о включении в стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии



Дело №2-556/2011.

Строка 27.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     

01.11.2011 г.                                                                                             р.п. Таловая

Таловский районный суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Казьмина Е.Н

при секретаре Кисуриной М.А.,

с участием истца Черноухова Михаила Петровича,

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области Гафаровой Алисы Рушановны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Черноухова Михаила Петровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Таловскому району Воронежской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

Черноухов М.П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, назначении и выплате пенсии с момента обращения к ответчику.

В судебном заседании истец Черноухов М.П. поддержал исковые требования, суду показал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МОУ <данные изъяты> СОШ мастером производственного обучения. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В назначении пенсии ему было отказано. С решением комиссии не согласен, так как по ранее действовавшему законодательству служба в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный стаж. Просил включить в специальный стаж период службы и назначить ему досрочную пенсию со дня обращения с заявлением к ответчику.

Представитель ответчика Гафарова А.Р. с исковыми требованиями истца не согласна. Суду показала, что досрочная пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Действующим пенсионным законодательством не предусмотрена возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 года. На эту дату действовали Списки и Правила, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 и от 29.10.2002 года №781, согласно которым служба в армии не включается в специальный стаж. Таким образом, применять нормы Закона от 14.07.1956 года и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 03.08.1972 года нельзя, так как они не применялись на 31.12.2001 года.

При определении права на досрочную пенсию с учетом Разъяснений Минтруда №4 от 17.10.2003 года период службы в армии не может быть включен в специальный трудовой стаж, поскольку в соответствии с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 17.12.1959 года №1397, действовавшим в период службы истца в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данный период может быть засчитан в выслугу лет при условии, что не менее 2/3 требуемого стажа приходится на работу, предусмотренную «Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет». По состоянию на 01.10.1993 года - дату, с которой Постановление №1397 утратило силу, у Черноухова М.И. имеется 6 лет 7 месяцев специального стажа, что составляет менее 2/3 требуемого стажа.

Специальный трудовой стаж при определении права на досрочную пенсию по старости истца составляет 24 года 05 месяцев 15 дней, что является недостаточным для назначения трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельностью, в связи с чем истцу необходимо отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав истца, представителя ответчика, проверив представленные доказательства в их совокупности, суд нашел установленным следующее.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из содержания протокола заседания комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчик отказал истцу в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при подсчете исчисления стажа не включив в специальный трудовой стаж службу в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец полагает, что его право на пенсионное обеспечение нарушено.

Согласно справки Военного комиссариата Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, Черноухов М.П. служил в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Обсуждая порядок подсчета специального стажа истца в период прохождения службы по призыву в рядах Советская Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.

Согласно части 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об учреждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463. Согласно п.3 Постановления Совета Министров РСФСР № 463, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В спорный период службы истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР. Указанная служба подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу пункта 4 данного Положения период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Вышеуказанное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодателем же не приняты меры для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы службу в составе Вооруженных Сил СССР. С учетом изложенного, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Из представленных в суд доказательств установлено, что истцом выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, в связи с чем период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в указанный стаж. Изложенные в письменных возражениях доводы представителя ответчика об отказе истцу в удовлетворении иска в этой части суд считает несостоятельными в связи с вышеизложенным, ввиду неправильного толкования норм материального права.

Исходя из представленных в суд документов установлено, что специальный стаж истца на время его обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ составил свыше 25 лет, что является достаточным стажем для назначения истцу досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, в связи с чем исковые требования истца подлежат удовлетворению по выше изложенным основаниям. Суд считает подлежащим удовлетворению требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить ему досрочную пенсию по старости со времени обращения истца к ответчику за назначением пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца следует взыскать понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей (ст. 98 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области включить Черноухову Михаилу Петровичу в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области назначить Черноухову Михаилу Петровичу досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области в пользу Черноухова Михаила Петровича судебные расходы по оплате государственной пошлине в сумме 200 (двести) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий                                                                   Е.Н. Казьмин