Дело № 2-532/2010 Строка 27 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 ноября 2011 года р.п. Таловая Таловский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего - судьи Лебедевой О.В., при секретаре Белых Е.Н., с участием истца Рубец С.И., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области Гафаровой А.Р., рассмотрев гражданское дело по иску Рубец Сергея Иосифовича к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району Воронежской области о включении в стаж спорных периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, установил: Рубец С.И. обратился в суд с иском, в котором указал, что 05 августа 2011 года обратился к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району Воронежской области с требованием о назначении ему досрочной пенсии в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако ответчик отказал ему в этом, при определении права на досрочную пенсию по постановлению Конституционного Суда № 2-П период работы в качестве фельдшера скорой помощи Таловской ТМО с 01.11.1999 г. по 15.11.2000 г., фельдшера скорой помощи Таловской ЦРБ с 16.11.2000 г. по 11.11.2002 г., период службы в рядах вооруженных сил СССР с 20.06.1988 г. по 18.06.1990 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1997 г. по 19.12.1997 г., с 18.11.2002 г. по 27.12.2002 г., с 10.12.2007 г. по 29.12.2007 г. исключил из специального стажа работы. Не согласившись с этим, истец просит засчитать в стаж в календарном исчислении указанные периоды и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения. В судебном заседании истец Рубец С.И. уточнил исковые требования,просил назначить пенсию с момента приобретения права на ее назначение, в оставшейся части заявленные требования поддержал в полном объеме.Суду пояснил, что после окончания Межгорского медицинского училища был принят 01.04.1988 г. на должность фельдшера скорой медицинской помощи Ужгородской городской клинической больницы. С 20.06.1988 г. по 18.06.1990 г. проходил службу в рядах Советской Армии, в сентябре 1990 г. был принят на должность медицинского брата приемного отделения Таловского ТМО. Затем 23.11.1993 г. истец был переведен фельдшером скорой помощи Таловского ТМО, впоследствии переименованного в МУЗ «Таловская ЦРБ», где работает до настоящего времени. На протяжении указанного периода его трудовая функция не изменялась, он работал в одном и том же месте, в одном и том же учреждении. При обращении истца 15.07.2011 г. в ГУ-УПФ РФ по Таловскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости ему было отказано в этом в связи с тем, что его специальный стаж недостаточен для назначения досрочной пенсии. Полагал, что отсутствие в военном билете отметки о его службе именно по специальности в составе Вооруженных сил не может являться основанием для отказа в зачете данного периода в спецстаж, в указанный период он служил в санитарной части, оказывал медицинскую помощь военнослужащим. Кроме того, как до, так и после службы в армии он работал по специальности. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ и также подлежит включению в стаж, необходимый для назначения указанного вида пенсии. Считает, что ему необоснованно отказано во включении в спецстаж спорных периодов, так как их включение было предусмотрено ранее действовавшим законодательством. Представитель ответчика Гафарова А.Р. требования иска не признала, суду пояснила, что в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составляет не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах. Оценка пенсионных прав истца производилась по двум вариантам, по первому - в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., по второму - в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. Согласно Постановления Правительства №781 от 29.10.2002 г. специальный стаж Рубец С.И. на 15.07.2011 г. составил 25 лет 7 месяцев 22 дней («смешанный стаж» - город, село), 20 лет 5 месяцев 19 дней (стаж в рабочем поселке), а согласно Постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004г. - 21 год 10 месяцев 10 дней («смешанный стаж»), 19 лет 08 месяцев 00 дня (стаж в сельской местности и рабочем поселке), что недостаточно для назначения указанного вида пенсии. Выслушав истца, представителя ответчика, проверив представленные доказательства в их совокупности, суд нашел исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Таким образом, истица, полагая о том, что её право на пенсионное обеспечение нарушено, имеет право на обжалование действий органов пенсионного обеспечения в суд, как это предусмотрено п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Из содержания протокола заседания комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22 июля 2011 года № 106 следует, что ответчик отказал истцу в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не включив в его трудовой стаж следующие периоды: работа в качестве фельдшера скорой помощи Таловской ТМО с 01.11.1999 г. по 15.11.2000 г., фельдшера скорой помощи Таловской ЦРБ с 16.11.2000 г. по 11.11.2002 г., период службы в рядах вооруженных сил СССР с 20.06.1988 г. по 18.06.1990 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1997 г. по 19.12.1997 г., с 18.11.2002 г. по 27.12.2002 г., с 10.12.2007 г. по 29.12.2007 г. Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривается, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Суд считает неправомерным не включение ответчиком в специальный стаж истца периода его работы в Таловском территориальном медицинском объединении (ТМО) с 01 ноября 1999 г. по 15 ноября 2000 г.Как следует из Устава Таловского ТМО, оно является муниципальным учреждением здравоохранения, имеющем в своем составе Таловскую центральную районную больницу, как головное учреждение. Согласно п.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, относятся больницы всех наименований. Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в специальный стаж включается работа в должностях, указанных в списке, в территориальных медицинских объединениях и в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. Таким образом, не имеет значения, подходит ли наименование учреждения здравоохранения к наименованию в «Списке». В данном случае подлежит доказыванию только факт работы истца в Таловском ТМО. Такой факт работы в период с 01 ноября 1999 г. по 15 ноября 2000 г. (по день реорганизации Таловского ТМО в МУЗ «Таловская ЦРБ») подтвержден копией его трудовой книжки, а также справками, уточняющими характер работы, которые представлялись истцом ответчику вместе с заявлением. Следовательно, законодательство, действующее в настоящее время, определяет время работы в территориальных медицинских объединениях, как специальный стаж, включаемый в период для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В период работы истца фельдшером скорой помощи Таловской ЦРБ с 16.11.2000 г. по 11.11.2002 г. действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, в котором отсутствовала должность «фельдшера скорой помощи». Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. был утвержден новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в котором предусмотрена должность «фельдшер». Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 года № 435 установлено по согласованию с Пенсионным фондом РФ тождество наименований должностей, в том числе, «фельдшер скорой помощи» наименованию должности «фельдшер», предусмотренному Списком должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность. В ходе судебного разбирательства было установлено, что истец в спорный период работы фактически исполнял трудовые обязанности, тождественные трудовым обязанностям фельдшера, которые определены как оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; проведение лабораторных исследований; диагностика типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписка рецептов; оказание доврачебной помощи и др. С момента приведения наименования «фельдшера скорой помощи» в соответствие с действующим законодательством не изменились не только трудовая функция истца, но и его непосредственное рабочее место, профиль работы истца соответствовал требуемому при назначении льготной пенсии, в связи с чем суд считает подлежащим включению в специальный стаж истца период его работы фельдшером скорой помощи Таловской ЦРБ с 16.11.2000 г. по 11.11.2002 г. Обсуждая возможность включения в специальный стаж истца периода прохождения им службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 20.06.1988 г. по 18.06.1990 г., суд исходит из следующего. В спорный период службы истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы включается служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР независимо от наличия 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия. Вышеуказанное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953. В соответствии с п. 2.9 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы. Если служба проходила не по специальности, то она засчитывается в стаж только при условии соблюдения механизма его зачета, т. е. при наличии не менее 2/3 стажа в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет. Согласно записей, имеющихся в военном билете истца, он проходил службу в должности дублера водителя, старшего электрика в звании старшего матроса, т.е. не по медицинской специальности. 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 истцом не был выработан. Однако данное обстоятельство, а также то, что Рубец С.И. не приобрел права на получение пенсии на момент введения в действие Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях» суд не принимает во внимание в связи с тем, что позиция Конституционного суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, определяет возможность исчисления указанного стажа по нормам действовавшего до 1 января 2002 г. законодательства независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично. Требования истца о необходимости включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1997 г. по 19.12.1997 г., с 18.11.2002 г. по 27.12.2002 г., с 10.12.2007 г. по 29.12.2007 г. суд находит обоснованными, поскольку ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение оспариваемых периодов в льготный стаж. Более того, Рекомендациями Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п. 21). В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Аналогичная норма содержалась и в ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего с 1972 г. Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья предусмотрена обязанность медицинских работников повышать квалификацию, с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач по охране здоровья населения. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения РФ определяется Положением о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения. Повышение квалификации является неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом, как медицинским работником, своей профессиональной деятельности. Кроме этого, в период нахождения Рубец С.И. на курсах повышения квалификации, что не отрицалось представителем ответчика, за него работодателем производились выплаты по социальному страхованию. Ввиду изложенного, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж в календарном исчислении для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Истец обратился с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 15.07.2011 г., справка, уточняющая характер работы, была представлена истцом по состоянию на 15.07.2011 г., в связи с чем его стаж был рассчитан по состоянию на указанную дату. На момент обращения к ответчику его стаж составил 24 года 11 месяцев 19 дней, то есть менее 25 лет. Вследствие изложенного,суд пришел к выводу о назначении пенсии со дня фактического возникновения права на нее. Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, произведенные Рубец С.И., подлежат возмещению ответчиком в пользу истца. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области зачесть Рубец Сергею Иосифовичу в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в календарном исчислении следующие периоды: период работы в качестве фельдшера скорой помощи Таловской ТМО с 01.11.1999 г. по 15.11.2000 г., фельдшера скорой помощи Таловской ЦРБ с 16.11.2000 г. по 11.11.2002 г., период службы в рядах вооруженных сил СССР с 20.06.1988 г. по 18.06.1990 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.1997 г. по 19.12.1997 г., с 18.11.2002 г. по 27.12.2002 г., с 10.12.2007 г. по 29.12.2007 г. Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области назначить Рубец Сергею Иосифовичу досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со дня возникновения права на указанную пенсию. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области в пользу Рубец Сергея Иосифовичасудебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Таловский районный суд. Судья О.В. Лебедева