Дело № 2-541/2011г. Строка 57 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Таловая 01 ноября 2011 года Таловский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего - судьи Лебедевой О.В., при секретаре Белых Е.Н., с участием представителя истца - помощника прокурора Таловского района Трубникова С.Ю., представителя ответчика - директора МОУ «1 Абрамовская СОШ» Воропаева А.Л., представителя ответчика - администрации Таловского муниципального района Воронежской области по доверенности Матвеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таловского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «1 Абрамовская СОШ» и администрации Таловского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при организации питания в образовательном учреждении, у с т а н о в и л: Прокурор Таловского района обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой района на основании задания прокуратуры Воронежской области с привлечением главного специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Бутурлиновском, Новохоперском и Таловском районах, в МОУ «1 Абрамовская СОШ», расположенном по адресу: ул. Ленина, 97 «а», п. Абрамовка Таловского района Воронежской области, проведена проверка исполнения законодательства при организации питания в указанном образовательном учреждении. Администрация Таловского муниципального района Воронежской области является учредителем данного образовательного учреждения. В ходе данной проверки были выявлены нарушения требований федерального законодательства (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, Закона «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего образования»). При проверке установлено, что в МОУ «1 Абрамовская СОШ» горячее двухразовое питание не организовано, прием пищи детьми осуществляется один раз в течение учебного дня. Факт данного нарушения нашел отражение в информации главного специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Бутурлиновском, Новохоперском и Таловском районах. Невыполнение требований по обеспечению горячим питанием школьников может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде вреда для жизни и здоровья учащихся, вызванного различными заболеваниями у учащихся, связанными с отсутствием своевременного горячего питания. Просил обязать МОУ «1 Абрамовская СОШ» Таловского муниципального района Воронежской области организовать двухразовое горячее питание в образовательном учреждении с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01.01.2012 года, в случае отсутствия денежных средств возложить субсидиарную ответственность на учредителя образовательного учреждения - администрацию Таловского муниципального района Воронежской области. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Таловского района Трубников С.Ю. уточнил заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил возложить на ответчиков обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, обязав МОУ «1 Абрамовская СОШ» и администрацию Таловского муниципального района Воронежской области, как учредителя образовательного учреждения организовать двухразовое горячее питание в образовательном учреждении с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01.01.2012 года. В судебном заседании представитель ответчика Воропаев А.Л. не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Таловского района, пояснил, что им выделяется по 12 рублей в день на питание одного ученика, объем финансовых средств, выделяемых на организацию питания, не позволяет соблюдать требования СанПиН. Представитель ответчика Матвеева Е.В. исковые требования прокурора Таловского района не признала, пояснила, что распоряжением администрации Таловского муниципального района от 20.10.2011 г. «О мерах по организации питания учащихся общеобразовательных школ Таловского муниципального района в 2011-2012 учебном году» для организации питания школьников выделено из бюджета муниципального района по 12 рублей на одного ребенка. Поступившие рекомендации в финансовый отдел администрации района по размеру денежных средств, необходимых для организации питания школьников, не являются нормативно-правовыми актами. В связи с отсутствием финансовых средств в бюджете муниципального района и дотаций увеличение размера выделяемых финансовых средств на указанные цели возможно не ранее следующего учебного года. Представитель третьего лица - ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Бутурлиновском, Новохоперском и Таловском районах, в судебное заседание не явился, в суд направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Бутурлиновском, Новохоперском и Таловском районах. Выслушав мнение участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим. Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в данном случае в защиту прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, надлежащие условия обучения. В соответствии с положениями Устава муниципального образовательного учреждения 1 Абрамовская средняя общеобразовательная школа Таловского муниципального района Воронежской области является юридическим лицом - некоммерческой организацией. Учредителем образовательного учреждения является администрация Таловского муниципального района Воронежской области, которая действует через своего представителя - муниципальный отдел по образованию администрации Таловского муниципального района. Источниками формирования имущества и финансовых средств образовательного учреждения являются: средства, получаемые от учредителя, имущество, переданное образовательному учреждению (на праве оперативного управления) и добровольные пожертвования родителей, других физических и юридических лиц. Согласно ст.32 Закона РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ, при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка. В силу ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнить требования санитарного законодательства. А согласно ч.1 ст.28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.6.8, 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего образования», утвержденных и Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года № 45 для обучающихся образовательных учреждений должно быть организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед); для детей, посещающих группу продленного дня - дополнительно полдник, при этом горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных. Суду представлены сообщение главного специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Бутурлиновском, Новохоперском и Таловском районах, объяснения директора, из которых установлено, что в МОУ «1 Абрамовская СОШ» организовано одноразовое питание. Согласно устава МОУ «1 Абрамовская СОШ» (л.д. 9-20), организация питания обучающихся в школе осуществляется администрацией школы совместно с родительским комитетом. Вместе с тем, ответственность за невыполнение функций, отнесенных к компетенции образовательного учреждения, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч.3 ст.32 Закона «Об образовании», несет образовательное учреждение. Суд пришел к выводу, что МОУ «1 Абрамовская СОШ», являющаяся юридическим лицом, допустила нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Администрация Таловского муниципального района, являющаяся учредителем данной школы, своевременно не устранили выявленные нарушения законодательства. С учетом изложенного, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать муниципальное образовательное учреждение «1 Абрамовская средняя общеобразовательная школа» Таловского муниципального района Воронежской области и Администрацию Таловского муниципального района Воронежской области организовать в муниципальном образовательном учреждении «1 Абрамовская средняя общеобразовательная школа» двухразовое горячее питание с соблюдением требований пунктов 6.8 и 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего образования», утвержденных и Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года № 45 в срок до 01.01.2012 года. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий О.В. Лебедева