Дело № 2-98/2011
Строка 27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Таловая 03 марта 2011 года
Таловский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Кондратьева М.В.,
при секретаре Швабриной М.Е.,
с участием истца Гаврилиной Л.А.,
представителя Управления Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области Гафаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гаврилиной Л.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области о включении в специальный стаж периода работы, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
у с т а н о в и л:
Гаврилина Л.А. в исковом заявлении указала, что 01.12.2010 года она обратилась в ГУ-УПФ РФ по Таловскому району с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако ответчик отказал ей в этом, не включив в льготный стаж период, когда она обучалась в Воронежском государственном педагогическом институте с 01.09.1982г. по 01.07.1987г. Она не согласна с отказом, поскольку в данный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденное постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959г. №1397. Согласно п.2 указанного Положения в спецстаж засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. До поступления в институт она занималась педагогической деятельностью, которая включена в специальный стаж. Непосредственно после окончания института она продолжила педагогическую деятельность, которая так же включена в педагогический стаж. Просила включить в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью период обучения в педагогическом институте и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения.
В судебном заседании истец Гаврилина Л.А. исковые требования поддержала, пояснив, что начала свою трудовую деятельность в июле 1982 года воспитателем в детском саду, а в период с 01.09.1982г. по 01.07.1987г. она обучалась в Воронежском государственном педагогическом институте. После окончания института была принята на должность учителя в <данные изъяты> среднюю школу. Имеет большой стаж педагогической работы, но поскольку ответчиком при подсчете ее педагогического стажа не был учтен период обучения в институте, ей отказали в назначении досрочной пенсии. Просила засчитать в специальный стаж период обучения в Воронежском государственном педагогическом институте с 01.09.1982г. по 01.07.1987г., который должен быть согласно ранее действовавшего законодательства включен в льготный стаж, а также назначить ей пенсию с момента обращения в ГУ-УПФ РФ по Таловскому району, то есть с 01.12.2010 г.
Представитель ответчика Гафарова А.Р. возражала против удовлетворения исковых требований Гаврилиной Л.А., пояснив, что оценка пенсионных прав истца производилась в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., согласно которого специальный стаж истицы на момент обращения в пенсионный орган составляет 23 года 02 месяца и 21 день, что недостаточно для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Период обучения истицы с 01.09.1982г. по 01.07.1987г. не включен в специальный стаж истицы как непредусмотренный Постановлением Правительства №516 от 11.07.2002г. Действительно в соответствии с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» № 1397 от 17.12.1959г., действовавшим в период обучения истицы, данный период мог быть засчитан в выслугу лет при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу, которая дает право на эту пенсию. Однако указанное постановление утратило силу с 01.10.1993 года, поэтому истец необоснованно делает ссылку на недействующий нормативно-правовой акт. Считает, что те граждане, которые на момент отмены Положения №1397 не выработали 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, соответственно не приобрели право на включение в педагогический стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях. Ссылка истца на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П несостоятельна, поскольку по смыслу данного постановления возможно применение норм закона, действовавшего до 01.01.2002 года, до введения в действие Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в том случае, когда гражданин приобрел право на получение пенсии до указанной даты. Полагает, что истица на момент принятия нового закона еще не имела права на назначение пенсии, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся доказательства, суд пришел к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из содержания уведомления об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от 10.02.2011 года (л.д.14-15) следует, что ответчик отказал истцу в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии, при подсчете специального стажа не учитывался период обучения истца в Воронежском государственном педагогическом институте с 01.09.1982г. по 01.07.1987г.
Таким образом, истец, полагая, что ее право на пенсионное обеспечение нарушено, имеет право на обжалование действий органов пенсионного обеспечения в суд, как это предусмотрено п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обсуждая порядок подсчета специального стажа истца в период обучения в педагогическом институте, суд исходит из следующего.
Согласно части 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об учреждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463. Согласно п.3 Постановления Совета Министров РСФСР № 463, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время обучения Гаврилиной Л.А. в педагогическом институте, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу пункта 4 данного Положения время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывалось в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Указанный в иске период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при соблюдении механизма его зачета. Из представленных в суд доказательств установлено, что на момент обращения Гаврилиной Л.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, при этом непосредственно обучению предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данное обстоятельство подтверждается представленными в суд трудовой книжкой (л.д.9-13), дипломом (л.д.17), а так же самим уведомлением Управления Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии, согласно которого в педагогический стаж истицы засчитаны периоды работы непосредственно до обучения и после. В связи с указанным, время обучения истицы в педагогическом институте подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодателем же не приняты меры для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Изложенные доводы представителя ответчика о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж Гаврилиной Л.А., так как на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 она не выработала требуемые данным постановлением не менее 2/3 стажа, и что истец не приобрела права на получение пенсии, суд считает несостоятельными в связи с тем, что вышеприведенная позиция Конституционного суда Российской Федерации определяет возможность исчисления указанного стажа, по нормам действовавшего до 1 января 2002 г. законодательства независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично.
Таким образом, подлежит зачету в специальный стаж истца для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период обучения в Воронежском государственном педагогическом институте с 01.09.1982г. по 01.07.1987г.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного, признав доказательства соответствующими требованиям ст. 67 ГПК РФ, суд установил, что специальный стаж Гавилиной Л.А. на момент ее обращения к ответчику - 01.12.2010 г. является достаточным для назначения ей досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, вследствие чего отказ ответчика является незаконным и неправомерным, а исковые требования подлежат полному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району Воронежской области зачесть Гаврилиной Л.А. в льготный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период обучения в педагогическом институте с 01 сентября 1982 года по 01 июля 1987 года и назначить Гаврилиной Л.А. досрочно с 01.12.2010г. пенсию по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности не менее 25 лет.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий