О признании нормативно-правового акта недействующим в части



Дело №2-375/2010

Строка 59

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.п. Таловая 20 июля 2010 года

Таловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Лесных А.В.,

при секретаре Коломийцевой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Шахламазова А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Таловского района Воронежской области о признании Правил благоустройства и содержания территории Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области противоречащими закону и недействующими в части,

у с т а н о в и л :

Прокурор Таловского района Воронежской области обратился в суд с заявлением, в котором указал, что решением Совета народных депутатов Тишанского сельского поселения № 56 от 26.05.2010 года утверждены Правила благоустройства и содержания территории Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района. Данные Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства, определяют порядок санитарного содержания территории населенных пунктов. В соответствии с п.1.4 главы 3 Правил юридические и физические лица, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Тишанского сельского поселения, обязаны заключать договоры на вывоз ТБО с организациями, физическими лицами, определенными администрацией сельского поселения. Согласно ст. 4 п. 7 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Пунктом 4 ст.15 ФЗ №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление действий (бездействий), принятие правовых актов органами местного самоуправления направленных на дачу указаний о заключении в приоритетном порядке договоров. В данном случае администрация Тишанского сельского поселения наделяется полномочиями, осуществление которых может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Запрет по наделению этими полномочиями органов местного самоуправления закреплен ч.2 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ, в соответствии с которой наделение полномочиями, осуществление которых может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, может устанавливаться Федеральными законами. Наличие в указанных Правилах нормы, позволяющей администрации Тишанского сельского поселения определять организации и физических лиц, с которыми обязаны заключать договоры юридические лица на вывоз ТБО, является коррупциогенным фактором, противоречащим нормам Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», предусмотренным п. «д» ч. 3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ №96 от 26.02.2010 года, то есть принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. Учитывая, что п.1.4 гл.3 Правил противоречит требованиям действующего законодательства и является коррупциогенным фактором, что возможно приведет к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, прокурор района, руководствуясь ст.9.1, п.3 ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ» счел необходимым обратиться в суд. Просил признать п.1.4 гл.3 «Правил благоустройства и содержания территории Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района», утвержденных решением Совета народных депутатов Тишанского сельского поселения № 56 от 26.05.2010 года, недействующим в части наделения администрации Тишанского сельского поселения полномочиями по определению организаций и физических лиц, с которыми должны быть заключены договоры юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Тишанского сельского поселения на вывоз ТБО, противоречащим Федеральному закону №135 от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» и содержащим коррупциогенный фактор.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шахламазов А.О. подтвердил суду фактические обстоятельства, изложенные в заявлении, заявленные требования поддержал, просил суд признать п.1.4 гл.3 Правил благоустройства и содержания территории Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденных решением Совета народных депутатов Тишанского сельского поселения № 56 от 26.05.2010 года, недействующим в части наделения администрации Тишанского сельского поселения полномочиями по определению организаций и физических лиц, с которыми должны быть заключены договоры юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Тишанского сельского поселения на вывоз ТБО, противоречащим Федеральному закону №135 от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» и содержащим коррупциогенный фактор.

Представитель Совета народных депутатов Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области, извещенного о дате и времени рассмотрения дела по существу надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суд, руководствуясь ч.2 ст. 252, ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в редакции от 05.04.2010 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: п.4 - дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.

В части 2 ст. 15 указанного Федерального закона установлен запрет на наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно же пункта 1.4. главы 3 Правил благоустройства и содержания территории Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденных решением Совета народных депутатов Тишанского сельского поселения № 56 от 26.05.2010 года, администрация Тишанского сельского поселения наделена полномочиями по определению организаций и физических лиц, с которыми должны быть заключены договоры юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Тишанского сельского поселения на вывоз ТБО.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, с учетом совокупности исследованных судом доказательств по делу, суд находит пункт 1.4. главы 3 Правил благоустройства и содержания территории Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденных решением Совета народных депутатов Тишанского сельского поселения № 56 от 26.05.2010 года противоречащим с момента принятия Федеральному закону №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», имеющего большую юридическую силу, а требования прокурора Таловского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать пункт 1.4. главы 3 Правил благоустройства и содержания территории Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденных решением Совета народных депутатов Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области № 56 от 26.05.2010 года противоречащим Федеральному закону №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» и недействующим с момента принятия в части наделения администрации Тишанского сельского поселения полномочиями по определению организаций и физических лиц, с которыми должны быть заключены договоры на вывоз ТБО.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий А.В. Лесных