апелляционное определение об уточнении решения мирового судьи по опекунам



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июня 2010 года р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Л.В.Гусевой

с участием прокурора И.И.Терешкина

при секретаре М.С.Никитиной

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № Тальменского района от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Тальменского района в интересах опекуна Литвинчук Надежды Николаевны и опекаемой Литвинчук Кристины Владимировны к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Тальменского района, отделу образования администрации Тальменского района о взыскании денежных средств на опекаемого,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тальменского района обратился в судебный участок № Тальменского района с иском в интересах опекуна Литвинчук Н.Н. и опекаемой Литвинчук К.В. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Тальменского района о взыскании недополученной суммы опекунского пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1557 рублей.

В обоснование ссылался на то, что за 2006 год опекун получил пособие на опекаемого в сумме №, т.е. по № ежемесячно. Однако такая сумма выплат меньше, чем в предыдущие годы, что не соответствует смыслу действующего законодательства, так как размеры и условия таких выплат не может быть ниже выплат, предоставляемых соответствующим категориям граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, апелляционным решением Тальменского районного суда по делу между теми же сторонами о взыскании недоплаченного пособия на опекаемого за 2005 год, имеющим преюдициальное значение, было установлено, что размер опекунского пособия в 2005 году не может быть уменьшен по сравнению с 2004 годом, в связи с чем, подлежит взысканию разница между пособиями за 2004 и 2005 годы. Судебная практика также подтверждает верность выводов апелляционной инстанции, данный вывод следует из определения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Г. и М. к мэрии <адрес>, Управлению образования <адрес>. В 2004 году опекун получила пособие в общей сумме №, а в 2006 году размер выплаченного опекунского пособия меньше на № эта сумма и подлежит взысканию в пользу опекуна.

Решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен. С комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Литвинчук Н.В. за счет средств федерального бюджета взыскана сумма опекунского пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме №.

В апелляционной жалобе комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит решение мирового судьи отменить, отказать в удовлетворении иска. В обоснование ссылаются, что с ДД.ММ.ГГГГ порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливаются законами субъекта Российской Федерации. Годовой размер опекунского пособия установлен в Алтайском крае по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере №. на одного ребенка Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из норм, установленных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста ребенка. В 2006 году размер пособия существенно увеличился и составил №. Следовательно, Алтайский край при установлении размера опекунского пособия в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Апелляционное решение суда не может иметь преюдициальное значение, поскольку размер пособия устанавливается законом, а не судом.

Кроме того, мировой судья необоснованно взыскал госпошлину, так как в новой редакции части 2 НК РФ главы «Госпошлина» органы местного самоуправления и государственной власти, выступающие по делам в качестве истцов и ответчиков освобождены от уплаты госпошлины.

В судебном заседании прокурор Тальменского района и истец Литвинчук Н.Н. возражали против удовлетворения жалобы в части отмены решения о взыскании опекунского пособия, с доводами жалобы о необоснованности взыскания с ответчика госпошлины в доход федерального бюджета согласились, просили уточнить судебное решение.

Опекаемая Литвинчук К.В. в судебное заседание не явилась по состоянию здоровья, была уведомлена надлежащим образом, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель отдела образования Администрации Тальменского района Калашникова С.В. согласилась с доводами прокурора и истца.

Представители ответчиков - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Тальменского района Алтайского края, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Таким образом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются, кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно ст.4 которого, дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.

Согласно ст.5 указанного Закона (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N8-ФЗ, действовавшей до принятая Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федеральною бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

В соответствии с п.5 ст.150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «О дополнительных гарантиях но социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ), также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Из указанного следует, что Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанными нормами федерального законодательства Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3.

Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ N199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Следовательно, содержание вышеназванных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации установлен размер и порядок выплаты опекунских пособий.

В ст.30 Закона Алтайского края от 24.12.2005 года №130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2006 году в размере 39 84 рубля на одного ребенка в год.

В силу ч.2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (и том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, анализируя вышеназванные нормы законов, субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и в размере, установленных законами субъекта РФ, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.

Исходя из Норм питания для детей школьного возраста фактические затраты на питание девочки составили № в год. Исходя из Норм обеспечения одеждой, обувью и инвентарем детей школьного возраста фактические затраты на девочку составили №

Таким образом, общие затраты на девочку школьного возраста в 2004 году должны составлять 39970 рублей 66 коп.

Размер опекунского пособия в 2006 году не может быть уменьшен по сравнению с размером пособия, установленным в 2004 году.

Поскольку за 2006 год ФИО1 фактически было выплачено опекунское пособие в сумме 39684 рубля на опекаемую, то недоплата за 2006 год составила: №

Указанная сумма подлежит взысканию с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края как финансового органа Администрации края.

Вывод мирового судьи о том, что размер недоплаченного опекунского пособия за 2006 года составляет № суд признает счетной ошибкой.

Однако, заслуживает внимания довод апелляционной жалобы о том, что мировой судья необоснованно взыскал с ответчика госпошлину в доход федерального бюджета, применив недействующие нормы части 2 НК РФ.

Исковое заявление было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ. В новой редакции глава 25.3 НК РФ начала действовать по истечении месяца со дня официального опубликования. Опубликован закон «О внесении изменений в статью 45 части 1 и в главу 45 части второй Налогового Кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»в Российской газете ДД.ММ.ГГГГ. Решение по делу было принято ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, изменения по госпошлине вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ. Последующие изменения в НК РФ, определившие дату их вступления в силу с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ еще не были приняты законодательным органом РФ.

Исходя из изложенного, на момент вынесения решения мировым судьей, ответчик был освобожден от уплаты госпошлины в доход федерального бюджета, в связи с чем, суд считает необходимым исключить из резолютивной части решения мирового судьи абзац о взыскании с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края госпошлины в сумме 400 рублей в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, суд,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Апелляционную жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № Тальменского района от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.

Уточнить резолютивную часть решения мирового судьи судебного участка № Тальменского района от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Тальменского района в интересах опекуна Литвинчук Надежды Николаевны и опекаемой Литвинчук Кристины Владимировны к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Тальменского района, отделу образования администрации Тальменского района о взыскании денежных средств на опекаемого.

Взыскать с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Литвинчук Надежды Николаевны за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недоплаченное опекунское пособие на опекаемую Литвинчук Кристину Владимировну в сумме № за счет средств федерального бюджета.

В иске к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Тальменского района Алтайского края и Отделу образования администрации Тальменского района Алтайского края отказать.

Исключить из резолютивной части решения мирового судьи абзац следующего содержания: Взыскать с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края госпошлину в сумме 400 рублей в доход федерального бюджета.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Судья Л.В.Гусева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200