Дело №2-624/2010.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24.11.2010 г. р.п. Таловая
Таловский районный суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Казьмина Е.Н
при секретаре Кравцовой С.А.,
с участием истца Славгородского С.И.,
представителя ответчика по доверенности Осиповой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Славгородского Сергея Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Таловскому району Воронежской области о включении в льготный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л:
Славгородский С.И. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР, периоды отпуска на время обучения в учебном заведении, а также период нахождения на курсах повышения квалификации, назначении и выплате пенсии с момента обращения к ответчику.
В судебном заседании истец Славгородский С.И. поддержал исковые требования, суду показал, что с 16.05.1986 года по 30.05.1988 года он проходил службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР. С 15.08.1988 года по настоящее время работает в Вязовской основной общеобразовательной школе учителем и директором школы. 15.07.2010 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В назначении пенсии ему было отказано. С решением комиссии не согласен, так как по ранее действовавшему законодательству служба в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный стаж. Период прохождения военной службы по призыву следует засчитать как один день военной службы за два дня работы. В период времени с 1989 года по 1994 год он заочно обучался в институте. На время обучения ему предоставлялись отпуска. Считает, что периоды ученических отпусков также подлежат включению в специальный стаж, поскольку за ним сохранялось место работы и сохранялась заработная плата. В период с 27 по 29 августа 1991 года находился на курсах повышения квалификации. Повышение квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя является обязанностью работников, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью. Просил признать решение комиссии ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включить в специальный стаж указанные периоды службы, учебы и повышения квалификации и назначить ему досрочную пенсию со дня обращения с заявлением к ответчику.
Представитель ответчика Осиповой В.Н. с исковыми требованиями истца не согласна. Суду показала, что досрочная пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. Период службы истца в Вооруженных Силах СССР с 16.05.1986 года по 30.05.1988 года по Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и по статье 58 Закона о государственных пенсиях учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения засчитывался в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходился на работу, которая дает право на эту пенсию. Однако, указанное постановление утратило силу с 01.10.1993 года, поэтому истец необоснованно делает ссылку на недействующий нормативно-правовой акт. Считает, что ссылка истца на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П несостоятельна, поскольку по смыслу данного постановления возможно применение норм закона, действовавшего до 01.01.2002 года, до введения в действие Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в том случае, когда гражданин приобрел право на получение пенсии до указанной даты. Истец на момент принятия нового закона еще не имел права на назначение пенсии. Периоды нахождения истца в учебных отпусках и в командировке не подлежат включению в специальный стаж, так как не предусмотрены пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516. Считает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку его стажа работы недостаточно для назначения досрочной пенсии.
Выслушав истца, представителя ответчика, проверив представленные доказательства в их совокупности, суд нашел установленным следующее.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из содержания протокола заседания комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №91 от 23.08.2010 года следует, что ответчик отказал истцу в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при подсчете исчисления стажа не включив в специальный трудовой стаж службу в Советской Армии по призыву, периоды предоставления отпуска на время сессии с отрывом от производства и период нахождения в командировке, как не предусмотренные пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Истец полагает, что его право на пенсионное обеспечение нарушено.
Обсуждая порядок подсчета специального стажа истца в период прохождения службы по призыву в рядах Советская Армии с 16.05.1986 года по 30.05.1988 года, суд исходит из следующего.
Согласно части 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об учреждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463. Согласно п.3 Постановления Совета Министров РСФСР № 463, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В спорный период службы истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР. Указанная служба подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу пункта 4 данного Положения период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Вышеуказанное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодателем же не приняты меры для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы службу в составе Вооруженных Сил СССР. С учетом изложенного, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Из представленных в суд доказательств установлено, что истцом выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, в связи с чем период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в указанный стаж. Изложенные в письменных возражения доводы представителя ответчика об отказе истцу в удовлетворении иска в этой части суд считает несостоятельными в связи с вышеизложенным. При этом, службу по призыву следует засчитать как один день военной службы за один день работы. Доводы истца о двойном подсчете службы по призыву являются несостоятельными ввиду неправильного толкования норм материального права.
Обсуждая порядок подсчета специального стажа истца в период предоставления отпуска на время сессии с отрывом от производства с 01.06.1990 года по 10.06.1990 года, с 03.06.1991 года по 03.07.1991 года, с 02.01.1993 года по 10.01.1993 года, с 04.04.1994 года по 04.05.1994 года, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, истец проходил обучение в Липецком государственном педагогическом институте на заочном отделении и ему предоставлялись ученические отпуска в период действия КЗоТ РСФСР, статья 198 которого закрепляла предоставление отпусков с сохранением средней заработной платы работникам, обучающимся в высших учебных заведениях. В соответствии с п. 2 Положения « О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, п. 3 Приложения к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 года № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Поскольку Славгородский С.И., осуществляя педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находился в учебном отпуске в период действия указанных норм права, а потому указанный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
Обсуждая порядок подсчета специального стажа истца в период нахождения в командировке с 27.08.1991 года по 29.08.1991 года, суд исходит из следующего. Согласно ст. 167ТК РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Поэтому период нахождения в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, требования истца о включении в специальный стаж ученических отпусков, нахождение в командировке, служба в Советской Армии по призыву подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность. При этом службу по призыву следует засчитать как один день военной службы за один день работы по выше изложенным основаниям.
Таким образом, специальный стаж истца на время его обращения к ответчику 15.07.2010 года составил менее 25 лет, что является недостаточным стажем для назначения истцу досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, в связи с чем истцу следует отказать в иске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области включить Славгородскому Сергею Ивановичу в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность следующие периоды: службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 16.05.1986 года по 30.05.1988 года; периоды отпуска на время обучения в учебном заведении: с 01.06.1990 года по 10.06.1990 года, с 03.06.1991 года по 03.07.1991 года, с 02.01.1993 года по 10.01.1993 года, с 04.04.1994 года по 04.05.1994 года; период нахождения в командировке с 27.08.1991 года по 29.08.1991 года, в удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий Е.Н. Казьмин