решение о включении в подпрограмму и получении государственного жилищного сертификата



Дело №2-666/2010

Строка 52

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2010 года р.п. Таловая

Таловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Лебедевой О.В.,

при секретаре Кувшиновой Е.А.,

с участием истца Рыжкова С.С.,

его представителя Высоцкого А.А.,

представителя ответчика - администрации Таловского муниципального района Чибисовой В.Н.,

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску Рыжкова Сергея Степановича к администрации Таловского муниципального района Воронежской области о признании права на улучшение жилищных условий, восстановлении в очереди и включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством", получении государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе "Жилище на 2002-2010 годы",

установил:

Рыжков С.С. обратился в суд с иском к администрации Таловского муниципального района Воронежской области, в котором указал, что является майором запаса, имея выслугу в Вооруженных силах более 21 года, был уволен с воинской службы в запас. По прибытию к новому месту проживания решением администрации Таловского района Воронежской области от 01.02.1996 г. он был включен в списки очередности на право получения жилья. Постановлением администрации Таловского муниципального района № 1501 от 14.10.2010 г. он был исключен из списков участников подпрограммы «Выполнение гос. обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством». Полагал, что администрация не правомерно применила к нему ч. 5 ст. 60 Закон РФ от 11.02.1993 г. «О воинской обязанности и военной службе», которая с февраля 1998 года перестала действовать. Кроме того, ответчиком при разрешении жилищного вопроса истца не были применены постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.03.1963 г. № 270, от 20.01.1960 г. № 74, постановления Совета Министров СССР от 17.02.1981 г. № 193 и от 07.09.1989 г. № 734, постановление Правительства РФ от 06.07.1998 г. № 1054, дающих право на льготы при получении жилья военнослужащим. Согласно закону РФ «О статусе военнослужащих» ему, как военнослужащему, уволенному в запас, жилье должно было быть предоставлено не позднее 3-х месячного срока со дня увольнения, что не было выполнено. Исключение из списков участников подпрограммы считает нарушающим его конституционные права, просил обязать администрацию Таловского муниципального района признать его право на улучшение жилищных условий, восстановить в очереди с 01.02.1996 г., поставить на учет в качестве нуждающегося, признать право на включение его (состав семьи - два человека) в число участников федеральной программы «Жилище» 2002-2010 годы», обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области включить в сводный список получения и выдачи Государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании Рыжков С.С. поддержал заявленные требования, суду пояснил, что он проходил службу и проживал с семьей на Дальнем Востоке, затем, имея выслугу в Вооруженных силах более 20 лет в льготном исчислении, был переведен в Московскую область. На очереди для получения жилья в военном комиссариате не состоял. Приказом № от 21.03.1995 уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с незаключением контракта (пункт 5 статьи 60 Закона от 1993 г. N "О воинской обязанности и военной службе"), убыл для постоянного места жительства в Таловский район Воронежской области, где был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления. 24.03.1999 года истец был исключен из списка, но 16.12.2004 года вновь обратился и был повторно постановлен на учет 28.02.2005 года. Истцом 31.01.2008 г. было подано заявление о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы для получения государственного жилищного сертификата. После включения в состав участников данной подпрограммы постановлением администрации от 14.10.2010 г., Рыжков С.С. исключен из списка. Полагает, что исключение его из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы нарушает его право на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании представитель истца Высоцкий А.А. поддержал исковые требования, суду пояснил, что увольнение истца 21.03.1995 с военной службы происходило в переходный период, в пределах которого с военнослужащими заключались контракты, и было связано с организационно-штатными мероприятиями, тогда как он был уволен с формулировкой - «в связи с незаключением контракта» (по п. 5 ст. 60 закона «О воинской обязанности и военной службе»). Действующее законодательство предусматривает в обязательном порядке предоставление жилья военнослужащим, без чего увольнение с военной службы невозможно, просил включить Рыжкова С.С. в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», выдать государственный жилищный сертификат через Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области на состав семьи 2 человека.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации Таловского муниципального района Чибисова В.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала исключение истца из участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством», отказа в получении им государственного жилищного сертификата по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. правомерным. Суду пояснила, что требования к гражданам, изъявившим желание участвовать в подпрограмме, установлены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В п. 5 указанных правил определены основания увольнения, позволяющие гражданам, уволенным с военной службы, быть включенными в подпрограмму. Это граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, либо по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. При этом они должны встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. Истец, уволенный по п. 5 ст. 60 Закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с незаключением контракта), ни под одно из указанных оснований увольнения не подпадает. В учетном деле РВК на Рыжкова С.С. отсутствует рапорт и ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования на постановку на учет уволенного в запас, т. е. при увольнении истец льгот на получение жилья не имел и рапорт командиру войсковой части не подавал. Ссылка истца на то, что он имеет право на льготы как ветеран военной службы, не состоятелен, так как условием обеспечения жилплощадью уволенных военнослужащих с 1991 г. является нахождение на действительной военной службе не менее 20 календарных лет, а выслуга лет у Рыжкова С.С. составляет 16 лет 7 месяцев в календарном исчислении, в связи с чем в признании права истца на улучшение жилищных условий как ветерана военной службы следует отказать.

Представитель Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, в суд не явился, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте судебного заседания, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляет бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами(часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного закона).

В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 14 статьи 15 указанного закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П, следует, что законодательством предусмотрены две формы обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

В рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Подпунктом "г" пункта 5 Правил установлено, что право на участие в подпрограмме имеют, кроме прочих, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.

Из приведенных норм следует, что выдача государственных жилищных сертификатов является дополнительной формой обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно материалов учетного дела, представленных администрацией Таловского муниципального района, судом установлено, что Рыжков С.С. имеет выслугу лет в календарном исчислении более 16 лет и до 01 января 2005 года был поставлен после увольнения на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как военнослужащий, уволенный в запас. При этом, первоначально Рыжков С.С. обратился с заявлением 01.02.1996 г., в котором указал, что являясь офицером запаса нуждается в улучшении жилищных условий. Постановлением №87 от 24.03.1999 г. он был снят с учета граждан для получения жилой площади и улучшения жилищных условий. Повторно Рыжков С.С. обратился в администрацию с заявлением о постановке на учет 16.12.2004 г. и постановлением №59 от 28.02.2005 г. был поставлен на учет на получение жилья. С заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств…» он обратился 31.01.2008 г., постановлением №146 от 06.02.2008 г. включен в состав участников подпрограммы, но постановлением №1501 от 14.10.2010 г. исключен из указанного списка. В ходе судебного рассмотрения требований Рыжкова С.С. администрацией Таловского района постановлением от 09.12.2010 г. №1858 была изменена преамбула постановления №1501.

Обсуждая доводы сторон о том, что истец 21 марта 1995 года на основании приказа командующего 1 гвардейской общевойсковой армией №025 был уволен по статье 60 части 5 в связи с незаключением контракта (л.д. 11), суд учитывает следующее.

В период прохождения истцом военной службы был принят Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 года "О воинской обязанности и военной службе", вводивший прохождение военной службы по контракту. В целях реализации названного Закона и на основании его статьи 56 Верховный Совет Российской Федерации Постановлением от 11 февраля 1993 года установил переходный период, в пределах которого с военнослужащими заключались контракты; военнослужащие, не выразившие желания заключить контракт, по истечении 3 или 6 месяцев (в зависимости от воинского звания и занимаемой должности), если они не использовали такое основание, как увольнение со службы по собственному желанию, подлежали увольнению с военной службы в силу части пятой статьи 60 Закона. Постановлением Верховного Совета от 22 января 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской федерации «О статусе военнослужащих» военнослужащие, до завершения периода перехода к принципу комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактной основе были приравнены по правам и льготам, установленным Законом, к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Временным положением о порядке заключения контрактов и увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 августа 1993 года №404, определен добровольный порядок поступления на военную службу по контракту. В разделе III «Увольнение с военной службы» п. 25 пп. «е» предусматривается основание увольнения с указанием «в связи с незаключением контракта (пункт пятый статьи 60 Закона)» офицеров, не заключивших контракты о прохождении военной службы, подавших рапорты об увольнении с военной службы, чья общая продолжительность военной службы на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено офицерское воинское звание, составляет менее пяти лет после окончания образовательного учреждения профессионального образования. При этом, для увольнения по ч. 5 ст. 60 Закона другие основания в указанном Временном положении не предусмотрены.

Судом установлено, что в связи с увольнением на основании указанной нормы (ч. 5 ст. 60 Закона) Рыжкова С.С. в марте 1995 года в запас, ему отказано в предоставлении в полном объеме льгот, установленных для уволенных с военной службы по некоторым иным основаниям. С учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда №232-О от 17.10.2001 г., предусматривается часть пятая статьи 60 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 г. "О воинской обязанности и военной службе", имеющая характер переходного положения, исчерпала себя еще в 1994 году, а сам названный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе". Следовательно, проверка законности и обоснованности ограничения в предоставлении конкретных льгот, в том числе с точки зрения правильности выбора подлежащих применению правовых норм, относится к полномочиям судов общей юрисдикции.

Суд находит обоснованным обращение истца в суд за защитой прав с учетом наличия у него календарной выслуги лет - 16 лет, 07 мес., льготной- 21 год 04 мес. и формулировки увольнения не соответствующей действовавшему законодательству.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. № 9, согласно которому при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы по их желанию в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (пункты "а" и "б" части 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") они по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны обеспечиваться жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья. Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение. В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования части 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не нарушаются. Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица согласно статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть уволены с военной службы.

Таким образом, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащие выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильем.

Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.

При этом, в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.

Кроме того, согласно п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 15.02.2000 года №80, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащие предоставляют справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Указанные требования закона Рыжковым С.С. выполнены в полном объеме (л.д.13). Сведений о наличии у него в собственности жилого помещения ответчиками не представлено, из материалов учетного дела и в ходе данного судебного разбирательства каких-либо доказательств обеспечения истца жильем не установлено.

При таких обстоятельствах суд расценивает исключение истца из списка участников подпрограммы, издание администрацией Таловского муниципального района постановления №1501 от 14.102010 г.(в редакции постановления от 09.12.2010 г. №1858 ), а также отказ Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области в праве на получение Государственного жилищного сертификата, как необоснованные и нарушающие права истца, и в целях восстановления нарушенных прав истца, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность оформить государственный жилищный сертификат Рыжкову С.С. на состав семьи 2 человека и выдать его истцу.

Обсуждая доводы ответчика о возможности обеспечения истца жильем как ветерана военной службы по подведомственности Департамента труда и социального развития Воронежской области, суд не находит их обоснованными в связи с тем, что в силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям с учетом определенных им предмета и основания иска.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать увольнение Рыжкова Сергея Степановича согласно приказа командира войсковой части 44134 от 21 марта 1995 года №025 с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Обязать администрацию Таловского муниципального района Воронежской области признать Рыжкова Сергея Степановича (состав семьи два человека) участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по Таловскому муниципальному району».

Обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области включить Рыжкова Сергея Степановича в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 год.

Обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области оформить и выдать на имя Рыжкова Сергея Степановича (состав семьи два человека) государственный жилищный сертификат.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней через Таловский районный суд.

Судья О.В. Лебедева

Дело №2-666/2010

Строка 52

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть

16 декабря 2010 года р.п. Таловая

Таловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Лебедевой О.В.,

при секретаре Кувшиновой Е.А.,

с участием истца Рыжкова С.С.,

его представителя Высоцкого А.А.,

представителя ответчика - администрации Таловского муниципального района Чибисовой В.Н.,

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску Рыжкова Сергея Степановича к администрации Таловского муниципального района Воронежской области о признании права на улучшение жилищных условий, восстановлении в очереди и включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством", получении государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе "Жилище на 2002-2010 годы",

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать увольнение Рыжкова Сергея Степановича согласно приказа командира войсковой части 44134 от 21 марта 1995 года №025 с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Обязать администрацию Таловского муниципального района Воронежской области признать Рыжкова Сергея Степановича (состав семьи два человека) участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по Таловскому муниципальному району».

Обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области включить Рыжкова Сергея Степановича в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 год.

Обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области оформить и выдать на имя Рыжкова Сергея Степановича (состав семьи два человека) государственный жилищный сертификат.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней через Таловский районный суд.

Судья О.В. Лебедева