Дело №2-298/2011. Строка 63. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27.06.2011 г. р.п. Таловая Таловский районный суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Казьмина Е.Н., при секретаре Кравцовой С.А., с участием заявителей Прокопенко Александра Ивановича, Турищевой Натальи Николаевны, Демченко Валентины Викторовны, Прокопенко Елены Семеновны, Ковалева Александра Дмитриевича, Прокопенко Веры Ивановны, представителя Прокопенко А.И. - адвоката Багно Ю.Е., представившего удостоверение №0478 и ордер №29/11 от 16.06.2011 года, представителя Администрации Таловского муниципального района Воронежской области - Трунова Анатолия Михайловича, представителей МОУ «Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа» - Стодоля Галины Георгиевны, Стодоля Андрея Ивановича, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по жалобе Прокопенко Александра Ивановича, Турищевой Натальи Николаевны, Демченко Валентины Викторовны, Прокопенко Елены Семеновны, Ушаковой Оксаны Анастасьевны, Буравлевой Наталии Ильиничны, Мамотенко Натальи Николаевны, Дименковой Лены Ивановны, Ковалева Александра Дмитриевича и Прокопенко Веры Ивановны об обжаловании ненормативного акта администрации Таловского муниципального района Воронежской области и возложении обязанности устранить нарушения прав на доступность образования, У С Т А Н О В И Л: Прокопенко А.И. и Турищева Н.Н. обратились в суд с жалобой о признании недействительным постановления Администрации Таловского муниципального района Воронежской области №544 от 11.05.2011 года «Об изменении статуса муниципального общеобразовательного учреждения Нижнекаменской средней общеобразовательной школы» и возложении обязанности на Администрацию Таловского муниципального района Воронежской области устранить допущенное нарушением прав их детей на доступное образование (л.д.8-10). Определением районного суда от 17.06.2011 года (л.д.101 - оборот) к производству суда принята жалоба Прокопенко А.И. и Турищевой Н.Н. об уточнении дополнительных оснований для признания обжалуемого постановления недействительным и устранения нарушений прав детей на доступность к получению общего среднего образования (л.д.81-83). Определением районного суда от 22.06.2011 года (л.д.106) к данному делу присоединены два гражданских дела по жалобам Ковалева А.Д., Прокопенко В.И., Демченко В.В., Прокопенко Е.С., Ушаковой О.А., Буравлевой Н.И., Мамотенко Н.Н. и Дименковой Л.И. с аналогичными требованиями (л.д.113-116, 145-147). В жалобах указали, что дочь заявителя Прокопенко А.И. - Прокопенко Екатерина Александровна 16.07.1995 года рождения, дочь заявителя Турищевой Н.Н. - Турищева Любовь Сергеевна 10.07.1995 года рождения, дочь заявителя Демченко В.В. - Демченко Анастасия Анатольевна 07.03.1996 года рождения, сын заявителя Прокопенко Е.С. - Прокопенко Антон Васильевич 30.08.1995 года рождения, сын заявителя Ушаковой О.А. - Ушаков Владислав Владимирович 18.10.1995 года рождения, сын заявителя Буравлевой Н.И. - Буравлев Игорь Викторович 10.08.1995 года рождения, дочь заявителя Мамотенко Н.Н. - Мамотенко Екатерина Викторовна 31.08.1995 года рождения, дочь заявителя Дименковой Л.И. - Дименкова Наталия Ивановна 31.10.1995 года рождения являются учащимися 9-го класса, дочь заявителя Ковалева А.Д. - Ковалева Светлана Александровна 30.04.1994 года рождения, сын заявителя Прокопенко В.И. - Прокопенко Владислав Сергеевич 12.04.1994 года рождения являются учащимися 10-го класса муниципального общеобразовательного учреждения Нижнекаменской средней общеобразовательной школы. Дети заявителей решили продолжить обучение в этой же школе для получения среднего общего образования. Постановлением Администрации Таловского муниципального района Воронежской области №544 от 11.05.2011 года «Об изменении статуса муниципального общеобразовательного учреждения Нижнекаменской средней общеобразовательной школы» статус Нижнекаменской средней общеобразовательной школы с 01.07.2011 года изменен на статус «муниципальное общеобразовательное учреждение Нижнекаменская основная общеобразовательная школа». Считают, что указанное постановление является незаконным, так как вынесено с нарушением законодательных правовых норм, с нарушением принципа общедоступности к образованию их детей, провозглашенного ч.2 ст. 43 Конституции РФ, ст. 5, ст. 34 п.5 Закона РФ «Об образовании». В обжалуемом постановлении имеется ссылка, что основанием для его издания является исполнение Указа Президента РФ от 28.04.2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжения Правительства РФ от 11 сентября 2008 года №131-р и в целях сокращения неэффективных расходов. Однако, как следует из анализа указанных нормативных актов, обнаружение неэффективных расходов (в материальном смысле) не дает никаких оснований для реорганизации общеобразовательных школ, в том числе на изменение их статуса. Однако выделение специального автобуса, расходы по перевозке детей, расходы по оплате труда лиц, обслуживающих автобус (слесарь, инженер и других лиц) весь так называемый эффект уничтожают. МОУ «Нижнекаменская СОШ» имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности. Согласно ст. 41 Закона об образовании, для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Кроме этого, реорганизация муниципального общеобразовательного учреждения проводится без применения порядка реорганизации муниципальных образовательных учреждений, тогда как согласно п.1 ст. 34 Закона об образовании такой Порядок реорганизации устанавливается местной администрацией муниципального образования. То есть реорганизация школы должна проводиться на основании нормативного акта. Такой нормативный акт, как им известно, Администрацией Таловского муниципального района не издавался и не опубликовывался. Заявители, как и все другие родители учащихся Нижнекаменской средней школы полностью удовлетворены качеством образования, предоставляемого этой школой. Предлагаемый в постановлении вариант перевозки детей от п. Н.Каменка в р.п. Таловая для обучения в МОУ «Таловская СОШ» неприемлем по нескольким аспектам. Так, нет безопасной дороги, ведущей в п.Н.Каменка (имеющиеся дороги по дамбам водоемов или же являются грунтовыми). Если же детям выходить на автодорогу Таловая - Новохоперск, то это опасно для их жизни, поскольку дорога является оживленной движением транспортных средств, не оборудована безопасным переходом. Вообще нет автобусной остановки, защищающей детей от холода и ветра в зимнее и весенне-осеннее время. Кроме этого, для поездки в р.п. Таловая и обратно домой детям надо будет затрачивать дополнительно много времени (около часа), что влияет на доступность детей к образованию, ограничивает время их отдыха и подготовки к учебе. Таким образом, перевозка детей из п. Н. Каменка в р.п. Таловая и обратно не только не возможна, но и не безопасна для их жизни и здоровья. Если бы дети заявителей знали, что будет реорганизация Нижнекаменской СОШ, то они бы не стали продолжать обучение в Таловской СОШ, а написали бы заявления о сдаче не только экзаменов по русскому языку и математике (общеобязательных предметов), но и по сдаче профильных предметов для поступления в техникум или же училища профессионального образования. В настоящее время изменить перечень предметов, подлежащих итоговой аттестации нельзя, так как истек срок подачи таких заявлений. Также согласно п. 7.3 Устава МОУ Нижнекаменская СОШ Учредитель обеспечивает перевод учащихся с согласия их родителей в другие образовательные учреждения соответствующего типа. Однако никакого согласования с заявителями как родителями обучающихся детей о переводе их в МОУ Таловская СОШ не было. Статьей 52 Закона об образовании установлено, что родители несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. В судебном заседании заявители Прокопенко А.И., Турищева Н.Н., Демченко В.В., Прокопенко Е.С., Ковалев А.Д. и Прокопенко В.И. поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просили суд удовлетворить ее. Заявители Ушакова О.А., Буравлева Н.И., Мамотенко Н.Н., Дименкова Л.И. надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. От Ушаковой О.А., Буравлевой Н.И. и Дименковой Л.И. в суд поступили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, поддерживали свои требования. Суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных заявителей. Представитель Прокопенко А.И. - Багно Ю.Е. считает необходимым удовлетворить заявленное требование. Суду показал, что реорганизация школы проведена без применения порядка реорганизации, который указан в п. 1 ст. 34 Закона об образовании. Родители и дети не были предупреждены о предстоящей реорганизации, об этом не было опубликовано в средствах массовой информации. Перевоз детей в другую школу очень опасен, здоровье детей под угрозой. Нет ни одного документа о безопасности перевозок и перевода детей по плотине. На трассе пешеходного перехода нет, на стороне п. Н-Каменка нет автобусной остановки, где дети могли бы укрыться от непогоды, ожидая автобус. Нет и документов о проекте ликвидации этих недостатков. Дети не смогут учиться полный учебный год, так как морозы, метель и дождь будут препятствовать посещению школы. Кроме того, согласно п.7.3 Устава школы перевод ребёнка в другую школу производится только с согласия родителей, такого согласия у родителей никто не спрашивал. Таловская СОШ переполнена. Реорганизация школы разрушает сельскую школу и село. Представитель Администрации Таловского муниципального района Воронежской области Трунов А.М. считает необходимым отказать заявителям в удовлетворении жалобы. Суду показал, что Администрация Таловского муниципального района является учредителем Нижнекаменской СОШ. В силу ст. 31 п.1 подпункт 3 Закона об образовании, учредитель может менять статус учреждения по своей инициативе. В договоре о взаимных уступках также указано, что учредитель имеет право на проведение реорганизации. В 2009 году было массово озвучено на сходе граждан о предстоящей реорганизации школы. Но была смена губернатора, автобусов не хватало и реорганизация была отложена. Оспариваемым постановлением изменён статус школы. Право детей на образование не нарушено. Губернатором области утверждено постановление, где утверждены расходы на одного обучаемого. В сельских школах в классе должно быть не менее 14 человек. В Н-Каменской школе учеников в старших классах меньше 14 человек. Все директора школ присутствовали на совещании, где решался вопрос о реорганизации школ. Каждый директор школы был обязан довести данное решение до родителей на общешкольном родительском собрании. Есть и другие школы с такой наполняемостью классов, они тоже будут реорганизованы. Экспертной комиссией подсчитано, что от изменения статуса ежегодно будет экономиться 470000 рублей. У администрации не будет значительных затрат от доставки детей в Таловскую школу, так как автобусы приобретены давно, штат набран, есть водители, механик, медсестра, сопровождающий. Расходы будут только на бензин, но расстояние незначительное и бензина будет расходоваться мало. Дороги в п. Н-Каменка действительно не соответствуют нормам, отдел по образованию каждый год проводит обследование дорог. Дорога по плотинам, связующая поселок с трассой узкая, нет ограждений и на одной дороге нет твёрдого покрытия. Дети будут выходить на трассу, где имеется оборудованная автобусная остановка. Сопровождающий будет переводить детей через дорогу. На переезд в школу дети будут тратить 15-20 минут. Доступность бесплатного образования детям будет обеспечена. В Нижнекаменской СОШ учебно-материальная база слабее, чем в Таловской СОШ. В Таловской СОШ хороший подбор учителей, два углубленных профиля обучения. У каждого ученика есть право выбора учителя и профиля обучения. Процедура изменения статуса школы выдержана. Представитель МОУ «Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа» - Стодоля Г.Г. считает необходимым удовлетворить заявленные требования. Суду показала, что вопрос о реорганизации школы начался в 2008 году. Нижнекаменская СОШ входила в план изменения статуса, но конкретно никто не знал когда это произойдет. Их школа престижная, есть все условия для обучения детей. Чтобы изменить статус школы, необходимо чтобы само учреждение, родители, дети или местная администрация вышли с инициативой об изменении статуса. Таких заявлений никто не подавал. На совещании в отделе образования 21.04.2011 года было объявлено о реорганизации школ, но Нижнекаменская школа конкретно не указывалась. Родители учеников должны быть извещены об изменении статуса школы, когда их дети обучались в 5-м классе. Они смогли бы сами определить в какой школе обучаться их детям. При изменении статуса школы средства района не экономятся, возрастают расходы по доставке детей в другую школу и обратно. В 2009 году проводилось общее собрание с участием родителей. Пришли к общему мнению оставить школу общеобразовательной. Представитель МОУ «Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа» - Стодоля А.И. также считает необходимым удовлетворить заявленные требования. Суду показал, что в 2009 году на родительском собрании обсуждался проект постановления о реорганизации школы. Никто данный проект не поддержал. 21.04.2011 года проводилось совещание с директорами школ, но в протоколе нет указания на решение вопроса по реорганизации. 16 мая им выдали копию оспариваемого постановления. Считает, что фактически средняя общеобразовательная школа ликвидирована, схода жителей села не было, мнение жителей села не выяснялось. Маршрут подвоза учащихся до настоящего времени не утвержден. Выход к остановке через дорогу и проезд к школе не безопасен. Выслушав заявителей, представителя заявителя, представителя администрации Таловского муниципального района, представителей МОУ Нижнекаменская СОШ, оценив и исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении жалобы в связи со следующим. Постановлением Администрации Таловского муниципального района Воронежской области №544 от 11.05.2011 года «Об изменении статуса муниципального общеобразовательного учреждения Нижнекаменской средней школы» изменен статус муниципального общеобразовательного учреждения Нижнекаменской средней общеобразовательной школы на статус «муниципальное общеобразовательное учреждение Нижнекаменская основная общеобразовательная школа» с 01 июля 2011 года. В соответствии со ст. ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В суд представлен Устав МОУ Нижнекаменской СОШ, согласно которого, учредителем образовательного учреждения является администрация Таловского муниципального образования (п.1.2 Устава). Школа может быть реорганизована по решению Учредителя в соответствии со ст. 34 Закона РФ «Об образовании», если это не влечет за собой нарушение обязательств Школы или если Учредитель принимает эти обязательства на себя (п.7.1 Устава). В соответствии со ст. 31 ч.1 п.3 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в частности, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - местной администрацией муниципального образования (ст. 34 ч.1 Закона). Заявители, представитель заявителя Прокопенко А.И. - адвокат Багно Ю.Е. считают, что обжалуемое постановление является незаконным, так как вынесено с нарушением законодательных правовых норм, не разработан порядок реорганизации муниципальных образовательных учреждений. В суд представлено постановление Администрации Таловского муниципального района Воронежской области №338 от 11.03.2011 года «Об утверждении порядка создания (в том числе путем изменения типа), реорганизации и ликвидации казенных, бюджетных, автономных учреждений Таловского муниципального района, порядка утверждения устава казенного, бюджетного, автономного учреждения Таловского муниципального района и внесении в него изменений, порядка осуществления контроля за деятельностью казенных, бюджетных, автономных учреждений Таловского муниципального района». (л.д.159-175). Данное постановление было опубликовано 18.04.2011 года в Таловском муниципальном вестнике (л.д.176-179). Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Суд считает, что с учетом требований ст. 34 ч.1 Закона «Об образовании» постановление Администрации Таловского муниципального района Воронежской области №338 от 11.03.2011 года является актом, подлежащим применению при реорганизации (изменении типа) муниципального образовательного учреждения. Пунктом 12 вышеуказанного утвержденного Порядка установлено, что изменение типа муниципального учреждения не является его реорганизацией. Постановлением Администрации Таловского муниципального района Воронежской области от 16.03.2009 года №329 «О реорганизации и ликвидации общеобразовательных учреждений муниципального района» утвержден план организационных мероприятий по подготовке и проведению реструктуризацию сети общеобразовательных школ района, утверждена комиссия по проведению экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации, ликвидации общеобразовательных учреждений, утверждено Положение о комиссии по проведению экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации, ликвидации общеобразовательных учреждений (л.д.40-47). Приказом муниципального отдела по образованию Администрации Таловского муниципального района №35 от 11.02.2011 года утверждена экспертная комиссия по оценке последствий принятия решения об изменении статуса муниципальных образовательных учреждений района (л.д.27). Согласно заключения комиссии по проведению экспертной оценки последствий принятия решения об изменении статуса МОУ Нижнекаменская СОШ В МОУ Нижнекаменская ООШ изменение статуса школы не повлечет изменений в обеспечении доступности образования детям, проживающим в п. Нижняя Каменка, повышение качества предоставляемых образовательных услуг, создании надлежащих условий для обучения и воспитания, не повлечет социальных негативных последствий для п. Нижняя Каменка (л.д.29-30). С учетом изложенного, суд пришел к выводу, при вынесении постановления №544 от 11.05.2011 года Администрация Таловского муниципального района действовала в рамках требований Закона РФ «Об образовании», Устава образовательного учреждения, ранее принятых постановлений Администрации муниципального района и не выявлено нарушений законодательных правовых норм. Суд считает несостоятельной ссылку заявителей на недействительность оспариваемого постановления по тем основаниям, что оно издано во исполнение Указа Президента от 28.04.2008 г. №607 «Об оценке эффективной деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжения Правительства РФ от 11.09.2008 г. №1313-р и сокращения неэффективных расходов, а фактически эффекта в материальном плане нет, не дает и оснований для реорганизации общеобразовательной школы. Согласно вышеуказанного заключения комиссии по проведению экспертной оценки последствий принятия решения об изменении статуса школы, экономический эффект от изменения статуса школы составит 491,7 тысяч рублей в год (л.д.29-30). Ссылка заявителей на незаконность постановления на основании ч.5 ст. 34 Закона РФ «Об образование» суд также считает несостоятельной. Данной нормой предусмотрено обязательное мнение жителей населенного пункта при ликвидации сельского образовательного учреждения, однако Нижнекаменское образовательное учреждение не ликвидируется, изменяется лишь его статус. Заявители утверждают, что принятым постановлением нарушен гарантируемый Конституцией РФ принцип общедоступности к образованию их детей. Статьей 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Обжалуемым постановлением предусмотрено утвердить маршрут движения школьного автобуса «п. Нижняя Каменка - р.п. Таловая (МОУ Таловская СОШ)» и обеспечить подвоз учащихся, проживающих в населенных пунктах, обслуживаемых МОУ Нижнекаменская СОШ, которые будут учиться в 10-11 классах МОУ Таловской СОШ. Таким образом, право на общедоступность и бесплатность образования не нарушено. В суд не представлено иных доводов, на основании которых оспариваемое постановление следует признать незаконным. Статьей 258 ч.4 ГПК РФ установлено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что постановление Администрации Таловского муниципального района Воронежской области №544 от 11.05.2011 года «Об изменении статуса муниципального общеобразовательного учреждения Нижнекаменской средней общеобразовательной школы» принято в соответствии с законом в пределах полномочий Администрации Таловского муниципального района, права и свободы граждан на доступность образования не нарушены, в связи с чем заявителям следует отказать в удовлетворении жалобы. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Прокопенко Александру Ивановичу, Турищевой Наталье Николаевне, Демченко Валентине Викторовне, Прокопенко Елене Семеновне, Ушаковой Оксане Анастасьевне, Буравлевой Наталии Ильиничне, Мамотенко Наталье Николаевне, Дименковой Лене Ивановне, Ковалеву Александру Дмитриевичу и Прокопенко Вере Ивановне в удовлетворении жалобы о признании недействительным постановления Администрации Таловского муниципального района Воронежской области №544 от 11.05.2011 года «Об изменении статуса муниципального общеобразовательного учреждения Нижнекаменской средней общеобразовательной школы» и возложении обязанности устранить нарушения прав на доступность образования. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий Е.Н. Казьмин