решение о признании нуждающимся в жилье



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2010 года р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Гусельниковой М.А.

при секретаре Дегтяревой Ю.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску П.П.С. к администрации Т района, Отделу обр., Администрации АК, Управлению по обр. и д.м. о признании нуждающейся в жилье, о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

П.П.С. обратилась в суд с иском к администрации Т района о признании ее нуждающейся в жилье и о признании за ней права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, обосновав свои требования тем, что она относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец. П.С.М, умер Датаг., а мать - В.Н.А. решением ... суда от Дата года была признана безвестно отсутствующей. В настоящее время она является учащейся строительного отделения ... Профессионального лицея №!. В соответствии с действующим законодательством она относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании договора купли-продажи и свидетельства о государственной регистрации права она являлась собственником 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: .... Датаг. в результате пожара дом был полностью уничтожен огнем. На момент пожара она обучалась и проживала в ... Профессиональном лицее №!. В доме проживали собственники других 2/3 долей дома - Ч и К. В настоящее время она не имеет жилья и получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья является для нее единственным способом иметь собственное жилье.

В судебном заседании П.П.С. поддержала заявленные требования полностью и пояснила, что после того как она осталась сиротой, за ней было закреплено жилье в ..., .... Этот дом покупал ее отец П.С.М и его гражданская жена. Дом был оформлен в долевую собственность, собственниками долей являлись она, гражданская жена отца и ее дочь. В 2004 году ее отец умер. С 2006 года она стала обучаться в ... Профессиональном лицее №!, закончила обучение Датаг. Во время обучения в ... Профессиональном лицее №! по ее просьбе были сделаны запросы о состоянии жилья, но ответы не поступали. Тогда в 2009 году она сама поехала в пос.... и узнала о том, что дом сгорел полностью. На момент пожара гражданская жена ее отца умерла, в доме проживала ее дочь, также являвшаяся собственником дома. Она обратилась в отдел образования администрации ... для того, чтобы ее поставили в очередь на получение безвозмездной субсидии, но ей отказали, поскольку по документам она является долевым собственником.

Представитель ответчика - администрации ... и отдела обр., специалист опеки и попечительства отдела обр. З не возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что отдел обр. заполняет анкеты на предоставление безвозмездной субсидии на получение жилья гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и с документами заявителя направляет в Управление по обр. и д.м., и уже Управление включает лиц в реестр нуждающихся в приобретении жилья. У П.П.С. документы на предоставление безвозмездной субсидии не были приняты, поскольку она являлась собственником дома в пос..... Однако, дом сгорел полностью при пожаре, сохранить имущество истица не могла, поскольку обучалась в лицее, получала образование и находилась на полном государственном обеспечении. Поэтому возможно признать за ней право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

Привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков представители Администрации АК и Управления по обр. и д.м. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом.

В отзыве на исковое заявление Управление по обр. и д.м. возражало против удовлетворения исковых требований и просило признать управление ненадлежащим ответчиком по данному делу, ссылаясь на то, что за истцом зарегистрирована жилая площадь по адресу: ..., ..., ..., .... Доводы истца о невозможности проживания в указанном жилом помещении не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии со ст.15 Жилищного Кодекса РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47, для признании жилого помещения непригодным для проживания необходимо заключение комиссии, созданной на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора. Кроме того, истица не обращалась в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи по вопросу предоставления субсидии в письменной форме, поэтому отказ от управления истице не поступал. К исковому заявлению истицей не приложены документы, подтверждающие отказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи о включении ее в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение субсидии на приобретение или строительство жилья. Кроме того, управление Алтайского края по образованию и делам молодежи не уполномочено решать вопрос о возможности предоставления либо непредоставления субсидии обращающимся гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К полномочиям управления Алтайского края по образованию и делам молодежи относится формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.148 Семейного Кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч.1, ст.57 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п.2 ч.2 указанной нормы, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно части 2 этой же статьи, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с вышеуказанным законом администрацией Алтайского края 15 января 2008 года принято Постановление № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края.

Указанным Постановлением Администрации Алтайского края № 8 от 15.01.2008г. утверждено Положение о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, пунктом 3.1. которого предусмотрено, что право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года.

Пунктом 4.1. указанного Положения определено, что учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 4.2 Положения предусмотрено, что лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

Согласно п.4.3 Положения, формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Пунктом 4.4. Положения предусмотрено, что субсидии направляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора.

Личность истицы подтверждается данными ее паспорта, выданного на имя П.П.С., Дата г.р., уроженки ....

В свидетельстве о рождении П.П.С., Дата г.р., выданном Отделом ЗАГС ..., ее родителями указаны П.С.М и П.Н.В..

Свидетельство о смерти, выданное Дата года администрацией ... сельсовета ... ... края, подтверждает, что отец истицы П.С.М умер Дата года.

... суда от Дата года мать истицы П.Н.В. признана безвестно отсутствующей.

В материалы дела представлен договор купли-продажи жилого дома от Датаг. и свидетельство о государственной регистрации права собственности П.П.С., подтверждающие, что истица являлась собственником 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: ..., .... ... ....

Справка территориального отделения Госпожнадзора по ...у от Датаг. подтверждает, что Датаг. произошел пожар в жилом доме, расположенном по адресу: ... ..., ... .... В результате пожара дом уничтожен огнем полностью.

Из сообщения отдела образования администрации ... ... от Датаг. в адрес П.П.С. следует, что представленные ею документы на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья не подлежат рассмотрению, т.к. она является долевой собственницей жилья по адресу: ..., первомайский район, ... .... Но, поскольку жилье уничтожено при пожаре и восстановлению не подлежит, истице рекомендовано обратиться в суд с иском о признании нуждающейся в жилом помещении.

Согласно справке № 735, выданной ГОУ НПО Профессиональным лицеем №!, П.П.С. обучалась в вышеуказанном учебном заведении с Дата года по Дата года по специальности мастер общестроительных работ и находилась на полном государственном обеспечении.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в судебном заседании установлено, что после смерти отца П.С.М и признания матери безвестно отсутствующей истица до 18-летнего возраста осталась без попечения родителей. Она имела в собственности 1/3 долю жилого дома, однако дом сгорел при пожаре. Во время произошедшего пожара истица находилась на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии ... Профессионального лицея №! и не имела возможности принять меры к сохранности принадлежащего ей жилья. На момент обращения в отдел образования администрации ... по вопросу предоставления субсидии и рассмотрения дела в суде истице не исполнилось 23 лет.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что П.П.С. имеет право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья и считает необходимым признать за ней это право.

В удовлетворении исковых требований к Администрации АК, Управлению по обр. и д.м. суд считает необходимым отказать, поскольку в судебном заседании установлено, что учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданами РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с тем, что отдел обр. отказал П.П.С. в принятии документов на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья, Администрация АК и Управление по обр. и д.м. не являются надлежащими ответчиками по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования П.П.С. к администрации Т.района, отделу обр. о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, удовлетворить полностью.

Признать П.П.С. нуждающейся в жилье.

Признать за П.П.С. право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

В удовлетворении исковых требований к администрации АК, Управлению по АК отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2010 года.

Судья М.А.Гусельникова