Дело №2-519/2010.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24.11.2010 г. р.п. Таловая
Таловский районный суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Казьмина Е.Н.
при секретаре Кравцовой С.А.,
с участием истца Григорьевой В.А.,
представителя филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района Воронежской области - Акимовой И.И.,
представителя Администрации Таловского муниципального района Воронежской области - Чибисовой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Григорьевой (до заключения брака - Окорочковой) Веры Алексеевны к Департаменту труда и социального развития Воронежской области и Администрации Таловского муниципального района Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, филиалу ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района Воронежской области об обеспечении жилой площадью по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Григорьева (до заключения брака - Окорочкова) В.А. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социального развития Воронежской области и Администрации Таловского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности на ответчиков предоставить ей как лицу из числа детей-сирот, жилое помещение в р.п. <адрес>. В иске указала, что она имеет статус сироты, ее мать ФИО1 - мать одиночка, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Со своей матерью они проживали и были зарегистрированы в доме отчима ФИО2 по адресу <адрес>, который (дом) принадлежал его матери ФИО3. Согласно акта обследования данного дома от ДД.ММ.ГГГГ дом пришел в непригодное для жилья состояние. После смерти матери истица была направлена в Таловскую школу-интернат. ДД.ММ.ГГГГ над ней было оформлено опекунство ФИО8 и закреплено право пользования жилым помещением по месту жительства опекуна в <адрес> С 1 сентября 2007 года по 30 июня 2010 года истица являлась учащейся профессионального лицея.
В 2009 году филиалом ОГУ «Управления социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района сформировано и направлено в Департамент труда и социального развития дело Окорочковой В.А. для постановки на учет на получение жилого помещения на основании договора социального найма в соответствии с Законом Воронежской области №93-ОЗ. Приказом Департамента труда и социального развития от 18.01.2010 года истица принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области. По состоянию на 01.07.2010 года номер очереди истицы в общем списке составляет 2433. Кроме того, она включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма за №346.
Считает, что установление очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании истец Григорьева В.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района Воронежской области - Акимова И.И. считает необходимым отказать истцу в удовлетворении иска. Суду пояснила, что филиал не является юридическим лицом. В их обязанности входит только прием заявлений, формирование личного дела и направление его в департамент труда и социального развития для постановки на учет. К распределению жилья не имеют никакого отношения.
Представитель Администрации Таловского муниципального района Воронежской области - Чибисова В.Н. возражает против удовлетворения исковых требований. Суду показала, что до 2008 года детей-сирот ставили на очередь на получение жилья в районной администрации. С 2008 года эти обязанности взял на себя Департамент труда и социального развития. Истица поставлена на учет и состоит на очереди.
Ответчики Департамент труда и социального развития Воронежской области, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили. От них не поступило ходатайства об отложении либо рассмотрении дела в их отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей данных ответчиков (ст. 167 ч.4 ГПК РФ).
В суд от Департамента труда и социального развития Воронежской области поступили письменные возражения на иск, в которых указали, что приказом департамента от 18.01.2010 г. Окорочкова В.А. принята на учет на предоставление жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Воронежской области по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения граждан. В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 29.11.2007 года №1083 полномочиями по формированию и управлению жилищным фондом Воронежской области социального использования, включению жилых помещений в жилищный фонд социального использования и исключению жилых помещений из указанного фонда, заключению договоров социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений наделен департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области. Департамент труда и социального развития, действуя в пределах собственных полномочий, не правомочен вынести решение о предоставлении жилого помещения без выделения департаментом имущественных и земельных отношений фактического жилого помещения, с указанием адреса его расположения, а также размером общей и жилой площади предоставляемого жилого помещения.
В суд от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области поступили письменные возражения на иск, в которых указали, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение. В настоящее время свободных жилых помещений, находящихся в собственности области, на территории города Воронежа не имеется. В удовлетворении иска просили отказать.
Выслушав истца, представителей соответчиков, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд нашел установленным следующее.
Департаментом труда и социального развития Воронежской области в суд представлена копия учетного дела Окорочковой Веры Александровны (л.д.52-85). Из учетного дела установлено, что Окорочкова В.А. является сиротой, не имеет закрепленного жилого помещения (л.д.67,68). Приказом департамента от 18.01.2010 года №27/ОД принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.54). Номер очереди в списке граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем из государственного жилищного фонда области составляет №330 (л.д.52).
Согласно свидетельства о заключении брака, ДД.ММ.ГГГГ Окорочкова В.А. заключила брак с ФИО11, после заключения брака ей присвоена фамилия «Григорьева» (л.д.39).
Согласно ч.1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно части 2 ст. 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области считает необходимым отказать истцу в удовлетворении иска в связи с отсутствием свободных жилых помещений, ссылаясь при этом на пункт 5 ст. 4 закона Воронежской области от 09.10.2007 года №93-ОЗ, которым установлено, что жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.
Однако, суд считает, что в силу прямого указания статьи 8 часть 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 57 части 2 пункта 2 Жилищного кодекса Российской Федерации о вне очередном обеспечении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм, требование истца о возложении обязанности предоставить жилое помещение подлежит удовлетворению.
Постановлением Администрации Воронежской обл. от 29.11.2007 N 1083 "О мерах по реализации Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" департамент труда и социального развития Воронежской области определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма. Полномочиями по формированию и управлению жилищным фондом Воронежской области социального использования, включение жилого помещения в жилищный фонд социального использования и исключение жилого помещения из указанного фонда, заключение договоров социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений наделен департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Пунктом 3 названного Постановления установлено, что договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования между нанимателем и исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, заключается на основании решения исполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма.
Таким образом, на департамент труда и социального развития Воронежской области следует возложить обязанность принять решение о предоставлении вне очереди истцу жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям исходя из норм жилой площади по договору социального найма, на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области следует возложить обязанность заключить договор социального найма жилого помещения, предоставленного истцу на основании решения департамента труда и социального развития по Воронежской области.
В удовлетворении иска к Администрации Таловского муниципального района Воронежской области следует отказать, поскольку она не является надлежащим ответчиком в силу выше изложенного. В удовлетворении иска к филиалу ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района Воронежской области также следует отказать, в том числе и по тому основанию, что не является юридическим лицом (ст.55 ч.2 ГК РФ).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Департамент труда и социального развития Воронежской области принять решение о предоставлении вне очереди Григорьевой (до заключения брака - Окорочковой) Вере Алексеевне жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям исходя из норм жилой площади по договору социального найма.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор социального найма жилого помещения, предоставленного Григорьевой (до заключения брака - Окорочковой) Вере Алексеевне на основании решения Департамента труда и социального развития по Воронежской области.
В удовлетворении иска к остальным ответчикам Григорьевой Вере Алексеевне отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий Е.Н. Казьмин