Дело №2-459/2011 Строка 27 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ р.п. Таловая 18 октября 2011 года Таловский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего - судьи Кондратьева М.В., при секретаре Коломийцевой Е.В., с участием истца Париновой Т.Н., представителя ответчика Васильевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Париновой Т.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Таловскому району Воронежской области о включении периодов работы в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию, установил: Паринова Т.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области, в котором указала, что решением ответчика ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, по причине отсутствия необходимого стажа работы. Отсутствие необходимого стажа явилось следствием не включения ответчиком в подсчет стажа отдельных периодов работы и иной деятельности и исчисления отдельных периодов в календарном порядке, а не в льготном, как это предусмотрено для работы в сельской местности. Считает решение ответчика незаконным. В учреждениях санитарно-эпидемиологической службы и иных учреждениях, в различных медицинских должностях, она работает с 01.04.1983г. и по настоящее время. Медицинскую деятельность начала осуществлять в Таловской районной СЭС в должности помощника санитарного врача, и работала до 03.03.1986г. В этот период ей предоставлялся отпуск по беременности и родам с 06.01.1985г. по 26.04.1985г. и отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 27.04.1985г. по 03.03.1986г., которые ответчик включает в специальный стаж не в льготном, а в календарном порядке, что противоречит положениям действовавшего тогда законодательства. Ответчик не включил в подсчет специального стажа период работы старшей медсестрой в ясли-сад ПО «Тюментрансгаз», которое находится в поселке Лонгъюган Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа, территория которого относится к районам Крайнего Севера. Считает, что данный период ее работы должен быть включен в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и исчисляться в льготном порядке, как работа в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера, то есть год работы за один год и шесть месяцев. Ответчик период ее работы в должности помощника эпидемиолога в филиале ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Бутурлиновском, Новохоперском, Таловском районах с 01.04.2005г. считает как работу в городе и исчисляет в календарном порядке, а не в льготном, как это предусмотрено пп.а п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность…, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. В периоды с 01.04.2005г. по 14.12.2005г., с 17.12.2005г. по 27.11.2006г., с 29.11.2006г. по 18.12.2006г., с 21.12.2006г. по 15.12.2008г., с 18.12.2008г. по 13.09.2009г., с 27.09.2009г. по 08.10.2009г., с 10.10.2009г. по 20.12.2010г., с 23.12.2010г. по 13.04.2011г. она работала в р.п. Таловая, выполняла трудовую функцию, направленную на охрану здоровья населения Таловского района. Рабочее место расположено в р.п. Таловая, как и до реорганизации учреждений санитарно-эпидемиологической службы РФ в 2005г. Так же ответчик исключил из подсчета стажа периоды командировок 01.11.1983г., с 05.12.1983г. по 10.12.1983г., 10.01.2000г., 01.08.2003г., 24.12.2004г., 28.12.2004г., с 15.12.2005г. по 16.12.2005г., 28.11.2006г., с 19.12.2006г. по 20.12.2006г., с 16.12.2008г. по 17.12.2008г., с 14.09.2009г. по 26.09.2009г., 09.140.2009г., с 21.12.2010г. по 22.12.2010г. Данные действия считает незаконными, поскольку в командировки она направлялась по приказу главного врача, в командировках выполняла свои трудовые функции, в эти периоды за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата. Ответчик так же исключил из подсчета стажа периоды курсов повышения квалификации с 01.02.2004г. по 03.02.2004г., с 06.05.2004г. по 03.06.2004г. Данные действия считает незаконными, потому что она является медицинским работником и повышение квалификации является обязательным условием для занятия медицинской деятельностью. На период курсов за ней так же сохраняется рабочее место и средняя заработная плата, производятся соответствующие удержания и перечисления в Пенсионный фонд. Данные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, как один год работы за один год и три месяца. Ответчик исключил из подсчета стажа периоды отпусков без сохранения заработной платы с 12.08.1983г. по 22.08.1983г., с 23.02.1984г. по 25.02.1984г., 08.09.1984г., с 22.01.1996г. по 26.01.1996г., с 12.02.1996г. по 20.02.1996г., с 12.08.1997г. по 15.08.1997г., с 20.02.2002г. по 22.02.2002г., с 18.03.2002г. по 22.03.2002г. Решение в данной части считает незаконным. Во время предоставления отпусков без сохранения заработной платы действовали законодательные акты в области пенсионного обеспечения, которые не содержали указаний об исключении периодов отпусков без сохранения заработной платы из стажа необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости или их не включение в стаж необходимый для назначения пенсии по выслуге лет. Кроме того, согласно Постановления Совета Министров СССР №235 от 22.01.1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет предоставляются отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 2-х недель с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности. Она имеет двух детей и отпуска брала для ухода и воспитания детей, подготовки их к школе. Просила суд признать решение ответчика незаконным и обязать включить в стаж необходимый для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости периоды командировок 01.11.1983г., с 05.12.1983г. по 10.12.1983г., 10.01.2000г., 01.08.2003г., 24.12.2004г., 28.12.2004г., с 15.12.2005г. по 16.12.2005г., 28.11.2006г., с 19.12.2006г. по 20.12.2006г., с 16.12.2008г. по 17.12.2008г., с 14.09.2009г. по 26.09.2009г., 09.140.2009г., с 21.12.2010г. по 22.12.2010г., курсов повышения квалификации с 01.02.2004г. по 03.02.2004г., с 06.05.2004г. по 03.06.2004г., отпусков без сохранения заработной платы с 12.08.1983г. по 22.08.1983г., с 23.02.1984г. по 25.02.1984г., 08.09.1984г., с 22.01.1996г. по 26.01.1996г., с 12.02.1996г. по 20.02.1996г., с 12.08.1997г. по 15.08.1997г., с 20.02.2002г. по 22.02.2002г., с 18.03.2002г. по 22.03.2002г. и исчислять данные периоды в льготном порядке как один год работы за один год и три месяца. Обязать ответчика включить в стаж период работы старшей медсестрой в ясли-сад ПО «Тюментрансгаз» с 01.06.1986г. по 12.10.1987г. и исчисляться в льготном порядке, как один год работы за один год и шесть месяцев. Обязать ответчика периоды отпусков по беременности и родам с 06.01.1985г. по 26.04.1985г. и по уходу за ребенком до полутора лет с 27.04.1985г. по 03.03.1986г., а так же периоды работы в должности помощника эпидемиолога в филиале ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Бутурлиновском, Новохоперском, Таловском районах с 01.04.2005г. по 14.12.2005г., с 17.12.2005г. по 27.11.2006г., с 29.11.2006г. по 18.12.2006г., с 21.12.2006г. по 15.12.2008г., с 18.12.2008г. по 13.09.2009г., с 27.09.2009г. по 08.10.2009г., с 10.10.2009г. по 20.12.2010г., с 23.12.2010г. по 13.04.2011г. исчислять в льготном порядке как один год работы за один год и три месяца. Признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и возложить на ответчика обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости и выплачивать ее с 13.04.2011г., а так же взыскать расходы по оплате госпошлины. В судебном заседании истец Паринова Т.Н. уточнила свои исковые требования, указав, что не настаивает на включении в льготный стаж периодов отпусков без сохранения заработной платы с 12.08.1983г. по 22.08.1983г., с 23.02.1984г. по 25.02.1984г., 08.09.1984г. поскольку в то время у нее еще не было двоих детей. Все остальные требования поддержала по указанным в иске основаниям. Пояснила, что периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, подлежат включению в специальный стаж, поскольку на эти периоды времени производились необходимые страховые начисления; периоды командировок и повышения квалификации являются неотъемлемой частью ее работы, входят в общий стаж работы, на эти периоды времени также производились страховые начисления. Работа в должности старшей медицинской сестры в ясли-сад ПО «Тюментрансгаз» подлежит включению в специальный стаж, так как ею выполнялась работа, дающая право на назначение данной пенсии. Данный период подлежит исчислению в льготном порядке как один календарный год работы, за один год и шесть месяцев. Период работы с 01.04.2005 г. по 13.04.2011 г. необходимо считать работой в сельской местности, так как ее рабочее место осталось прежним и расположено в р.п.Таловая. Считала необходимым удовлетворить ее исковые требования, включить указанные периоды в специальный трудовой стаж с исчислением в льготном порядке и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях с 13.04.2011 года и взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 400 рублей. Представитель ответчика Васильева А.В. возражала против удовлетворения исковых требований Париновой Т.Н., поддержав доводы, изложенные в возражениях. Суду пояснила, что на момент обращения в Пенсионный фонд истица имела общий трудовой стаж более 27 лет, при подсчете смешанного стажа истицы ее специальный стаж составляет около 20 лет, если учесть периоды командировок, курсов повышения квалификации и работу медсестрой в ясли-сад ПО «Тюментрансгаз», то стаж составит 22 года 8 месяцев 26 дней. У истицы начинается смешанный стаж с 2005 года, поскольку поменялся административный уровень места ее работы, с 2005 года Таловский филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Воронежской области» отнесен к г. Бутурлиновка Воронежской области, и с данного времени необходимо считать работу в филиале ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Воронежской области» в г. Бутурлиновка как работу в городской местности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», льготное исчисление периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, а также отпусков по уходу за ребенком до 1,5 лет не предусмотрено. Отпуск по беременности и родам, согласно ст. 92 ранее действовавшего Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», относится к иным периодам, которые подлежат включению в общий трудовой стаж. Ст. 94 этого же Закона не относит периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, отпуск по беременности и родам к периодам, подлежащим исчислению в льготном порядке. Курсы повышения квалификации, командировки и отпуска без сохранения заработной платы не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, так как п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, не предусматривает их включение. С учетом предоставленной истицей в суд справки период работы старшей медицинской сестрой в ясли-сад ПО «Тюменьтрансгаз» с 01.06.1986 г. по 12.10.1987 г. подлежит включению в стаж в расчете один календарный год за один год и три месяца стажа как медицинская работа в сельской местности. Для того, чтобы исчислять указанный период работы за год как один год и шесть месяцев, надо проработать на Севере не менее 15 лет, и только хирургам исчисляется стаж за один год работы - один год и шесть месяцев стажа, а истица отработала на Севере полтора года и в законе не указано, что у медицинского работника на Севере стаж считается по-другому. При подсчете специального стажа истицы при определении права на досрочную пенсию за работу в городе, в сельской местности и поселках городского типа период работы истицы в качестве помощника врача-эпидемиолога с 01.04.2005 года засчитан в календарном порядке в соответствии с п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства № 781 от 29.10. 2002 г. (как работа в городе). Во втором варианте, т.е. при определении права на досрочную пенсию за работу в сельской местности и поселках городского типа период работы истицы в качестве помощника врача-эпидемиолога за этот период исключен из подсчета, поскольку при назначении пенсии за работу в сельской местности, работа в городе зачету в специальный трудовой стаж не подлежит. Таким образом, специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах на дату обращения 13.04.2011 года составил 22 года 8 месяцев 26 дней, что менее требуемого для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения - 30 лет. Специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу в сельской местности и поселках городского типа на дату обращения 13.04.2011 года составил 13 лет 07 месяцев 13 дней, что также менее требуемого - 25 лет. На основании изложенного, считала необходимым отказать истице в удовлетворении ее исковых требований, поскольку ее стажа работы недостаточно для назначения досрочной пенсии. Выслушав истца, представителей ответчика, проверив представленные доказательства в их совокупности, суд нашел установленным следующее. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Из содержания уведомления ответчика от 01.06.2011г. и протокола заседания комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №79 от 27.05.2011г. следует, что ответчик отказал истице в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, при подсчете разных вариантов исчисления стажа. Так при подсчете смешанного стажа (город, село) ответчик не включил в специальный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках, и отпусках без сохранения заработной платы, а так же не включил в стаж работу старшей медсестрой в ясли-сад ПО «Тюментрансгаз», а период работы истицы в Филиале ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области в Бутурлиновском, Новохоперском, Таловском районах» с 01.04.2005 года по 13.04.2011 года, посчитав ее как работу в городе, засчитал в календарном порядке, как и отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет. При втором варианте подсчета стажа только в сельской местности, ответчик засчитал в календарном порядке работу истицы в Таловской СЭС (РЦГСН) и так же не включил в специальный стаж периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, в командировках, и отпусках без сохранения заработной платы, работу старшей медсестрой в ясли-сад ПО «Тюментрансгаз» и в Филиале ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области в Бутурлиновском, Новохоперском, Таловском районах» с 01.04.2005 года по 13.04.2011 года. Истица, полагая, что ее право на пенсионное обеспечение нарушено, имеет право на обжалование действий органов пенсионного обеспечения в суд, как это предусмотрено п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст.ст.167, 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы или в служебную командировку за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 01.02.2004г. по 03.02.2004г., с 06.05.2004г. по 03.06.2004г., и в командировке 01.11.1983г., с 05.12.1983г. по 10.12.1983г., 10.01.2000г., 01.08.2003г., 24.12.2004г., 28.12.2004г., с 15.12.2005г. по 16.12.2005г., 28.11.2006г., с 19.12.2006г. по 20.12.2006г., с 16.12.2008г. по 17.12.2008г., с 14.09.2009г. по 26.09.2009г., 09.140.2009г., с 21.12.2010г. по 22.12.2010г. подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку за работником сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, данная деятельность была непосредственно связана с основной работой, дающей право на назначение досрочной пенсии. Эти же обстоятельства учитываются судом и при обсуждении периодов отпусков истицы без сохранения заработной платы. Поскольку в эти периоды, соответствующие отчисления не производятся, они не могут быть включены в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии. Истица не настаивала на включение в стаж периодов отпусков без сохранения заработной платы с 12.08.1983г. по 22.08.1983г., с 23.02.1984г. по 25.02.1984г. и 08.09.1984г., а в отношении остальных периодов указала, что данные отпуска предоставлялись для ухода и воспитания детей. При этом истица ссылается на Постановление Совета Министров СССР №235 от 22.01.1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», согласно которого работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет предоставляется дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до 2-х недель с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности. Истицей представлены копии свидетельств о рождении детей (л.д.25) и копии приказов о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы в 2002 году(л.д.142,143). Анализируя доводы истицы и представленные доказательства, нельзя сделать однозначный вывод о том, что данные отпуска предоставлялись в соответствии с вышеуказанным Постановлением, поскольку уже после 02.03.1997г. старшему сыну истицы было более 12 лет, а отпуска без сохранения заработной платы, согласно приказов, предоставлялись по семейным обстоятельствам, а не по уходу за детьми. При решении вопроса о включении в специальный стаж периода работы в ясли-сад ПО «Тюментрансгаз» старшей медицинской сестрой с 01.06.1986 года по 12.10.1987 год, суд исходит из того, что в спорный период работы истицы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности старшей медицинской сестры в яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санаторно-профилактических учреждений. Ответчиком данный период не был включен в специальный стаж из-за отсутствия на момент принятия решения справки, подтверждающей льготный характер работы ( л.д.49), но в суд такая справка была предоставлена (л.д.140-141), в судебном заседании представитель ответчика не возражала против включения данного периода в стаж для назначения досрочной пенсии. Кроме того, истицей представлена справка, выданная администрацией муниципального образования п.Лонгюган Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно которой поселок Лонгюган имеет статус сельского поселения (л.д.28). Таким образом, данный период работы истицы подлежит включению в стаж необходимый для досрочного назначения пенсии и подлежит льготному исчислению, как работа в сельской местности. Довод истицы о том, что данный период должен исчисляться в порядке, установленном для работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, не является обоснованным. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрено включение в специальный стаж в соответствующем льготном порядке периодов работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях. Суд также считает неправомерным, что ответчиком не включены в специальный стаж истицы, как работа в сельской местности (поселке городского типа), периоды ее работы в филиале ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области в Бутурлиновском, Новохоперском, Таловском районах» с 01.04.2005 года по 13.04.2011 года, так как ее рабочее место находилось не в г. Бутурлиновка, а в р.п. Таловая. Такой факт работы подтверждается копией трудовой книжки истицы (л.д.23), должностной инструкцией помощника врача-эпидемиолога Париновой Т.Н., согласно которой в ее должностные обязанности входит выполнение работ на объектах и территории Таловского района (л.д. 39-41), справкой главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Бутурлиновском, Новохоперском, Таловском районах, о том, что Паринова Т.Н. 01.04.2005 года была переведена в санитарно-эпидемиологический отдел обособленного подразделения филиала ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области в Бутурлиновском, Новохоперском, Таловском районах», находящийся по адресу: Воронежская область, р.п.Таловая, <адрес> (л.д.137). Согласно уведомления МИФНС №2 по Воронежской области о постановке на учет в налоговом органе обособленного подразделения, место нахождения обособленного подразделения Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области в Бутурлиновском, Новохоперском, Таловском районах» р.п.Таловая Воронежской области, <адрес> (л.д138-139), а территория р.п.Таловая относится к местности рабочего поселка (л.д.29). При определении порядка исчисления специального стажа суд исходит из разъяснений Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», пунктом 11 которого установлено, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа. При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы. Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066). Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке. С учетом установления специального стажа работы истицы только в сельской местности (рабочем поселке), для получения права на трудовую пенсию истице необходим стаж работы в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет. При этом специальный стаж, дающий право на такую пенсию подлежит исчислению в льготном порядке до 01.11.1999 года (1 год работы за 1 год и 3 месяца), после этого времени стаж исчисляется в календарном порядке. Таким образом, специальный стаж истицы на время ее обращения к ответчику - 13.04.2011 года составил менее 25 лет (21 год 8 месяцев 15 дней; в том числе с 01.04.83 по 03.03.86 - 2 года 11 месяцев 3 дня из них 15 дней без содержания, с 01.06.86 по 12.10.87 - 1 год 4 месяца 12 дней, с 16. 10.95 по 31.10.99 - 4 года 16 дней из них 18 без содержания, всего за указанный период, за исключением отпусков без содержания - 8 лет 2 месяца 28 дней, что в льготном исчислении составляет 10 лет 3 месяцев 10 дней, а за период с 01.11.99 по 13.04.2011г -11 лет 5 месяцев 13 дней из них 8 дней без содержания, то есть 11 лет 5 месяцев 5 дней), что является недостаточным для назначения истице досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Вследствие изложенного, исковые требования истицы подлежат частичному удовлетворению по основаниям и в размере, изложенным выше. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области включить Париновой Т.Н. в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии периоды: командировок 01.11.1983г., с 05.12.1983г. по 10.12.1983г., 10.01.2000г., 01.08.2003г., 24.12.2004г., 28.12.2004г., с 15.12.2005г. по 16.12.2005г., 28.11.2006г., с 19.12.2006г. по 20.12.2006г., с 16.12.2008г. по 17.12.2008г., с 14.09.2009г. по 26.09.2009г., 09.10.2009г., с 21.12.2010г. по 22.12.2010г., курсов повышения квалификации с 01.02.2004г. по 03.02.2004г., с 06.05.2004г. по 03.06.2004г., работы старшей медсестрой в ясли сад ПО «Тюментрансгаз» с 01.06.1986г. по 12.10.1987г.. Периоды нахождения в командировках 01.11.1983г., с 05.12.1983г по 10.12.1983г. и работы старшей медсестрой в ясли сад ПО «Тюментрансгаз» с 01.06.1986г. по 12.10.1987г., а так же периоды отпусков по беременности и родам с 06.01.1985г. по 26.04.1985г., по уходу за ребенком до полутора лет с 27.04.1985г. по 03.03.1986г. исчислять в льготном порядке как один год работы за один год и три месяца. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области при назначении Париновой Т.Н. досрочной пенсии по старости зачесть в специальный стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды с 01.04.2005 года по 14.12.2005 года, с 17.12.2005г. по 27.11.2006г., с 29.11.2006г. по 18.12.2006г., с 21.12.2006г. по 15.12.2008г., с 18.12.2008г. по 13.09.2009г., с 27.09.2009г. по 08.10.2009г., с 10.10.2009г. по 20.12.2010г., с 23.12.2010г. по 13.04.2011г. как за работу в сельской местности. В удовлетворении исковых требований Париновой Т.Н. о назначении досрочной пенсии с 13.04.2011г. и иных требований отказать. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней. Председательствующий