Дело №11-24/2011 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 июля 2011 года р.п.Тальменка Тальменский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Гусевой Л.В., при секретаре Никитиной М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Рязановой Галины Ивановны на решение мирового судьи судебного участка №1 Тальменского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Управления социальной защиты населения по Тальменскому району к Рязановой Галине Ивановне о взыскании излишне выплаченной суммы, УСТАНОВИЛ: Управление социальной защиты населения по Тальменскому району обратилось к мировому судье судебного участка №1 Тальменского района с иском к Рязановой Г.И. о взыскании излишне выплаченной суммы в размере 1288 рублей 10 копеек, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику на основании Закона Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» Управлением социальной защиты населения по Тальменскому району выплачивалась ежемесячная денежная компенсация на коммунальные услуги за потребленную электроэнергию как «Ветерану труда». Выплата указанной компенсации производилась ответчику на основании ранее сформированного Реестра льготополучателей, поэтому от ответчика не требовалось предоставления документов, подтверждающих право на получение компенсации. Таким образом, оправдательным документом расходования бюджетных средств на выплату единой денежной компенсации до ДД.ММ.ГГГГ являлся Реестр льготополучателей. Между тем, ответчик за указанный период получала льготу в ФГОУ «<данные изъяты>» как педагогический работник, соответственно, получала компенсацию по двум основаниям, что недопустимо по закону. При этом ответчик дважды приглашалась в Управление - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, где ей предлагалось добровольно возвратить излишне выплаченную компенсацию, но она отказалась. Решением мирового судьи судебного участка №1 Тальменского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Управления социальной защиты населения по Тальменскому району удовлетворены в полном объеме - с Рязановой Г.И. в пользу Управления социальной защиты населения по Тальменскому району взыскана сумма переплаты единовременной денежной компенсации в размере 1288 рублей 10 копеек и госпошлина в доход бюджета в сумме 400 рублей. Решение мотивировано тем, что размер переплаты подтверждается представленными истцом документами, а также справкой ФГОУ «<данные изъяты>» о том, что там Рязанова Г.И. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг как педагогический работник. Ответчик Рязанова Г.И. обратилась в Тальменский районный суд с апелляционной жалобой на решение мирового судьи, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, просила решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, отсутствует ее вина в переплате компенсации, так как от нее не требовалось предоставления каких-либо сведений, а выплата компенсации производилась на основании ранее предоставленных ею документов, из которых было видно, что она является педагогическим работником. Таким образом, она не скрывала информацию, предоставила все необходимые документы и другие от нее не требовали, а за ошибку специалистов социальной службы она не должна нести ответственности, так как не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. В судебном заседании представить истца Кузьмина М.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение мирового судьи без изменения, пояснив, что до вступления в силу Закона Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» льготные категории граждан, в частности, имеющие звание «Ветеран труда», оплачивали 50 процентов стоимости коммунальных услуг. При этом все льготники были внесены в Реестр на основании представленных гражданами документов. Она подтверждает, что Рязанова Г.И. предоставила все необходимые документы, в том числе, сведения о том, что она является педагогическим работником - работает преподавателем ФГОУ «Тальменский сельскохозяйственный техникум», при этом никакое заявление Рязанова не подавала, так как этого не требовалось, и соответственно не давала подписку о том, что обязана сообщать об изменениях состава семьи, места жительства, оснований предоставления мер социальной поддержки и других обстоятельствах, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение ее размера. Реестр был сформирован в ДД.ММ.ГГГГ. Но с ДД.ММ.ГГГГ граждане-льготники стали оплачивать коммунальные услуги в размере 100 процентов, а затем на основании платежных документов организаций, предоставляющих коммунальные услуги, Управление социальной защиты населения возвращало им 50 процентов стоимости коммунальных услуг через почтовое отделение. Но так как Рязанова Г.И. являлась педагогическим работником, то и техникум возвращал ей из бюджета 50 процентов расходов на коммунальные услуги. Об этом стало известно Управлению социальной защиты только в конце ДД.ММ.ГГГГ, когда техникум представил соответствующую справку, при этом переплата произошла только по оплате электроэнергии. Так как Рязанова Г.И. уже значилась в Реестре льготников, то закон не требовал от нее предоставления какой-либо дополнительной информации, а техникум не предоставил сведения о том, что ответчик уже имеет льготу по коммунальным платежам в техникуме. В ДД.ММ.ГГГГ в техникум был направлен запрос о том, кто из педагогических работников получает льготу, ответ был дан только ДД.ММ.ГГГГ, из которого стало ясно, что у ответчика образовалась двойная льгота, после этого Рязановой Г.И. была прекращена выплата компенсации, а сама она была приглашена в Управление для решения вопроса о добровольном погашении переплаты, но возместить переплату ответчик отказался. Направлялись ли ранее ДД.ММ.ГГГГ запросы в техникум, пояснить не может, так как сведениями не располагает. Вины ответчика в образовавшейся переплате нет, однако допущен перерасход бюджетных средств, которые необходимо компенсировать. Ответчик Рязанова Г.И. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснив, что ее вины в переплате нет. До ДД.ММ.ГГГГ ее никто не беспокоил, никаких сведений не запрашивал, все необходимые документы на получение льгот как «Ветеран труда» она предоставила в Управление социальной защиты населения в ДД.ММ.ГГГГ, или раньше, точно не помнит, в том числе и копию трудовой книжки, где указана работа в должности <данные изъяты>. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, и оценив каждое доказательство в отдельности, и в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости отмены решения мирового судьи в связи с несоответствием выводов судьи фактическим обстоятельствам дела. Установлено, что Рязанова Г.И. значилась в Реестре льготополучателей по оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных ею документов, в том числе, документов, подтверждающих, что она является педагогическим работником ФГОУ «Тальменский сельскохозяйственный техникум». По вступлении в действие Закона Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», изменившего порядок получения компенсации по коммунальным услугам, от Рязановой Г.И. не требовалось предоставления в Управление социальной защиты дополнительных сведений и документов; компенсационная выплата производилась на основании ранее сформированного Реестра льготополучателей. Период выплаты составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выплачено 1288 рублей 10 коп. Одновременно в указанный период Рязановой Г.И. была предоставлена аналогичная компенсационная выплата в ФГОУ «Тальменский сельскохозяйственный техникум», о чем Управление социальной защиты населения стало известно по информации техникума ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ Управление социальной защиты населения не запрашивало подобную информацию. Эти обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, лицевым счетом получателя компенсационной выплаты, справкой Тальменского техникума. Закон Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» распространяется, в том числе, на ветеранов труда. В соответствии со ст.2 закона меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с п.7 ст.3 указанного закона гражданам, получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме до ДД.ММ.ГГГГ, компенсация предоставляется без истребования от них документов, указанных в части 3 ст.3 закона. При таких обстоятельствах от Рязановой Г.И. не требовалось предоставления следующих документов: заявление о назначении компенсации; копия документа, удостоверяющего личность гражданина и подтверждающего его регистрацию по месту жительства, месту пребывания (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); копия документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); справка о составе семьи; сведения о неполучении мер социальной поддержки по месту жительства (при реализации права на меры социальной поддержки по месту пребывания или по месту фактического проживания); сведения о расходах на приобретение твердого топлива (при наличии печного отопления); сведения о видах потребляемых услуг и организациях, их предоставляющих. В соответствии с п.1 ст.5 закона гражданин, получающий компенсацию, обязан извещать уполномоченный орган об изменениях состава семьи, места жительства, оснований предоставления мер социальной поддержки и других обстоятельствах, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение ее размера, в течение 14 дней с момента наступления обстоятельств с представлением соответствующих документов. В соответствии с ч.1, 2 ст.7 закона суммы компенсации, излишне выплаченные гражданину по его вине(предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения и размер компенсации, невыполнение требования, предусмотренного пунктом 1 ст.5 настоящего Закона), возмещаются гражданином, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Суммы, излишне выплаченные гражданину по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг удержанию не подлежат, за исключением счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно Правилам определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края №126 от 01.04.2008 года во исполнение вышеуказанного Закона Алтайского края, - компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения на основании представленных льготополучателем документов, указанных в статье 3 Закона Алтайского края N 156-ЗС. Орган социальной защиты населения осуществляет учет льготополучателей и формирует реестр получателей компенсации (далее - "реестр") на основании представленных льготополучателем необходимых документов и сведений сегментов федерального и краевого регистров лиц, имеющих право на государственную социальную помощь. В отношении льготополучателей,до ДД.ММ.ГГГГ получавших меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме, орган социальной защиты населения формирует реестр на основании сведений организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющих начисление населению платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - "организации - поставщики услуг"), и сведений сегментов федерального и краевого регистров лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, без истребования от них необходимых документов. Сформированный в отношении указанных льготополучателей реестр является основанием для назначения им с ДД.ММ.ГГГГ компенсации и оправдательным документом расходования бюджетных средств. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями - поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. Орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес. Передача списков в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном носителе. Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения. При таких обстоятельствах отсутствует вина Рязановой Г.И. в излишней выплате ей компенсации по оплате коммунальных услуг в виде потребленной электроэнергии, соответственно, отсутствует основание для взыскания с нее суммы излишней выплаты. Конституция РФ в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Меры социальной поддержки ветеранам труда и педагогическим работникам, предусмотрены соответственно ст.13 ФЗ "О ветеранах" и ст.55 ФЗ "Об образовании". В соответствии с ч.1, 3 ст.13 ФЗ РФ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Законом Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» не предусмотрен фиксированный размер компенсации расходов на коммунальные услуги, так как размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Из пояснений представителя истца указанная законом «О ветеранах» мера социальной поддержки ветерана труда Рязановой Г.И. предусматривала компенсацию 50% ее расходов на оплату коммунальных услуг. Согласно ФЗ РФ "Об образовании", Закона Алтайского края №88-ЗС от 03.11.2005 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» указанные лица, в том числе, педагогические работники, уволенные в связи с выходом на пенсию (при педагогическим стаже работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет) пользуются правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжении), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов. Правила предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением администрации Алтайского края №515 от 07.12.2009 года, предусматривают выплату педагогам (и педагогам-пенсионерам) денежной компенсации, конкретный размер которой также не установлен, и определяется ежемесячно, как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки. Анализируя указанные нормативные акты в целом, суд приходит к выводу о том, что мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, право на получение которой имеет истец как ветеран труда, не является той же мерой социальной поддержки, которая предоставляется ей как педработнику - пенсионеру. Мера социальной поддержки, предоставляемая педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, не является той же мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда, поскольку они предусматривают различный объем компенсируемых услуг. Данные меры социальной поддержки, хотя в обоих случаях предоставляются в виде денежных компенсаций, не являются идентичными, их предоставление в виде денежной компенсации обусловлено лишь одним - политикой государства по замене натуральных льгот, предоставлявшихся гражданам, денежной компенсацией, что само по себе не может приводить к ущемлению прав граждан, поскольку иное нарушает требования Конституции РФ. Согласно ч.3 ст.13 ФЗ "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Данные положения предусматривают выбор ветераном мер социальной поддержки, когда лицо имеет несколько оснований для получения мер социальной поддержки по данному закону, а не в тех случаях, когда идет речь о других основаниях получения других мер социальной поддержки. Применительно к данному конкретному случаю, федеральное законодательство, касающееся мер социальной поддержки педагогов, такого положения не содержит. Федеральным законом N122-ФЗ 22.08.2004 года был введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ была возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только безусловное сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. То есть, если граждане имели право и (или) получали меры социальной поддержки по ранее действовавшему законодательству (в натуре ли, или в виде компенсации), в том числе по нескольким основаниям, то они не могут быть лишены этого уже признанного за ними и предоставленного им права только потому, что предоставление льгот в натуре заменяется на денежные компенсации. При таких обстоятельствах, суд находит апелляционную жалобу Рязановой Г.И. подлежащей удовлетворению. Руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Апелляционную жалобу Рязановой Галины Ивановны удовлетворить. Решение мирового судьи судебного участка №1 Тальменского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Рязановой Галины Ивановны в пользу Управления социальной защиты населения по Тальменскому району суммы переплаты единовременной денежной компенсации в размере 1288 рублей 10 копеек и госпошлины в доход бюджета в сумме 400 рублей - отменить. Вынести новое решение. В удовлетворении исковых требований Управлению социальной защиты населения по Тальменскому району отказать. Решение вступает в силу со дня его вынесения и в кассационном порядке обжалованию не подлежит. Мотивированное решение изготовлено 27.07.2011 года. Судья Л.В.Гусева