Дело № 2-582/2010
Строка 27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.п. Таловая 25 октября 2010 года
Таловский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Кондратьева М.В.,
при секретаре Швабриной М.Е.,
с участием истца Таранкова Ю.И.,
представителя ответчика Осиповой В.Н.,
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску Таранкова Ю.И. к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда,
у с т а н о в и л:
Таранков Ю.И. в иске к Управлению Пенсионного фонда по Таловскому району указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Ему было отказано в назначении и выплате досрочной пенсии в связи с недостаточностью специального трудового стажа. Ответчиком не включен в специальный трудовой стаж период работы в должности агрохимика, старшего агрохимика до 01.01.1992 г (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в Таловской зональной агрохимической лаборатории, впоследствии переименованной в Таловский филиал Воронежской проектно-изыскательской станции химизации сельского хозяйства. Считал, что указанные периоды подлежат зачету в льготный стаж, так как до ДД.ММ.ГГГГ правом на пенсионное обеспечение по разделу II «Геологоразведочные работы (поверхностные)» - (геологические, съемочные, поисковые, геологоразведочные, аэрогеологические, гидрогеологические и геофизические; каротажные партии, экспедиции, полевые базы, отряды, гидрогеологические станции) Списка №2, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 г. №1173, пользовались инженерно-технические работники экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятые на геологоразведочных и поисковых работах. Просил обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с момента достижения 56 лет, т.е. со 02.02.2009 года при наличии специального трудового стажа 11 лет 06 мес. 09 дней, обязав включить в специальный трудовой стаж период работы в Таловской зональной агрохимической лаборатории в должности агрохимика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и старшего агрохимика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.5-10)
Решением Таловского районного суда Воронежской области от 12.07.2010 года на ГУ - УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области возложена обязанность включить в льготный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы Таранкова Ю.И. в должности агрохимика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и старшего агрохимика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Таловской зональной агрохимической лаборатории, назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с уменьшением пенсионного возраста на 1 год (т.1 л.д.235-240).
Указанное решение отменено определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 07.09.2010 года и дело направлено на новое рассмотрение (т.2 л.д.19).
В судебном заседании при новом рассмотрении дела истец Таранков Ю.И. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. Пояснил, что до 01.01.1992 года правом на льготное пенсионное обеспечение по разделу 2 Списка 2 -1956 года пользовались инженерно-технические работники занятые непосредственно на геологических работах, то есть в полевых условиях. Занимаемая им в спорные периоды должность агрохимика и старшего агрохимика относится к должностям инженерно-технического состава. Выполняемые им работы относятся к геологическим исследованиям, что подтверждается так же выплатой полевого довольствия. Дважды он обращался к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, при этом оба раза его заявление оставлено без удовлетворения. Считает не включение спорных периодов работы в специальный трудовой стаж и отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в связи с особыми условиями труда по пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» неправомерными.
В судебном заседании представитель ответчика Осипова В.Н. исковые требования не признала. Суду пояснила, что Таранков Ю.И. действительно дважды обращался в ГУ-УПФ РФ по Таловскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, но комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказала ему в назначении указанной пенсии в связи с недостаточным специальным стажем работы. Первый раз он обращался по основаниям, предусмотренным пп.6 п.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», а затем по основаниям пп.2 п.1 указанной статьи. В назначении пенсии ему было отказано, поскольку специальный стаж заявителя с тяжелыми условиями труда составил 09 месяцев 18 дней, что является недостаточным. Свои действия они считают правомерными, основанными на законе и руководящих разъяснениях вышестоящей инстанции, поскольку наименование учреждения, в котором работает истец, не предусмотрено разделом 2 Списка №2 от 1956г., а работы, выполняемые им в спорные периоды, нельзя отнести к геолого-разведочным и поисковым.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд нашел исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона (60 лет) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, на один год за каждые два года и 6 месяцев такой работы мужчин.
В соответствии с п.п.6 п.1 указанной статьи трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В исковом заявлении и своих показаниях истец указал, что в спорные периоды он работал в полевых условиях и выполнял работы относящиеся к геологическим, на основании п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» просил назначить ему досрочную трудовую пенсию с 56 лет.
В статьях 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается такая трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ 24 апреля 2003 г. было принято Постановление N 239 «О внесении дополнений в пункт 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537», согласно пп. «б» пункта 1 которого время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Действовавший в спорный период Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» предусматривал установление пенсии по старости на льготных условиях, назначаемой ранее общего пенсионного возраста (статья 9). Право на такую пенсию предоставлялось, в частности, за работу с вредными и тяжелыми условиями труда по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.
Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 были утверждены списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, в частности Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Разделом II данного Списка в качестве работ с тяжелыми условиями труда предусмотрены геологоразведочные (поверхностные) работы (Геологические, съемочные, поисковые, геологоразведочные, аэрогеологические, гидрогеологические и геофизические; каротажные партии, экспедиции, полевые базы, отряды, гидрогеологические станции). Но, согласно п. «б» указанного раздела Списка №2 правом на льготную пенсию пользовались инженерно-технические работники, занятые только на геологоразведочных и поисковых работах в составе экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз.
Таким образом, для разрешения данного спора существенное значение имеют условия, при которых выполнялась работа, а именно: выполнение в спорные периоды геологоразведочных или поисковых работ; и выполнение предусмотренных работ в составе экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз.
Материалами дела установлено (т.1 л.д. 17-22), что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работал в должности агрохимика, старшего агрохимика в Таловской зональной агрохимической лаборатории (реорганизованной 01.01.1981 г. в Таловский филиал Воронежской областной проектно-изыскательской станции химизации сельского хозяйства, затем в проектно-изыскательскую станцию агрохимической службы «Таловская», государственную станцию агрохимической службы «Таловская», ФГУ Станция агрохимслужбы «Таловская»).
Согласно устава учреждения (т.1 л.д.130-204) одними из задач организации являются проведение почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического и других видов обследования земель сельскохозяйственного назначения, организация и проведение научных исследований, в том числе полевых опытов.
Из пояснений истца, и представленных документов, следует, что Таловская зональная агрохимическая лаборатория занималась агрохимическим обследованием земель сельскохозяйственного назначения (отбор проб с установлением географических координат, проведение анализов, определение баланса питательных веществ в земледелии) с последующим составлением агрохимической характеристики почв и рекомендаций по применению удобрений, составлением карт по обследуемому участку. Приказами о направлении работников указанной лаборатории в командировки подтверждается цель проведения полевых работ - проведение агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий с отбором почвенных образцов, закладке полевых опытов и т.д.
Все перечисленные выше работы в той или иной мере связаны с исследованием земной поверхности, но лишь по этому основанию данные работы не могут быть отнесены к геологоразведочным и поисковым.
Факт выплаты истцу полевого довольствия подтверждается предоставленными им в материалы дела копиями приказов о направлении в командировки для выполнения полевых работ (л.д. 27-43). В соответствии с данными приказами выплата полевого довольствия производилась истцу в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 04.06.1986 г. № 209/12-66 «Об утверждении Положения о выплате полевого довольствия работникам, занятым на геологоразведочных и топографо-геодезических работах».
Но один лишь факт выплаты полевого довольствия не может служить подтверждением занятости работника непосредственно на полевых геологоразведочных и поисковых работах.
Кроме того, истцом не представлено достоверных доказательств его работы в спорный период в составе экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз постоянно в течение полного рабочего дня.
В справке, уточняющей особый характер работы или условий труда Таранкова Ю.И. (т.1, л.д.23-25), указано, что в спорые периоды фактическое отработанное время в полевых агрохимическо-изыскательских работах в состав бригады в год составляло от нескольких дней до нескольких месяцев, при этом имеется ссылка, что данная работа предусмотрена п.п.6 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а не пп.2 п.1 указанной статьи, по основаниям которой заявлен иск и которая предусматривает назначение пенсии с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев работы мужчин.
Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. А в соответствии с п.3 ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» характер работы не может быть подтвержден свидетельскими показаниями.
При оценке пенсионных прав истца суд исходил из приведенных выше норм и пришел к выводу о том, что представленные доказательства в их совокупности не свидетельствуют о том, что работа истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила в тяжелых условиях труда, в связи с чем, указанный период не подлежит включению в трудовой стаж истца для назначения льготной пенсии по п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований Таранкова Ю.И. к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, включении в специальный трудовой стаж периодов работы в Таловской зональной агрохимической лаборатории в должности агрохимика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и старшего агрохимика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», о назначении досрочно пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с момента достижения 56 лет, т.е. со 02.02.2009 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий