Дело № 2-436/2011 Строка 27 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 августа 2011 года р.п. Таловая Таловский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего - судьи Лебедевой О.В., при секретаре Кувшиновой Е.А., с участием истца Кретова А.П., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области Гафаровой А.Р., рассмотрев гражданское дело по иску Кретова Андрея Петровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району Воронежской области о включении в стаж спорных периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, установил: Кретов А.П. обратился в суд с иском, в котором указал, что 28 июня 2011 года обратился к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району Воронежской области с требованием о назначении ему досрочной пенсии в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако ответчик отказал ему в этом, период работы в качестве врача анастезиолога-реаниматолога реанимационного отделения Таловского ТМО, переименованного 16.11.2000 г. в МУЗ «Таловская ЦРБ», с 01.09.1994 года по 31.12.2000 года не был засчитан в льготном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.1994 года по 23.12.1994 года, с 01.11.2000 года по 30.11.2000 года, с 01.09.2005 года по 26.10.2005 года, с 11.10.2010 года по 20.11.2010 года исключил из специального стажа работы. Не согласившись с этим, истец просит засчитать в стаж в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) период работы в качестве врача анестезиолога-реаниматолога реанимационного отделения с 01.09.1994 года по 31.12.2000 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.1994 года по 23.12.1994 года, с 01.11.2000 года по 30.11.2000 года, с 01.09.2005 года по 26.10.2005 года, с 11.10.2010 года по 20.11.2010 года и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения. В судебном заседании истец Кретов А.П. исковые требования в части включения периода нахождения его на курсах повышения квалификации в льготном порядке уточнил, просил включить данные периоды в стаж для назначения досрочной пенсии в календарном порядке, в остальной части заявленные требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что после окончания Воронежского медицинского института 02.03.1993 г. был принят на должность врача-интерна-терапевта в Таловское ТМО, 29.06.1994 г. переведен на должность врача-терапевта того же ТМО. 01.08.1994 г. в Таловском ТМО было открыто реанимационное отделение. 01.09.1994 г. истец был переведен на должность врача-анестезиолога-реаниматолога в данное отделение, где работает до настоящего времени. На протяжении указанного периода его трудовая функция не изменялась. При обращении истца в ГУ-УПФ РФ по Таловскому району с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости ему было отказано в этом в связи с тем, что его специальный стаж недостаточен для назначения досрочной пенсии. Полагал, что отсутствие реанимационного отделения в перечне структурных подразделений, равно как и несоответствие наименования учреждения (Таловское ТМО) Списку учреждений, не может являться основанием для отказа в исчислении периода работы в данном отделении в в льготном исчислении (1 год 1 год и 6 месяцев). Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ и подлежит включению в стаж, необходимый для назначения указанного вида пенсии. Таким образом, стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по состоянию на дату обращения к ответчику составил более 25 лет, что дает ему право на назначение досрочной пенсии. Представитель ответчика Гафарова А.Р. требования иска не признала, суду пояснила, что в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составляет не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. Оценка пенсионных прав истца производилась по двум вариантам, по первому - в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., по второму - в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. Согласно Постановления Правительства №781 от 29.10.2002 г. специальный стаж Кретова А.П. на 28.06.2011 г. составил 22 года 3 месяца 4 дня, а согласно Постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004г. - 22 года 8 месяцев 26 дней, что недостаточно для назначения указанного вида пенсии. Выслушав истца, представителя ответчика, проверив представленные доказательства в их совокупности, суд нашел исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Таким образом, истец, полагая о том, что его право на пенсионное обеспечение нарушено, имеет право на обжалование действий органов пенсионного обеспечения в суд, как это предусмотрено п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Как усматривается из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 08.07.2011 г. № 93 (л.д. 24-27) ответчик отказал истцу в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Согласно первому варианту подсчета период работы Кретова А.П. врачом анестезиологом-реаниматологом реанимационного отделения с 01.09.1994 г. по 04.09.1994 г., с 24.12.1994 г. по 20.01.1997 г., с 25.01.1997 г. по 31.10.1999 г., с 01.12.2000 г. по 31.12.2000 г. засчитан в календарном порядке, согласно второму варианту подсчета периоды работы врачом анестезиологом-реаниматологом реанимационного отделения с 01.09.1994 г. по 04.09.1994 г., с 24.12.1994 г. по 20.01.1997 г., с 25.01.1997 г. по 31.10.1999 г. засчитаны в льготном порядке (1 год как 1 год и 3 месяца), период работы врачом анестезиологом-реаниматологом реанимационного отделения с 01.12.2000 г. по 31.12.2000 г. - в календарном порядке, период с 01.11.1999 г. по 31.10.2000 г. не включен в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации по обоим вариантам подсчета не зачтены в специальный стаж. Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривается, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Согласно Списку и Правилам в стаж работы в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 годи 6 мес.) засчитывается работа в должности врача-анестезиолога-реаниматолога (врача-анестезиолога-реаниматора) в отделении (группе, палате, выездной бригаде скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. В период с 01.09.1994 по 31.12.2000 г.г. истец работал в Таловском ТМО (впоследствии МУЗ «Таловская ЦРБ») в должности врача анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении. Реанимационное отделение отсутствует в перечне структурных подразделений, работа в которых засчитывается стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, право на указанный вид пенсии имеют врачи независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. В силу п. 2 данного Постановления (действующего по периоду до 01.11.1999 г.), льготное исчисление выслуги (1 год за 1 год и 6 месяцев) производится врачам-анестезиологам-реаниматорам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии. Согласно п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (действующих по периоду с 01.11.1999 г.), врачам, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Перечню, один год работы засчитывается за один год и 6месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. В пункте 2 Перечня структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, поименованы врачи-анестезиологи-реаниматологи отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Причиной отказа в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) периода работы Кретова А.П. с 01.09.1994 года по 31.10.1999 года, с 01.12.2000 года по 31.12.2000 года явилось отсутствие как в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, так и в перечне структурных подразделений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, наименования такого структурного подразделения как «реанимационное отделение». Период работы с 01.11.1999 г. по 31.10.2000 г. ответчик исключил из спецстажа истца на том основании, что Таловское территориальное медицинское объединение (ТМО), в котором истец работал в спорный период в должности врача-анестезиолога-реаниматолога, отсутствует в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. При определении возможности включения в специальный стаж периодов работы в должности врача-анестезиолога-реаниматолога реанимационного отделения с 01.09.1994 года по 31.10.1999 года, с 01.12.2000 года по 31.12.2000 года суд пришел к следующему. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 г. № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», который действует и по настоящее время, предписывалось создание отделения анестезиологии-реанимации, правильное наименование отделения - отделение анестезиологии-реанимации. Несмотря на это, приказом главного врача от 01.08.1994 г. в Таловском ТМО было открыто реанимационное отделение (л.д. 20). Из материалов дела установлено, что приказом главного врача МУЗ «Таловская ЦРБ» № 41 от 29.11.2002 г. наименование отделения на основании приказа Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 г. № 841 приведено в соответствие со штатным расписанием с 01.01.2001 г., наименование «реанимационное отделение» изменено на отделение анестезиологии-реанимации (л.д. 20-22). В мотивировочной части приказа указано, что при учреждении реанимационного отделения была допущена ошибка в наименовании, при этом об организационных, функциональных изменениях в деятельности отделения и обязанностях в приказе не указано. В ходе судебного разбирательства было установлено, что истец в период работы в реанимационном отделении фактически исполнял трудовые обязанности, тождественные трудовым обязанностям врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации, которые Положением об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, определены как осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах, осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы, оперативного вмешательства и др. причин. С момента приведения наименования «реанимационного отделения» в соответствие с действующим законодательством не изменились не только трудовая функция истца, но и его непосредственное рабочее место, профиль работы истца соответствовал требуемому при назначении льготной пенсии. Не внесение работодателем своевременно изменений в наименование структурного подразделения - «реанимационное отделение» лечебно-профилактического учреждения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 г. № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» не должно ущемлять его права на пенсионное обеспечение согласно действующего законодательства. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Суд также считает подлежащим включению в специальный стаж истца в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) периода его работы в Таловском территориальном медицинском объединении (ТМО) с 01.11.1999 г. по 31.10.2000 г. Как следует из Устава Таловского ТМО, оно является муниципальным учреждением здравоохранения, имеющем в своем составе Таловскую центральную районную больницу, как головное учреждение. Согласно п.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, относятся больницы всех наименований. Кроме того, согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в специальный стаж включается работа в должностях, указанных в списке, в территориальных медицинских объединениях и в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. Следовательно, законодательство, действующее в настоящее время, определяет время работы в территориальных медицинских объединениях, как специальный стаж, включаемый в период для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При определении порядка исчисления специального стажа суд исходит из следующего. Согласно действовавших в спорный период Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, врачам, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению (Перечню структурных подразделений), один год работы засчитывался за один год и 6 месяцев. В связи с указанным периоды работы истца с 01.09.1994 года по 31.10.1999 года, с 01.12.2000 года по 31.12.2000 года, а также с 01.11.1999 г. по 31.10.2000 г. подлежат включению в специальный стаж льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев). Требования Кретова А.П. о необходимости включения в специальный стаж в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд находит обоснованными, поскольку ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение оспариваемых периодов в льготный стаж. Более того, Рекомендациями Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п. 21). В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Аналогичная норма содержалась и в ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего до вступления в силу ст. 187 Трудового кодекса РФ. Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья предусмотрена обязнность медицинских работников повышать квалификацию, с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач по охране здоровья населения. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения РФ определяется Положением о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения. Повышение квалификации является неотъемлимой и необходимой частью исполнения Кретовым А.П., как медицинским работником, своей профессиональной деятельности. Кроме этого, в период нахождения истца на курсах повышения квалификации, что не отрицалось представителем ответчика, за истца работодателем производились выплаты по социальному страхованию. В связи с изложенным, подлежит зачету в специальный стаж в календарном исчислении для досрочного назначения трудовой пенсии по старости время нахождения истца на курсах повышения квалификации с с 05.09.1994 года по 23.12.1994 года, с 01.11.2000 года по 30.11.2000 года, с 01.09.2005 года по 26.10.2005 года, с 11.10.2010 года по 20.11.2010 года. Таким образом, признав доказательства соответствующими требованиям ст. 67 ГПК РФ, суд установил, что специальный стаж Кретова А.П. на время его обращения к ответчику - 28.06.2011 г. является достаточным стажем для назначения истцу досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Вследствие изложенного, решение комиссии ответчика от 08.07.2011 г. является незаконным, отказ в назначении истцу досрочной пенсии по старости неправомерным, а исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, произведенные Кретовым А.П., подлежат возмещению ответчиком в пользу истца. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области зачесть Кретову Андрею Петровичу в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) период работы врачом-анастезиологом-реаниматологом реанимационного отделения Таловского ТМО, переименованного 16.11.2000 г. в МУЗ «Таловская ЦРБ», с 01.09.1994 года по 31.12.2000 года. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области зачесть Кретову Андрею Петровичу в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в календарном исчислении курсы повышения квалификации с 05.09.1994 года по 23.12.1994 года, с 01.11.2000 года по 30.11.2000 года, с 01.09.2005 года по 26.10.2005 года, с 11.10.2010 года по 20.11.2010 года. Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области назначить Кретову Андрею Петровичу досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 28 июня 2011 года. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области в пользу Кретова Андрея Петровича судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Таловский районный суд. Судья О.В. Лебедева