Строка 53
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Таловая 05 мая 2011 года
Таловский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Кондратьева М.В.,
при секретаре Швабриной М.Е..,
с участием помощника прокурора Таловского района Воронежской области Трубникова С.Ю.,
представителя истца адвоката Мишина С.В.,
представителя ответчика ОГУ «УСЗН Воронежской области» Акимовой И.И.,
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шведова В.Т. к ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» и филиалу ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление,
установил:
Шведов В.Т. обратился с иском, в котором указал, что в соответствии с удостоверением, выданным администрацией Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ имеет право на льготы и компенсации, как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п.3 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Граждане, попадающие под действие п.3 ст.13 Закона, имеют среди прочего права на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную материальную помощь на оздоровление. Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими ФЗ, подлежат защите от инфляции. Это относится к ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и к ежегодной материальной помощи на оздоровление. Порядок индексации пособий, компенсации сумм возмещение вреда на протяжении действия Закона неоднократно изменялся, но принцип защиты от инфляции, предполагающий соответствующую индексацию выплат, оставался неизменным. Однако с начала получения выплат, то есть с 1998 года, выплачиваемые ему суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление в установленном Законом порядке не индексировались. Поскольку индексация подлежащих выплат не осуществлялась по вине органов, обязанных осуществлять эти выплаты, заключавшейся в заведомо неправильном начислении размеров выплат и игнорировании требований Закона в части их индексации, просил взыскать задолженность, образовавшуюся по причине неполной выплаты за прошлое время за период с 1998 года по 2011 год сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и материальной помощи на оздоровление соответственно в размере 328345 рублей 24 копейки и 6816 рублей 44 копейки, а всего 335161 рубль 68 копеек. Просил обязать ответчиков установить и выплачивать с 01.01.2011 года ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 4219 рублей 22 копейки (за вычетом суммы компенсации фактически выплаченной с 01.01.2011г.), с последующей индексацией в соответствии с законодательством, а так же обязать ответчиков выплачивать ежегодную материальную помощь на оздоровление с 01.01.2011 года в размере 1721 рубль 76 копеек с последующей индексацией в соответствии с законодательством (л.д.5-18).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования. Поскольку Правительство РФ проиндексировало компенсации и иные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 01.06.2004 года по настоящее время, просил взыскать с ответчиков единовременно задолженность, образовавшуюся по причине неполной выплаты в течение с сентября 1998 года по май 2004 года сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и материальной помощи на оздоровление соответственно в размере 71407 рублей 95 копеек и 1835 рублей 11 копеек, а всего 73243 рубля 06 копеек (л.д.49-58).
Определением суда от 16.03.2011 года по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены Министерство финансов РФ и Департамент труда и социального развития Воронежской области (л.д.35-36).
В судебном заседании представитель истца адвокат Мишин С.В. уточненные требования поддержал, пояснил, что с момента первой выплаты компенсации и до 31.05.2004 года каких-либо механизмов индексации выплачиваемых истцу компенсаций не предусматривалось. Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 03.11.2006г. №445-0, положения ст.208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Поскольку с сентября 1998 года по май 2004 года индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление не производилась, образовалась задолженность соответственно в размере 71407 рублей 95 копеек и 1835 рублей 11 копеек. Просил исковые требования Шведова В.Т. удовлетворить и взыскать с ответчиков указанную задолженность.
Представитель ответчика ОГУ «УСЗН Воронежской области» Акимова И.И. возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что Шведову В.Т., являющемуся ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, гарантированы выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление. Указанные выплаты не входят в объем выплат по возмещению вреда и не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку размеры данных выплат определены в твердой денежной сумме. Индексация компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью, выплачиваемых Шведову В.Т., осуществлялась органами социальной защиты в соответствии с Постановлениями Правительства РФ, начиная с 2004 года. Выплаты производились своевременно, следовательно, права истца не нарушены. Просила в удовлетворении исковых требований Шведова В.Т. отказать.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ Кошелев С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, указал, что вопросы исчисления, назначения и производства выплат, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» в компетенцию Министерства финансов не входят. Выплаты компенсаций назначенных истцу предусмотрены п.22 ст.14 и ч.1 ст.39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Применительно к гражданам пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежемесячную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Вместе с тем данные компенсации индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы. Индексации указанных сумм в ином порядке не предусмотрено. В связи с чем, просил отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.63-65).
Представитель третьего лица Департамента труда и социального развития Воронежской области в судебное заседание не явился, представил факсимильное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражении против заявленных требований. В предыдущем судебном заседании суду были представлены возражения на исковое заявление, в которых представитель департамента просил в иске отказать, поскольку индексация выплачиваемых истцу компенсаций органами социальной защиты производилась в соответствии с действующим законодательством, а именно начиная с 29.05.2004г. в соответствии с Постановлениями Правительства РФ «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат…», в 2005 году, в 2006 году и т.д. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 года так же определены порядок индексации некоторых ежемесячных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002г. по 31.05.2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, членам их семей и возврата недополученных сумм (л.д.41-43).
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, заслушав помощника прокурора Трубникова С.Ю., полагавшего, что в иске следует отказать, суд нашел исковые требования не подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с удостоверением № выданным администрацией Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ Шведов В.Т. являющийся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.19). С 01.09.1998 года по настоящее время выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров (в соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Закона) и ежегодной компенсации на оздоровление (в соответствии с ч.1 ст. 40 Закона) истцу производятся (л.д. 21).
Как подтверждается материалами дела и указывается истцом в заявлении об уточнении исковых требований, с 01.06.2004 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров проиндексирована в соответствии с Постановлениями Правительства РФ об индексации на соответствующий год размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Но поскольку с 1998 года (момента первой выплаты) и до 31.05.2004 года каких-либо механизмов индексации выплачиваемых компенсаций не предусматривалось, истец просил суд проиндексировать данные выплаты по аналогии с индексацией, установленной для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума.
Суд считает, что оснований для применения к указанным компенсациям порядка индексации, предусмотренного для ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеется.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены пунктом 3 статьи 15 (ранее п.10 ч.1 ст.15) и частью 1 статьи 40 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года №1244-1. Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.
Частью 3 статьи 5 указанного Закона РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. №122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. №122-ФЗ в статьи 15 и 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.
Из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 19.06.2002 года №11-П следует, что само по себе изменение способа определения размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, и критерия индексации сумм возмещения вреда не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации. При определении размеров иных денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда чернобыльцам, законодатель вправе был взять за основу их исчисления любую базовую сумму (в том числе 100 руб.), но не ниже ранее установленной расчетной суммы (83 руб. 49 коп.), сохранив прежний коэффициент ее повышения (кратность). Данный подход был использован при внесении изменений в базовый Закон в связи с принятием Федерального закона "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", Федерального закона от 12 февраля 2001 года и Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
То обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а так же ежегодной компенсации на оздоровление не может быть различен.
Как следует из анализа норм действующего законодательства, после введения нового порядка регулирования сумм возмещения вреда здоровью, впервые индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление установлена Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №847 на 2004 год, а в последующем Постановлениями Правительства от 07.05.2005г. №292, от 24.03.2006г. №163, от 25.04.2006г. №246, от 21.03.2007г. №171 и от 21.12.2007г. №914. Выплаты истцу производились исходя из базовой суммы, а в последующем с индексацией в соответствии с указанными постановлениями Правительства РФ.
Суд считает, что порядок индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, предусмотренные п.3 ч.1 ст.15 и ст.40 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отличается от порядка индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью. Указанные компенсации не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку размеры данных выплат определены в твердой денежной сумме. В связи с чем, оснований для индексации данных выплат в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, не имеется. Вместе с тем, данные выплаты индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, индексации указанных сумм в ином порядке законодателем не предусмотрено.
Как видно из представленной справки филиала ОГУ "УСЗН Воронежской области" Таловского района, которая истцом не оспаривается, все причитающиеся ему выплаты произведены в соответствии с указанными постановлениями с учетом индексации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Шведова В.Т. о взыскании с ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» и филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление за период с сентября 1998 года по май 2004 года в сумме 73243 рубля 06 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий