решение о включении в специальный стаж периодов работы



Дело № 2-483/2010

Строка 27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2010 года г.п. Таловая

Таловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Лебедевой О.В.,

при секретаре Кувшиновой Е.А.,

с участием представителя истца адвоката Мишина С.В., предоставившего ордер Номер обезличен и удостоверение Номер обезличен,

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области Шквирской Н.Ю.,

рассмотрев гражданское дело по иску Магницкой Людмилы Алексеевны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району Воронежской области о включении в стаж спорных периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

установил:

Магницкая Л.А. обратилась в суд с иском, в котором указала, что 21 мая 2010 года обратилась к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району Воронежской области с требованием о назначении ей досрочной пенсии в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако ответчик отказал ей в этом, период работы в качестве фельдшера-диспетчера скорой помощи Таловской ЦРБ, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 12.09.1983 г. по 05.01.1984 г., в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06.01.1984 г. по 10.05.1985 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.01.1998 г. по 13.02.1998 г., с 16.02.2004 г. по 12.03.2004 г. исключил из специального стажа работы. Не согласившись с этим, истица просит засчитать в стаж указанные периоды и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения. Кроме того, просила взыскать с ответчика судебные расходы.

В судебном заседании истица Магницкая Л.А., надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, предоставила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием адвоката Мишина С.В., в заявлении указала, что исковые требования поддерживает в полном объеме. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца - Мишин С.В. поддержал заявленные истицей требования, просил обязать ГУ-УПФ РФ по Таловскому району включить в специальный трудовой стаж Магницкой Л.А. периоды работы. Кроме того, уточнил требования и указанные в заявлении периоды просил зачесть в стаж в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 3 месяца, назначив истице досрочную пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, с момента обращения в ГУ-УПФ РФ по Таловскому району, т.е. с 21 мая 2010 года. Просил взыскать с ответчика судебные расходы за оказание юридической помощи в сумме 8000 рублей, а также сумму оплаченной ею государственной пошлины - 200 рублей. Суду пояснил, что после окончания медицинского училища 05.04.1983 г. истица устроилась на работу в Таловскую ЦРБ на должность фельдшера-диспетчера скорой помощи, где работала до 15.09.1990 года. С 15.10.1990 года по 28.06.1997 года она работала в Борисоглебском ТМО сначала участковой медсестрой поликлиники, затем медсестрой процедурного кабинета. 18.07.2010 года была принята в Таловское ТМО, где работала фельдшером скорой помощи, медсестрой психиатрического кабинета поликлиники, старшей медсестрой психотерапевтического отделения. После увольнения 07.04.2008 года из Таловского ТМО истица была принята на работу в ГУЗ «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», где работает до настоящего времени. 21.05.2010 г., имея специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет, истица обратилась в ГУ-УПФ РФ по Таловскому району с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости, но решением комиссии ответчика от 14.07.2010 г. Номер обезличен ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с тем, что ее специальный стаж недостаточен для назначения досрочной пенсии. Считает, что Магницкой Л.А. необоснованно отказано в назначении пенсии, т.к. исключенные ответчиком спорные периоды подлежат зачету в спецстаж согласно действовавшего на тот момент законодательства, стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения при «смешанном» варианте подсчета стажа по состоянию на дату обращения к ответчику составил более 30 лет, что дает ей право на назначение досрочной пенсии.

Представитель ответчика Шквирская Н.Ю. требования иска не признала, суду пояснила, что в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составляет не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах. Оценка пенсионных прав истицы производилась по двум вариантам, по первому - в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., по второму - в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. Согласно Постановления Правительства №781 от 29.10.2002 г. специальный стаж Магницкой Л.А. на 21.05.2010 г. составил 27 лет 10 месяцев 28 дней («смешанный стаж» - город, село), 15 лет 3 месяца 13 дней (стаж в рабочем поселке), а согласно Постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004г. - 27 лет 10 месяцев 28 дней («смешанный стаж»), 17 лет 00 месяцев 04 дня (стаж в сельской местности и рабочем поселке), что недостаточно для назначения указанного вида пенсии.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверив представленные доказательства в их совокупности, суд нашел исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Таким образом, истица, полагая о том, что её право на пенсионное обеспечение нарушено, имеет право на обжалование действий органов пенсионного обеспечения в суд, как это предусмотрено п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Из содержания протокола заседания комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14 июля 2010 года № 78 л.д. 11-17) следует, что ответчик отказал истице в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не включив в ее трудовой стаж следующие периоды: работа фельдшером-диспетчером скорой помощи Таловской ЦРБ с 05.04.1983 г. по 11.09.1983 г., с 11.05.1985 г. по 31.12.1985 г., отпуск по беременности и родам с 12.09.1983 г. по 05.01.1984 г., отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06.01.1984 г. по 10.05.1985 г.; курсы повышения квалификации с 19.01.1998 г. по 13.02.1998 г., с 16.02.2004 г. по 12.03.2004 г.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Должность фельдшера-диспетчера скорой помощи, в которой истица работала в Таловской ЦРБ в период с 05.04.1983 г. по 31.12.1985 г., не включена в вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В период работы Магницкой Л.А. фельдшером-диспетчером действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в котором предусмотрена должность фельдшера учреждения скорой помощи независимо от наименования должности.

В соответствии с п. 2.9 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» лицам, работающим в должностях диспетчера станции скорой медицинской помощи пенсия за выслугу лет может быть назначена при условии наличия в период работы медицинского образования. Судом установлено, что на начало спорного периода истица окончила Бутурлиновское медицинское училище и имеет диплом о среднем образовании по специальности «фельдшер».

Таким образом, суд считает, что период работы истицы фельдшером-диспетчером подлежит зачету в стаж работы для назначения досрочной пенсии.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При определении порядка исчисления специального стажа суд исходит из следующего. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464. В силу п. 2 указанного постановления работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. В связи с указанным период работы с 05.04.1983 года по 11.09.1983, с 11.05.1985 г. по 31.12.1985 г. в должности фельдшера-диспетчера скорой помощи Таловской ЦРБ подлежат зачету в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца).

Обсуждая порядок подсчета специального стажа истицы в период нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 12.09.1983 года по 05.01.1984 года, отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06.01.1984 года по 10.05.1985 года суд исходит из того обстоятельства, что до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», порядок назначения пенсий, подсчета трудового стажа, как общего, так и специального регулировался как пенсионным, так и трудовым законодательством. Исходя из Постановления Конституционного суда РФ №2-П от 29.01.2001 года следует, что при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормы ранее действовавшего трудового и пенсионного законодательства в период трудовой деятельности.

Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, однако в связи с вступлением в силу с 6 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Истице предоставлялся отпуск по беременности и родам с 12.09.1983 г. по 05.01.1984 г., отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06.01.1984 г. по 10.05.1985 г. (в период работы фельшером-диспетчером скорой помощи). С учетом вышеизложенного, отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком, предоставлявшийся до 06.10.1992 года, подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 3 месяца).

Требования истицы о необходимости включения в специальный стаж в льготном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд находит обоснованными, поскольку ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение оспариваемых периодов в льготный стаж. Более того, Рекомендациями Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п. 21).

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

Аналогичная норма содержалась и в ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего до вступления в силу ст. 187 Трудового кодекса РФ.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ № 186 от 05.06.1998 г. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» повышение квалификации является обязательным условием выполнением работы медицинской сестры.

Кроме этого, в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации, что не отрицалось представителем ответчика, за истицу работодателем производились выплаты по социальному страхованию.

В связи с изложенным, подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении для досрочного назначения трудовой пенсии по старости время нахождения истицы на курсах повышения квалификации в период работы медсестрой психиатрического кабинета (с 19.01.1998 г. по 13.02.1998 г. - из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца), а также в период работы старшей медсестрой психотерапевтического отделения (с 16.02.2004 г. по 12.03.2004 г. - из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца).

Таким образом, признав доказательства соответствующими требованиям ст. 67 ГПК РФ, суд установил, что специальный стаж истицы на время её обращения к ответчику - 21.05.2010 г. является достаточным стажем л.д. 19) для назначения истице досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Вследствие изложенного, решение комиссии ответчика от 14.07.2010 г. об уменьшении специального стажа истице является незаконным, отказ в назначении истице досрочной пенсии по старости неправомерным, а исковые требования истицы подлежат полному удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, произведенные Магницкой Л.А. л.д. 20), подлежат возмещению ответчиком в пользу истца.

Кроме того, истец заявил о взыскании в его пользу расходов, связанных с оплатой услуг представителя по составлению искового заявления в сумме 4000 рублей и за участие в судебном заседании в сумме 4000 рублей, подтвержденных квитанциями л.д. 21, 31).

Учитывая сложность и характер спора, значимость полученной юридической помощи для истца, не обладающей специальными знаниями в области пенсионного обеспечения, объема оказанной помощи, суд считает разумным взыскать судебные расходы с ответчика в пользу истца в заявленном размере, который соответствует размерам вознаграждения, установленным Советом адвокатской палаты Воронежской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области зачесть Магницкой Людмиле Алексеевне в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 3 месяцев) следующие периоды: период работы фельдшером-диспетчером скорой помощи Таловской ЦРБ с 05.04.1983 г. по 31.12.1985 г., в том числе периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 12.09.1983 г. по 05.01.1984 г. и в отпуске по уходу за ребенком с 06.01.1984 г. по 10.05.1985 г.; курсы повышения квалификации с 19.01.1998 г. по 13.02.1998 г., с 16.02.2004 г. по 12.03.2004 г.

Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области назначить Магницкой Людмиле Алексеевне досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 21 мая 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области в пользу Магницкой Людмилы Алексеевны судебные расходы за оказание юридической помощи в сумме 8000 (восьми тысяч) рублей, а также государственную пошлину в сумме 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Таловский районный суд.

Судья О.В. Лебедева