Решение о возложении обязанности возобновить выплаты как ветерану труда (об отказе)



Дело г.

Строка 57

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           р.п. Таловая 06.09.2011 года

Таловский районный суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Лесных А.В.,

при секретаре Коломийцевой Е.В.,

с участием истца Апеваловой Л.Н.,

представителя по доверенностям ответчика областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» и третьего лица филиала областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района Воронежской области Акимовой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Апеваловой Людмилы Николаевны к Областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области» о возложении обязанности возобновить ежемесячные денежные выплаты как ветерану труда,

у с т а н о в и л :

          Апевалова Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что 23.08.2007 года ей было присвоено звание «Ветеран труда», с 03.09.2007 года назначена досрочная пенсия по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в течение 25 лет. В связи с назначением пенсии она стала пользоваться льготами как ветеран труда, включая ежемесячную денежную выплату. Одновременно ей предоставлялись меры социальной поддержки как педагогу, работающему в сельской местности - компенсировались затраты на отопление и освещение. С 01.05.2011 года ответчиком была прекращена выплата ЕДВ как ветерану труда, каких-либо уведомлений от ответчика об этом она не получала, ее письменное обращение было оставлено без ответа. Устно ей разъяснили, что меры социальной поддержки ей должны предоставляться лишь по одному основанию, либо как педагогу, либо как ветерану труда, с чем она не согласна. Закон РФ «О ветеранах» предусматривает несколько форм социальной поддержки, включая получение ветеранами ежемесячной денежной выплаты. В п. 3 ст. 13 упомянутого Закона РФ указано, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законом. Меры социальной поддержки ей предоставляются по двум основаниям - как ветерану труда и как педагогу, работающему в сельской местности, однако такая форма социальной поддержки как выплата ЕДВ предоставляется ей лишь по одному основанию - «Ветеран труда». Выплата ЕДВ как педагогу, работающему в сельской местности, законом не предусмотрена, ей не выплачивается, и не приходится выбирать - основание для выплаты одно. По ее мнению, ответчик обязан ей выплачивать ЕДВ как ветерану труда, иначе она, имея почетное звание, не отличается от педагогов, такого звания не имеющих. Не ссылаясь на областной Закон о мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан, она полагает, что согласно ст. 72 Конституции РФ, вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, и означает, что минимальный гарантированный уровень социальной защиты устанавливается федеральным законодательством, а субъект РФ имеет право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки. Считая незаконным прекращение выплаты, просила обязать ОГУ «УСЗН ВО» возобновить ей как ветерану труда предоставление такой меры социальной поддержки как получение ежемесячной денежной выплаты с 01.05.2011 года.

       В судебном заседании истец Апевалова Л.Н. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснила суду, что является заместителем директора ФГОУ СПО «ВОСХТ», ее педагогический стаж составляет 29 лет. В 2007 году ей было присвоено звание «Ветеран труда», с 03.09.2007 года назначена досрочная пенсия по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в течение 25 лет. Как ветеран труда она стала пользоваться льготами, включая ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), но одновременно ей компенсировались затраты на отопление и освещение как педагогу, работающему в сельской местности. С 01.05.2011 года ответчиком ей была прекращена выплата ЕДВ в размере 415 рублей в месяц как ветерану труда, о чем из Таловского филиала ОГУ «УСЗН Воронежской области» она не получила никакого уведомления, изменения статуса так же не было. Просила обязать ОГУ «УСЗН ВО» возобновить ей как ветерану труда предоставление меры социальной поддержки - ежемесячной денежной выплаты с 01.05.2011 года, наряду с выплатами, которые она получает как педагогический работник. Уточнила, что согласна получать и часть ЕДВ. Полагала, что Закон Воронежской области не должен ущемлять ее права, предоставленные ей федеральным законодательством.

      Представитель ответчика ОГУ «УСЗН ВО» и третьего лица Акимова И.И.возражала против удовлетворения исковых требований Апеваловой Л.Н., поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, ранее представленных суду (л.д. 74-76). Пояснила, что Апевалова Л.Н. обратилась в ОГУ УСЗН Таловского района с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты 31.10.2007 года по категории «Ветеран труда». Было принято решение о назначении ей ЕДВ по категории «Ветеран труда» в соответствии с Законом Воронежской области № 100-ОЗ от 30.12.2004 года. Апеваловой Л.Н. ежемесячно своевременно производилась выплата ЕДВ. С принятием нового законодательства, вступившего в силу 01.01.2009 года, ЕДВ ветеранам труда производится на основании Закона Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной защите отдельных категорий граждан в Воронежской области». Размер ЕДВ, составляющий 415 рублей, ежегодно индексируется. Согласно п.2 ст.24 Закона № 103-ОЗ, ветеранам труда и лицам, приравненным к ним, имеющим одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставляются меры социальной поддержки по одному основанию по выбору ветерана. Согласно справки, полученной из Верхнеозёрского техникума, истице производится возмещение коммунальных расходов, как педагогическому работнику. Но в соответствии с Законом Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной защите отдельных категорий граждан в Воронежской области», льготы истице могут предоставляться только по одному основанию, поэтому было принято решение от 28.04.2011 года о прекращении выплаты ЕДВ Апеваловой Л.Н. с 01.05.2011 года по категории «Ветеран труда», о чем Апевалова Л.Н. была уведомлена. Полагая действия филиала в отношении Апеваловой Л.Н. полностью соответствующими законодательству о порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам из числа ветеранов труда, просила суд в удовлетворении исковых требований Апеваловой Л.Н. полностью отказать.

Третье лицо Департамент труда и социального развития Воронежской области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 47), в суд своего представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление с приложением материалов судебной практики Воронежского областного суда и письма председателя Воронежской областной Думы, в котором изложена правовая позиция по данному вопросу (л.д. 49-53). От третьего лица Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 45), ходатайств об отложении рассмотрения по существу не поступило. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

    В отзыве на исковое заявление (л.д. 49-53) Департамент труда и социального развития Воронежской области указал, что согласно статье 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанныхмер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета. Законом Воронежской области от 14.11.2008 года N 103-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" предусмотрено, чтоветеранам труда и лицам, приравненным к ним, из числа ветеранов военной службы и ветеранов государственной службы, имеющим одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставляются меры социальной поддержки по одному основанию по выбору ветерана. Таким образом, у Апеваловой JI.H. в настоящее время имеются основания для получения мер социальной поддержки по Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"или по Закону ВО от 14.11.2008 № 103-OЗ "O социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области", по её выбору. Для получения мер социальной поддержки как ветерану труда, истице необходимо было отказаться от получения выплат возмещения коммунальных расходов как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности. Апевалова JI.H, получая компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения по Федеральному закону от 10.07.1992 г. №3266-1, права на одновременное получение ЕДВ по Закону Воронежской области №103-0З не имеет, в связи с чем решение о прекращении истице выплаты ЕДВ является законным и обоснованным.

    Выслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд нашел установленным следующее.

    Из материалов дела (л.д. 17) установлено, что Апеваловой Л.Н. 03.09.2007 года была назначена пенсия по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью. В соответствии со статьей 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", у Апеваловой Л.Н., как у педагогического работника, проживающего и работающего в сельской местности возникло право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Нормами статьи 55 указанного Закона также установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно удостоверения ветерана серии В № 1350100 (л.д. 16), 23.08.2007 года (до назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности) Апеваловой Л.Н. было присвоено звание «Ветеран труда», в связи с чем она обрела права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 11 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").

          Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").

Из материалов личного дела, представленного по запросу суда (л.д. 26-35) следует, что Апевалова Л.Н. 31.10.2007 года обратилась в филиал ОГУ «УСЗН ВО» в Таловском районе с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда» (л.д. 31). На основании заявления Апеваловой JI.H., представленных документов, в соответствии с действовавшим на тот момент Законом Воронежской области «О социальной поддержке ветеранов» №100-ОЗ от 30.12.2004 года, филиалом ОГУ «УСЗН ВО» Таловского района Воронежской области было принято решение о назначении истице ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда». Таким образом, с 31.10.2007 года Апеваловой Л.Н. производились ежемесячные денежные выплаты по категории «Ветеран труда» (л.д. 32).

      С 01.01.2009 года вступил в законную силу Закон Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области", которым регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяются категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливаются формы и содержание указанных мер социальной поддержки, а также порядок и условия их предоставления (ст. 2, ч. 1 ст. 102 Закона).

В силу пп. 4 п. 1 ст. 24 указанного закона, ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), а также лицам, приравненным к ним, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере 326 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного на соответствующий финансовый год законом Воронежской области об областном бюджете в соответствии с федеральным законодательством, на основании нормативного правового акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере труда и социального развития.

        Согласно п. 2 ст. 24 Закона Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области", ветеранам труда и лицам, приравненным к ним, из числа ветеранов военной службы и ветеранов государственной службы, имеющим одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставляются меры социальной поддержки по одному основанию по выбору ветерана.

При этом, Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством). Право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2009 года N 159-О-О).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела (л.д. 34), 27.04.2011 года Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум» была выдана справка № 153, из содержания которой работникам филиала ОГУ «УСЗН ВО» Таловского района Воронежской области стало известно, что Апеваловой JI.H. производится возмещение коммунальных расходов (отопление, освещение) по категории «педагогический работник», то есть Апевалова JI.H. пользовалась мерами социальной поддержки как по категории «педагогический работник», так и по категории «ветеран труда».

Согласно материалов личного дела Апеваловой Л.Н. (л.д. 33), филиалом Областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района Воронежской области по результатам рассмотрения имеющихся документов было вынесено решение от 28.04.2011 года № 19 о прекращении Апеваловой Л.Н. ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 24 Закона Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" с 01.05.2011 года по категории «Ветеран труда».

О принятом решении Апевалова Л.Н. была извещена письменным уведомлением №12 от 28.04.2011 года (исх. № 05-1229 от 28.04.2011 года), с указанием причины прекращения денежной выплаты и срока, с которого выплата будет прекращена (л.д. 35). Поэтому доводы истицы о том, что ей не было сообщено о прекращении предоставления единовременной денежной выплаты суд считает не соответствующим действительности.

           Суд находит несостоятельным и утверждение истицы о том, что, не ссылаясь на областной Закон о мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан, она полагает, что согласно ст. 72 Конституции РФ, вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов и означает, что минимальный гарантированный уровень социальной защиты устанавливается федеральным законодательством, а субъект РФ имеет право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, в связи с чем Закон Воронежской области не должен ущемлять ее права, предоставленные ей федеральным законодательством.

Данное утверждение истицы противоречит изложенной выше позиции Конституционного Суда РФ, а так же ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах". Нормы указанной статьи ФЗ предусматривают порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и другим категориям граждан, отнесенным к категории ветеранов федерального уровня, к которым ветераны труда не относятся. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Иные меры социальной поддержки субъекты Российской Федерации могут устанавливать только в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19 и 21 ФЗ «О ветеранах» (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"). В силу статьи22 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки ветеранов труда определяются не только законами федерального уровня, но и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Во исполнение этого был принят Закон Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области".

            Суд приходит к выводу, что позиция истицы основана на неправильном толковании норм, регулирующих данный комплекс отношений.

            Решение филиала Областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Таловского района Воронежской области о прекращении Апеваловой Л.Н. ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда суд находит правомерным и основанным на Законе, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Апеваловой Л.Н. следует отказать.               

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

           

       Отказать Апеваловой Людмиле Николаевне в удовлетворении исковых требований к Областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области» о возложении обязанности возобновить ежемесячные денежные выплаты как ветерану труда.

       Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.

       Председательствующий                                                                   А.В. Лесных