решение о признании Устава Таловского городского поселения недействующим в части



Дело № 2-716/2010

Строка 59

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ

р.п. Таловая 14 декабря 2010 года

Таловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Лебедевой О.В.,

при секретаре Кувшиновой Е.А.,

с участием помощника прокурора Трубникова С.Ю.,

председателя Совета народных депутатов Таловского городского поселения Таловского муниципального района Калгина Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Таловского района Воронежской области о признании Устава Таловского городского поселения противоречащим закону и недействующим в части,

установил:

Прокурор Таловского района Воронежской области обратился в суд с заявлением, в котором указал, что прокуратурой Таловского района проведена проверка Устава Таловского городского поселения на предмет соответствия действующему федеральному и региональному законодательству, а также на предмет содержания коррупциогенных факторов. В ходе проверки установлено, что в соответствии со ст. 39 ч. 3 п. 19 Устава главе администрации Таловского городского поселения предоставлено полномочие на организацию и осуществление экологического контроля, противоречащим требованиям действующего законодательства. Согласно ст. 64 Федерального закона № 4-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды, т.е. государственный, производственный и общественный экологический контроль. Муниципальный экологический контроль действующим законодательством не предусмотрен. Сравнительный анализ п. 19 ч. 3 ст. 39 Устава с федеральными нормами показывает, что при принятии данного пункта представительным органом местного самоуправления неправомерно расширен круг полномочий главы администрации Таловского городского поселения, в частности, организация и проведение экологического контроля Таловского городского поселения. В соответствии с пп. «б» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций, является коррупциогенным фактором. Также в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Учитывая, что п. 19 ч. 3 ст. 39 Устава противоречит требованиям действующего законодательства в части наделения главы администрации Таловского городского поселения полномочиями по организации и осуществлению экологического контроля, что возможно приведет к незаконному вмешательству в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов различных форм собственности, просил признать Устав Таловского городского поселения недействующим в части, а именно п. 19 ч. 3 ст. 39 как противоречащий Федеральному закону № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008 и содержащий коррупциогенный фактор.

В судебном заседании помощник прокурора Трубников С.Ю. подтвердил суду фактические обстоятельства, изложенные в заявлении, исковые требования поддержал, просил суд признать п. 19 ч. 3 ст. 39 Устава Таловского городского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов Таловского городского поселения Таловского муниципального района, недействующим в части наделения главы администрации Таловского городского поселения полномочиями по организации и осуществлению экологического контроля, противоречащим Федеральному закону № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и содержащий коррупциогенный фактор.

В судебном заседании председатель Совета народных депутатов Калгин Н.С. не возражал против заявленных требований, суду пояснил, что в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области уже направлены Устав Таловского городского поселения и другие материалы для государственной регистрации изменений в Устав Таловского городского поселения и включения сведений о внесенных изменений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ.

Суд, выслушав прокурора, председателя Совета народных депутатов Калгина Н.С., исследовав и оценив собранные по делу доказательства, нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 39 Устава Таловского городского поселения определены полномочия главы администрации Таловского городского поселения. Пунктом 19 части 3 ст. 39 Устава главе указанного сельского поселения предоставлено право на организацию и осуществление экологического контроля Таловского городского поселения.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающеей среды» под контролем в области охраны окружающей среды (экологический контроль) понимается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

На основании статьи 64 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

До внесения изменений в ст. 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в числе иных видов экологического контроля закон называл муниципальный экологический контроль, проводимый органами местного самоуправления. В результате принятия Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 93-ФЗ "О внесении изменения в статью 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды" муниципальный экологический контроль был исключен из перечня видов экологического контроля, осуществляемых в РФ. Таким образом, право органов местного самоуправления на осуществление муниципального экологического контроля на территории муниципального образования ныне действующей редакцией Федерального закона № 7-ФЗ не предусмотрено.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проведение муниципального экологического контроля не относит к вопросам местного значения (ст. 14).

В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного закона муниципальные правовые акты, к каковым относится и устав муниципального образования, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, с учетом совокупности исследованных судом доказательств по делу, суд находит пункт 19 части 3 статьи 39 Устава Таловского городского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов Таловского городского поселения Таловского муниципального района, противоречащим со дня его принятия статье 64 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, имеющим большую юридическую силу, а требования прокурора Таловского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать пункт 19 части 3 статьи 39 Устава Таловского городского поселения Таловского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Таловского городского поселения Таловского муниципального района, противоречащим статье 64 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», содержащим коррупциогенный фактор и недействующим со дня его принятия в части наделения главы администрации Таловского городского поселения полномочиями по организации и осуществлению экологического контроля.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий О.В. Лебедева