районах области. Климатические и полевые условия были тяжелые, им обоим выплачивалось полевое довольствие. Пояснил также, что он являлся первым работником в Воронежской области, которому после обращения в Министерство труда была назначена досрочная пенсия по старости. В дальнейшем в аналогичном порядке была назначена пенсия и другим работникам зональных агрохимических лабораторий, расположенных на территории Воронежской области. Достоверность показаний свидетеля подтверждается материалами пенсионного дела, исследованными судом, из которых установлено, что свидетелю назначалась досрочная пенсия в связи выполнением работ, аналогичных работе истца, по тем же основаниям.

Таким образом, периоды работы истца агрохимиком, старшим агрохимиком Таловской зональной агрохимической лаборатории подлежат зачету в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Суд, признав доказательства, соответствующие требованиям ст. 67 ГПК РФ, установил, что специальный стаж истца является достаточным для назначения ему досрочной пенсии по старости в связи в связи с тяжелыми условиями труда со снижением пенсионного возраста на 1 год. Вследствие изложенного решение комиссии ответчика от 26.11.2009 г. является незаконным, отказ в назначении истице досрочной пенсии по старости неправомерным, а исковые требования истца подлежат полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Таловскому району Воронежской области включить Таранкову Юрию Ивановичу в льготный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, время работы его в должности агрохимика с 15 мая 1978 года по 15 мая 1988 года и старшего агрохимика с 22 июня 1990 года по 01 января 1992 года в Таловской зональной агрохимической лаборатории.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Таловскому району Воронежской области назначить Таранкову Юрию Ивановичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с уменьшением пенсионного возраста на 1 год.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.

Судья О.В. Лебедева

Резолютивная часть

Решение

Именем Российской Федерации

12 июля 2010 г. г.п. Таловая

Таловский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего - судьи Лебедевой О.В.,

при секретаре Кувшиновой Е.А.,

с участием истца Таранкова Ю.И.,

представителя ответчика Шквирской Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таранкова Юрия Ивановича к ГУ- Управлению Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, включении в стаж периодов работы, о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда,

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Таловскому району Воронежской области включить Таранкову Юрию Ивановичу в льготный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, время работы его в должности агрохимика с 15 мая 1978 года по 15 мая 1988 года и старшего агрохимика с 22 июня 1990 года по 01 января 1992 года в Таловской зональной агрохимической лаборатории.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Таловскому району Воронежской области назначить Таранкову Юрию Ивановичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с уменьшением пенсионного возраста на 1 год.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.

Судья О.В. Лебедева