Дело № Строка 27 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 декабря 2011 года р.п. Таловая Таловский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего - судьи Лебедевой О.В., при секретаре Белых Е.Н., с участием истца Груздевой М.В., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области Гафаровой А.Р., рассмотрев гражданское дело по иску Груздевой Марины Владимировны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району Воронежской области о включении в стаж спорных периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, установил: Груздева М.В. обратилась в суд с иском, в котором указала, что 02 ноября 2011 года обратилась к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району Воронежской области с требованием о назначении ей досрочной пенсии в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако ответчик отказал ей в этом, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 07.10.1989 г. по 27.01.1990 г., с 08.12.1994 г. по 27.04.1995 г., в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 28.01.1990 г. по 02.06.1991 г. засчитал в календарном порядке, период работы в качестве фельдшера скорой помощи Таловской ТМО с 01.11.1999 г. по 15.11.2000 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.03.1998 г. по 30.04.1998 г., с 05.03.2003 г. по 15.04.2003 г., с 04.10.2004 г. по 24.12.2004 г., с 26.02.2008 г. по 05.04.2008 г. исключил из специального стажа работы. Не согласившись с этим, истица просит засчитать в стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца) периоды нахождения в отпусках по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, в календарном исчислении - период работы в качестве фельдшера скорой помощи Таловской ТМО, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения. Кроме того, просила взыскать с ответчика судебные расходы за оказание юридической помощи в сумме 4000 рублей, а также сумму оплаченной ею государственной пошлины - 200 рублей. В судебном заседании истица Груздева М.В. предоставила заявление об уточнении исковых требований,просила назначить пенсию с момента приобретения права на ее назначение, так как при подсчете стажа с использованием программно-технического обеспечения ответчика выявилось, что по состоянию на 02.11.2011 г. ее специальный стаж составил 24 года 11 месяцев 28 дней. В настоящее время она продолжает лечебную деятельность. В остальной части заявленные требования поддержала в полном объеме. Кроме того, просила взыскать с ответчика в свою пользу судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей и по оплате юридических услуг в сумме 4000 рублей.Суду пояснила, что после окончания Бутурлиновского медицинского училища была принята 25.03.1988 г. в Таловскую ЦРБ на должность фельдшера ФП при колхозе «40 лет Октября», в 1997 г. переведена на должность фельдшера скорой помощи, с 07.09.2004 г. работала рентгенлаборантом, 06.02.2007 г. переведена в отделение скорой медицинской помощи на должность фельдшера, где работает по настоящее время. В период работы фельдшером ФП при колхозе «40 лет Октября» находилась в отпусках по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. 02.11.2011 г. истица обратилась в ГУ-УПФ РФ по Таловскому району с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости, но решением комиссии ответчика от 09.11.2011 г. № 114117 ей было отказано в назначении досрочной пенсии. Считает, что ей необоснованно отказано во включении в спецстаж спорных периодов, так как их включение было предусмотрено ранее действовавшим законодательством. Представитель ответчика Гафарова А.Р. требования иска не признала, суду пояснила, что в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составляет не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах. Оценка пенсионных прав истца производилась по двум вариантам, по первому - в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., по второму - в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. Согласно Постановления Правительства №781 от 29.10.2002 г. специальный стаж Груздевой М.В. на 02.11.2011 г. составил 21 год 10 месяцев 05 дней, а согласно Постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004г. - 20 лет 10 месяцев 22 дня, что недостаточно для назначения указанного вида пенсии. Также просила отказать во взыскании судебных расходов. Выслушав истца, представителя ответчика, проверив представленные доказательства в их совокупности, суд нашел исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим. Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. При этом, такая пенсия назначается независимо от возраста. Таким образом, истица, полагая о том, что её право на пенсионное обеспечение нарушено, имеет право на обжалование действий органов пенсионного обеспечения в суд, как это предусмотрено п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Как усматривается из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 09.11.2011 г. № 178 в период работы Груздевой М.В. фельдшером ФП при колхозе «40 лет Октября» она находилась в отпусках по беременности и родам (07.10.1989-27.01.1990 гг., 08.12.1994-27.04.1995 гг.), который засчитан ответчиком в специальный стаж без применения льготного порядка исчисления. В таком же порядке (то есть календарном) засчитан и период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (28.01.1990-02.06.1991 гг.), что подтвердила в судебном заседании и представитель ответчика. Включение ответчиком указанных периодов в специальный трудовой стаж является верным, так как согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции до введения Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", действовавшей по 05 октября 1992 г.), отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком 1,5 лет засчитывался как в общий стаж, так и в стаж работы по специальности. Отпуск по беременности и родам в специальный стаж засчитывается как период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы,дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Информационным письмом Минтруда РФ и ПФР от 4 ноября 2002 г. N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 "О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам" предписано включение в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости времени нахождения женщины в отпуске по беременности и родам. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Вместе с тем, довод ответчика об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяцев является несостоятельным в связи со следующим. Пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусматривает льготное исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке). Из материалов дела видно, что истица осуществляла трудовую деятельность только в сельской местности, в связи с чем положения п. 5 вышеназванных Правил к ней не могут быть применены. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464. В силу п. 2 указанного постановления работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы. Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. Согласно записям в трудовой книжке (л.л. 12, 13) Груздева М.В. в период с 25.03.1988 г. по 30.05.1996 г. работала в должности фельдшера ФП при колхозе «40 лет Октября» Таловской ЦРБ, указанный период засчитан ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении. При таких обстоятельствах, периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет также подлежали включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении. Из содержания протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан также следует, что ответчик при рассмотрении вопроса о назначении истице досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не включил в ее трудовой стаж период работы в качестве фельдшера скорой помощи Таловской ТМО с 01.11.1999 г. по 15.11.2000 г. Суд считает неправомерным не включение ответчиком в специальный стаж истца периода его работы в Таловском территориальном медицинском объединении (ТМО) с 01 ноября 1999 г. по 15 ноября 2000 г.Как следует из Устава Таловского ТМО, оно является муниципальным учреждением здравоохранения, имеющем в своем составе Таловскую центральную районную больницу, как головное учреждение. Согласно п.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, относятся больницы всех наименований. Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в специальный стаж включается работа в должностях, указанных в списке, в территориальных медицинских объединениях и в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. Таким образом, не имеет значения, подходит ли наименование учреждения здравоохранения к наименованию в «Списке». В данном случае подлежит доказыванию только факт работы истца в Таловском ТМО. Такой факт работы в период с 01 ноября 1999 г. по 15 ноября 2000 г. (по день реорганизации Таловского ТМО в МУЗ «Таловская ЦРБ») подтвержден копией его трудовой книжки, а также справками, уточняющими характер работы, которые представлялись истцом ответчику вместе с заявлением. Следовательно, законодательство, действующее в настоящее время, определяет время работы в территориальных медицинских объединениях, как специальный стаж, включаемый в период для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При отказе во включении в специальной стаж Груздевой М.В. данного периода (с 01.11.1999 г. по 15.11.2000 г.) ответчик также сослался на тот факт, что должность «фельдшер скорой помощи» не предусмотрена Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 г. № 1066, действовавшим в указанный период. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 был утвержден новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в котором предусмотрена должность «фельдшер». Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 года № 435 установлено по согласованию с Пенсионным фондом РФ тождество наименований должностей, в том числе, «фельдшер скорой помощи» наименованию должности «фельдшер», предусмотренному Списком должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность. В ходе судебного разбирательства было установлено, что истица в спорный период работы фактически исполняла трудовые обязанности, тождественные трудовым обязанностям фельдшера, которые определены как оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; проведение лабораторных исследований; диагностика типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписка рецептов; оказание доврачебной помощи и др. С момента приведения наименования «фельдшера скорой помощи» в соответствие с действующим законодательством не изменились не только трудовая функция истицы, но и ее непосредственное рабочее место, профиль работы истицы соответствовал требуемому при назначении льготной пенсии, в связи с чем суд считает подлежащим включению в специальный стаж Груздевой М.В. период ее работы фельдшером скорой помощи Таловского ТМО с 01.11.1999 г. по 15.11.2000 г. Требования истицы о необходимости включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 23.03.1998 г. по 30.04.1998 г., с 05.03.2003 г. по 15.04.2003 г., с 04.10.2004 г. по 24.12.2004 г., с 26.02.2008 г. по 05.04.2008 г. суд находит обоснованными, поскольку ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение оспариваемых периодов в льготный стаж. Более того, Рекомендациями Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п. 21). В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Аналогичная норма содержалась и в ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего с 1972 г. Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья предусмотрена обязанность медицинских работников повышать квалификацию, с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач по охране здоровья населения. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения РФ определяется Положением о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения. Повышение квалификации является неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом, как медицинским работником, своей профессиональной деятельности. Кроме этого, в период нахождения Груздевой М.В. на курсах повышения квалификации, что не отрицалось представителем ответчика, за нее работодателем производились выплаты по социальному страхованию. Ввиду изложенного, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж в календарном исчислении для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Из Постановления Минтруда РФ N 17 и Пенсионного фонда РФ N 19пб от 27.02.2002 "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначении пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" следует, что допускается принятие заявления о назначении пенсии и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. Как видно из материалов дела, истица обратилась с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 02.11.2011 г. Ее стаж на момент обращения к ответчику составлял 24 года 11 месяцев 28 дней, то есть менее 25 лет. С учетом того, что Груздева М.В. в настоящее время продолжает трудовую деятельность и на момент рассмотрения данного гражданского дела ее стаж составляет более 25 лет, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца о назначении пенсии со дня фактического возникновения права на нее. Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, произведенные Груздевой М.В., подлежат возмещению ответчиком в ее пользу. Кроме того, истица заявила о взыскании в ее пользу расходов, связанных с оплатой услуг представителя по составлению искового заявления в сумме 4000 рублей, подтвержденных квитанцией (л.д. 19). Учитывая сложность и характер спора, значимость полученной юридической помощи для истицы, не обладающей специальными знаниями в области пенсионного обеспечения, объема оказанной помощи, суд считает разумным взыскать судебные расходы с ответчика в пользу истицы в заявленном размере, который соответствует размерам вознаграждения, установленным Советом адвокатской палаты Воронежской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области зачесть Груздевой Марине Владимировне в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следующие периоды: в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 3 месяца) - отпуск по беременности и родам с 07.10.1989 г. по 27.01.1990 г. и с 08.12.1994 г. по 27.04.1995 г.; в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 3 месяца) - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 28.01.1990 г. по 02.06.1991 г.; в календарном исчислении - период работы в качестве фельдшера скорой помощи Таловской ТМО с 01.11.1999 г. по 15.11.2000 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.03.1998 г. по 30.04.1998 г., с 05.03.2003 г. по 15.04.2003 г., с 04.10.2004 г. по 24.12.2004 г., с 26.02.2008 г. по 05.04.2008 г. Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области назначить Груздевой Марине Владимировне досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со дня возникновения права на указанную пенсию. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области в пользу Груздевой Марины Владимировны судебные расходы за оказание юридической помощи в сумме 4000 (четырех тысяч) рублей, а также государственную пошлину в сумме 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Таловский районный суд. Судья О.В. Лебедева