Решение о признании нормативно-правовго акта незаконным и недействующим в части



Дело № 2-178/2011

Строка 65

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Таловая 05 апреля 2011 года

Таловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Лесных А.В.,

при секретаре Коломийцевой Е.В.,

с участием представителя заявителя - помощника прокурора Трубникова С.Ю.,

представителя Совета народных депутатов Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района - главы Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района Соболевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Таловского района Воронежской области о признании Положения об администрации Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов Абрамовского сельского поселения № 22 от 12.05.2006 года, противоречащим закону и недействующим в части,

установил:

Прокурор Таловского района Воронежской области обратился в суд с заявлением, в котором указал, что Решением Совета народных депутатов Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района от 12.05.2006 года № 22 утверждено Положение об администрации Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района. Данный нормативно-правовой акт обнародован путем размещения на информационных щитах в общественных местах. В соответствии с пп. 18 п. 2.4 Положения главе администрации Абрамовского сельского поселения предоставлено полномочие по организации и осуществлению экологического контроля Абрамовского сельского поселения. Данная норма является коррупциогенным фактором, противоречащим требованиям действующего законодательства. Согласно ст. 64 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды, т.е. государственный, производственный и общественный экологический контроль. Муниципальный экологический контроль действующим законодательством не предусмотрен. В соответствии с п.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и иным нормативным правовым актам РФ, субъектов РФ. Сопоставление пп. 18 п. 2.4 Положения с федеральными нормами показывает, что при принятии данного пункта представительным органом местного самоуправления неправомерно расширен круг полномочий главы администрации Абрамовского сельского поселения, в частности, организация и проведение экологического контроля Абрамовского сельского поселения. В соответствии с пп. «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов принятие нормативно-правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором. Также в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. А в соответствии со ст.3 того же закона одним из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц. Учитывая, что пп. 18 п. 2.4 Положения противоречит требованиям действующего законодательства, что возможно приведет к незаконному вмешательству в деятельность хозяйствующих субъектов различных форм собственности, просил признать пп. 18 п. 2.4 Положения об администрации Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов Вязовского сельского поселения № 22 от 12.05.2006 года, недействующим в части наделения главы администрации Абрамовского сельского поселения полномочиями по организации и осуществлению экологического контроля, противоречащим Федеральному закону № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008 и содержащий коррупциогенный фактор.

В судебном заседании представитель заявителя Трубников С.Ю. подтвердил суду фактические обстоятельства, изложенные в заявлении, исковые требования поддержал, просил суд признать пп. 18 п. 2.4 Положения об администрации Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района № 22 от 12.05.2006 года, противоречащим статье 64 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» и п.4 ст.3 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и недействующим со дня его принятия в части наделения главы администрации Абрамовского сельского поселения полномочиями по организации и осуществлению экологического контроля.

В судебном заседании глава Абрамовского сельского поселения Соболева О.Н. не возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что на ближайшей сессии Совета народных депутатов будет решаться вопрос о внесении изменений в Положение об администрации Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством.

Суд, выслушав представителя заявителя, главу Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Пунктом 2.4 Положения об администрации Абрамовского сельского поселения определены полномочия главы Абрамовского сельского поселения. Подпунктом 18 пункта 2.4 Положения главе указанного сельского поселения предоставлено право на организацию и осуществление экологического контроля Абрамовского сельского поселения (л.д.9, об.).

Согласно ст.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», под контролем в области охраны окружающей среды (экологический контроль) понимается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

На основании статьи 64 указанного Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

До внесения изменений в ст. 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в числе иных видов экологического контроля закон называл муниципальный экологический контроль, проводимый органами местного самоуправления. В результате принятия Федерального закона от 24 июня 2008 г. № 93-ФЗ «О внесении изменения в статью 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» муниципальный экологический контроль был исключен из перечня видов экологического контроля, осуществляемых в РФ. Таким образом, право органов местного самоуправления на осуществление муниципального экологического контроля на территории муниципального образования, ныне действующей редакцией Федерального закона № 7-ФЗ, не предусмотрено.

Согласно ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проведение муниципального экологического контроля также не относится к вопросам местного значения. В соответствии с п.4 ст.7 указанного закона, муниципальные правовые акты, к которым также относится и Положение об администрации сельского поселения, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст.3 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», одним из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц. И, как верно сослался прокурор в своем заявлении, наделение главы администрации Абрамовского сельского поселения полномочиями по организации и осуществлению экологического контроля, может привести к незаконному вмешательству в деятельность хозяйствующих субъектов различных форм собственности на территории поселения.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, с учетом совокупности исследованных судом доказательств по делу, суд находит подпункт 18 пункта 2.4 Положения об администрации Абрамовского сельского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района № 22 от 12.05.2006 года, противоречащим со дня его принятия статье 64 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года и п.4 ст.3 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года, имеющим большую юридическую силу, а требования прокурора Таловского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать подпункт 18 пункта 2.4 Положения об администрации Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов Абрамовского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области № 22 от 12.05.2006 года, противоречащим статье 64 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» и п.4 ст.3 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и недействующим со дня его принятия в части наделения главы администрации Абрамовского сельского поселения полномочиями по организации и осуществлению экологического контроля.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий