решение об обеспечении жилой площадью по договору социального найма



Дело №2-403/2011

Строка 54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

           18 августа 2011 г.                                                                                        р.п. Таловая

Таловский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего - судьи Лебедевой О.В.,

при секретаре Кувшиновой Е.А.,

с участием представителя филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района Воронежской области, ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» - Акимовой И.И.,

представителя Администрации Таловского муниципального района Воронежской области - Чибисовой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Чесноковой Екатерины Николаевны к Администрации Таловского муниципального района Воронежской области, Департаменту труда и социального развития по Воронежской области, областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области», Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обеспечении жилой площадью по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

          Чеснокова Е.Н. обратилась в суд с иском об обеспечении жилой площадью по договору социального найма. В заявлении указала, что она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Её мать, являвшаяся матерью-одиночкой - Чеснокова Н.Г. была лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ года. Своей жилой площади ее мать не имела. С 12.05.1996 г. истица была направлена в Таловскую школу-интернат. С 01.09.2006 г. по 30.06.2011 г. она являлась студенткой Воронежской государственной лесотехнической академии. Во время обучения в академии находилась на полном государственном обеспечении. В 2009 г. филиалом ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронеской области» Таловского района было сформировано и направлено в Департамент труда и социального развития дело истицы для постановки на учет на получение жилого помещения на основании договора социального найма в соответствии с Законом Воронежской области № 93-ОЗ. Приказом Департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области Чеснокова Е.Н., зарегистрированная в р.п. Таловая, была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно положений Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Закон Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ предусматривает предоставление таким лицам жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма. Уполномоченным органом исполнительной власти, призванным вести учет таких лиц, является главное управление социального развития Воронежской области. По состоянию на 01.04.2011 г. номер очереди истицы в списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма - № 183. Полагая, что установление очередности нарушает ее право на внеочередное получение жилья, просила обязать ответчиков предоставить жилое помещение в р.п. Таловая Воронежской области.

Истица Чеснокова Е.Н., надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.

В судебном заседании представитель ответчиков ОГУ «УСЗН ВО» и ФОГУ «УСЗН ВО» Акимова И.И.возражала против удовлетворения исковых требований Чесноковой Е.Н., суду пояснила, что в обязанности филиалов ОГУ входит прием заявлений и документов от граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, учет и хранение учетных дел граждан, ежегодная перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и направление соответствующих сведений в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области, осуществляющий принятие решения о постановке на учет качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета, - Главное управление социального развития Воронежской области. Данное управление было реорганизовано путем слияния в Департамент здравоохранения и социального развития Воронежской области. Департамент здравоохранения и социального развития Воронежской области был реорганизован путем разделения в Департамент труда и социального развития Воронежской области, который в настоящее время является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим принятие решений о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета. В связи с этим требования истицы в части предъявления их к филиалу областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области», областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области» незаконны.

           В судебном заседании представитель ответчика - администрации Таловского муниципального района Воронежской области - Чибисова В.Н. возражала против удовлетворения исковых требований. Суду показала, что до 2008 года вопросы постановки на учет детей-сирот на получение жилья находились в ведении Таловской районной администрации. С 2008 года эти обязанности перешли к Департаменту труда и социального развития.

           Ответчики - Департамент труда и социального развития Воронежской области и Департамент имущественных и земельных отношений, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в суд своих представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменные отзывы на исковое заявление. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей не явившихся ответчиков.

В отзыве на исковое заявление Департамент труда и социального развития Воронежской области возражали против удовлетворения исковых требований. Указали, что граждане, принятые на учет, включаются в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, по основаниям, предусмотренным ЖК РФ (ч.3 ст. 7 Закона Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма».) В соответствии с указанным законом жилые помещения предоставляются только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области (ч. 5 ст. 4 Закона). Нормы данного закона никем не оспорены, не противоречат федеральному жилищному законодательству, прав истицы не нарушают. В настоящий момент свободных жилых помещений, находящихся в собственности области, не имеется. В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 29.11.2007 года №1083 полномочиями по формированию и управлению жилищным фондом Воронежской области социального использования, включению жилых помещений в жилищный фонд социального использования и исключению жилых помещений из указанного фонда, заключению договоров социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений наделен департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области. Департамент труда и социального развития не уполномочен на предоставление жилых помещений.

          В суд от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области также поступили письменные возражения на иск, в которых указано, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение, следовательно, заключение договора социального найма жилого помещения в отсутствие предмета договора не представляется возможным. В настоящее время свободных жилых помещений, находящихся в собственности области, на территории города Воронежа не имеется. Кроме того, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поставленных на учет после 01.01.2008 г. и не получивших жилое помещение, производится в рамках долгосрочной целевой программы «Дети Воронежской области», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 06.10.2010 г. № 826. Главным распорядителем средств по указанной программе является департамент труда и социального развития Воронежской области, в связи с чем Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. В удовлетворении иска просили отказать.

Выслушав представителей соответчиков, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд нашел установленным следующее.

Департаментом труда и социального развития Воронежской области представлена копия учетного дела Чесноковой Е.Н.

           Материалами дела (л.д.14,74) установлено, что Чеснокова Е.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ года. Мать - Чеснокова Н.Г. лишена родительских прав по решению Бобровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 75,76), запись об отце - Чеснокове Н.Г. аннулирована на основании решеия Ленинского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 77,78). Постановлением Администрации Бобровского района Воронежской области от 14.05.1996 г. (л.д. 79,87) Чеснокова Н.Г. была помещена в Таловскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывалась до 01.09.2006 года в Таловской школе-интернате, где зарегистрирована по настоящее время (л.д. 13,85). 30.06.2011 года истица окончила Воронежскую государственную лесотехническую академию (л.д. 10).       

            На территории Бобровского района Чеснокова Е.Н. имела закрепленное жилье в доме ее матери (л.д. 79), однако указанный жилой дом был продан ДД.ММ.ГГГГ г. Демину А.И., чьи права на него зарегистрированы в установленном порядке (л.д.80).

          Из сообщений Управления ФРС по Воронежской области (л.д. 91,94) следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Чесноковой Е.Н. на недвижимое имущество, расположенное на территории Таловского и Бобровского районов, не зарегистрированы. Закрепленного жилья в настоящее время истица не имеет.

Приказом Департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области от 02.04.2009 года №899/ОД истица принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.12). Номер очереди в списке граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем из государственного жилищного фонда области составляет № 183 (л.д. 11).

           Вместе с тем, суд считает, что право Чесноковой Е.Н. на жилье не реализовано до настоящего времени.

           Принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

           В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

           Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников, от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Согласно части 2 ст. 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

          В представленных в материалы дела отзывах Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департамента труда и социального развития Воронежской области, в обоснование необходимости отказа истцу в удовлетворении иска в связи с отсутствием свободных жилых помещений, имеется ссылка на пункт 5 ст. 4 закона Воронежской области от 09.10.2007 года №93-ОЗ, которым установлено, что жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.

Однако суд считает, что в силу прямого указания статьи 8 часть 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 57 части 2 пункта 2 Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном обеспечении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм, требование истца о возложении обязанности предоставить жилое помещение подлежит удовлетворению. Помимо этого, данные нормы закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников, от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Постановлением Администрации Воронежской обл. от 29.11.2007 N 1083 "О мерах по реализации Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" департамент труда и социального развития Воронежской области определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма. Полномочиями по формированию и управлению жилищным фондом Воронежской области социального использования, включение жилого помещения в жилищный фонд социального использования и исключение жилого помещения из указанного фонда, заключение договоров социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений наделен департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Пунктом 3 названного Постановления установлено, что договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования между нанимателем и исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, заключается на основании решения исполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма.

Таким образом, на департамент труда и социального развития Воронежской области следует возложить обязанность принять решение о предоставлении вне очереди истцу жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям исходя из норм жилой площади по договору социального найма, на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области следует возложить обязанность заключить договор социального найма жилого помещения, предоставленного истцу на основании решения департамента труда и социального развития по Воронежской области.

В удовлетворении иска к Администрации Таловского муниципального района Воронежской области, филиалу ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района Воронежской области, ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» следует отказать, поскольку указанные органы не являются надлежащими ответчиками в силу выше изложенного.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

           Обязать Департамент труда и социального развития Воронежской области принять решение о предоставлении вне очереди Чесноковой Екатерине Николаевне жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям исходя из норм жилой площади по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор социального найма жилого помещения, предоставленного Чесноковой Екатерине Николаевне на основании решения Департамента труда и социального развития по Воронежской области.

В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий                                                                   О.В. Лебедева