Дело №!РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2010 года р.п.Тальменка
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Гусевой Л.В.
при секретаре Баталовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тальменского района в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны ФИО5 к Администрации Тальменского района Алтайского края, Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности в постановке на учет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тальменского района Алтайского края в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны ФИО5 обратился в Тальменский районный суд с иском к Администрации Тальменского района Алтайского края, Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности в постановке на учет. В обоснование требований, прокурор ссылается на то, что истец ФИО5 является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как своего жилья не имеет, она прибыла на территорию РФ из Казахстана в 2002 году, проживает в квартире, принадлежащей ее сыну ФИО6 Квартира имеет общую площадь 42,6 кв.м., жилую площадь 25,6 кв.м., расположена в р.п.Тальменка Тальменского района Алтайского края по ... ....
Реализуя свое право на жилище, ФИО5 Дата года обратилась в поссовет Тальменского района с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако решением поссовета от Дата года ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что представленные документы не подтверждают нуждаемость в жилье.
Прокурор считает основание отказа незаконным, поскольку у ФИО4 нет собственного жилья на территории РФ, что нарушает ее конституционное право, предусмотренное ст.40 Конституции РФ. Просит признать незаконными действия администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края в отказе в постановке ФИО5 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Тальменского поссовета и администрацию Тальменского района поставить ФИО5 на учет и включить ее в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после Дата года.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в интересах ФИО5, пояснив, что истица проживает в квартире одна, ее сын ФИО6 с ней не проживал и не проживает, поэтому ФИО4 не имеет статуса члена семьи собственника жилья. Кроме того, отсутствуют такие признаки семейных отношений как ведение общего хозяйства.
Истица ФИО5 и ее представитель ФИО6 в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, имеются их телефонограммы с просьбой рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании Дата года ФИО6 пояснял, что в до 2002 года его мать ФИО5 проживала в ... в доме, принадлежащем ее свекру, собственного жилья у нее с мужем не было. После смерти мужа она переехала в Россию, до 2005 года она проживала с ним в одной квартире в .... Но затем он разошелся с женой и решил переехать в Тальменку, где приобрел для себя квартиру. Сам он после покупки квартиры в ней не жил и не был зарегистрирован, так как создал новую семью, проживает в доме, принадлежащем его жене. ФИО5 с мая 2005 года зарегистрирована и проживает в квартире одна. Она самостоятельно вносит коммунальные платежи - на таких условиях он разрешил проживание в квартире. Если бы квартира пустовала, он все равно бы платил за услуги по отоплению квартиры, а так их оплачивает его мать. После получения ФИО4 письма из администрации поссовета с отказом в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье, он заключил с матерью договор найма квартиры, так как у нее сложный неуживчивый характер, поэтому он решил, что письменное подтверждение условий проживания более надежно.
Представитель ответчика Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края ФИО2 иск не признала, пояснив, что при отказе ФИО5 в постановке на учет, было учтено, что ФИО4 является членом семьи ФИО6, таким образом, на нее и ФИО6 норма жилой площади соответствует установленной органом местного самоуправления, а при том обстоятельстве, что ФИО4 фактически в квартире проживает одна, вся площадь квартиры используется ей одной.
Представитель ответчика Администрации Тальменского района Алтайского края ФИО3 иск не признала, пояснив, что квартира признана пригодной для проживания, ФИО4 является членом семьи собственника квартиры, на одного члена семьи в квартире приходится более 9 кв.м. общей площади. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания ФИО4 нуждающейся в жилье.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив каждое доказательство в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно справке Министерства социальной защиты населения республики Казахстан ФИО4, 1927 года рождения, имел вторую группу инвалидности в связи с ранением, полученным при защите СССР, умер он Дата года в ... района ..., что подтверждается свидетельством о смерти.
В период с Дата года по день своей смерти ФИО4 состоял в браке с ФИО5 (до брака Сыпочевой), что подтверждается свидетельством о браке.
Согласно адресному листку прибытия ФИО5 прибыла в р.п.Тальменка из ..., где проживала в ...
Согласно справок ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Тальменского участка и Новоалтайского отдела Алтайского края ФИО4 не имела и не имеет в собственности жилых помещений.
С Дата года и по настоящее время ФИО5, Дата года рождения, проживает одна в квартире №! по ... в р.п.Тальменка Тальменского района Алтайского края общей площадью 42,6 кв.м., жилой площадью 25,6 кв.м., принадлежащей ее сыну ФИО6. ФИО6 в указанной квартире не проживал и не проживает; он проживает с семьей в р.п.Тальменка по ....
Эти обстоятельства подтверждаются справкой администрации Тальменского поссовета №! от Дата года, выпиской из домовой книги, договором купли-продажи квартиры от Дата года, свидетельством о государственной регистрации права собственности ФИО6 на квартиру.
Из представленных в материалы дела квитанций об оплате коммунальных услуг и договора на предоставление услуг по содержанию мест общего пользования и коммунальных услуг, заключенного с ФИО4, следует, что в период проживания в квартире ФИО4 самостоятельно от своего имени уплачивала коммунальные услуги.
Удостоверением №!, выданным ФИО5 Комитетом по социальной защите населения администрации Тальменского района Дата года, подтверждается, что ФИО5 является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 Федерального Закона «О ветеранах».
Дата года ФИО5 обратилась в администрацию Тальменского поссовета с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, указав о себе, что проживает одна в квартире №! по ... в р.п.Тальменка, на праве собственности жилья не имеет, является пенсионеркой с 1987 года.
Согласно Акту обследования №! от Дата года, составленному межведомственной комиссией, назначенной Администрацией Тальменского района, была обследована квартира №! по ... в р.п.Тальменка. Установлено, что дом, в котором находится квартира, 1980 года постройки, процент износа дома в 2005 году составлял 40%, общее состояние дома удовлетворительное. Квартира, где проживает ФИО5, двухкомнатная, окна пластиковые, двери деревянные. Требуют ремонта трубы водопровода и промывка радиаторов системы отопления, требуется замена пола. Обследование произведено в присутствии собственника квартиры ФИО6
Из протокола №! от Дата года заседания жилищной комиссии Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края следует, что, рассмотрев представленные ФИО4 документы, комиссия пришла к выводу о том, что ФИО4 проживает в квартире, принадлежащей ее сыну ФИО6 как близкая родственница на правах члена семьи, о чем свидетельствует отсутствие договора найма жилья. Общая площадь квартиры составляет 42,6 кв.м., т.е. на одного члена семьи приходится более 9 кв.м. общей пощади.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до Дата года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после Дата года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с ч.1, 3, 4 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
В соответствии со ст.51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из анализа данных правовых норм следует, что 01.03.2005 года - это дата вступления в силу ныне действующего Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно действовавшему до указанной даты Жилищному кодексу РСФСР все участники Великой Отечественной войны и семьи указанных лиц имели право на первоочередное бесплатное обеспечение жилыми помещениями. Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке малоимущими и обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).
Применительно к жилищным гарантиям ветеранов, установленных Федеральным законном "О ветеранах" до 03.01.2010 года была указана другая дата - 1 января 2005г., совпадающая с датой вступления в силу указанного закона.
Затем законом №327-ФЗ от 21.12.2009 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», вступившим в силу с 03.01.2010 года в тексте закона, в том числе, в подпункте 4 пункта 1 статьи 21 слова "и вставших на учет до 1 марта 2005 года" были исключены. Слова "Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;" были заменены словами "Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Указанные изменения закона распространяются на отношения с ФИО5
На основании изложенного следует, что ФИО5 является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она не имеет в собственности жилого помещения, не имеет жилья, предоставленного ей на условиях социального найма; не является членом семьи собственника жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещениях по договору социального найма, так как ее сын ФИО6, являющийся собственником квартиры, не проживает в квартире совместно со своей матерью, а жил и живет по другому адресу.
Согласно п.11, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» - членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 ФИО11 от Дата г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных ФИО10, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Из тех обстоятельств, что ФИО4 с момента вселения в квартиру, проживает в ней одна, самостоятельно несет бремя расходов за все коммунальные услуги, из пояснений ФИО6 о том, что условием проживания его матери было определено обязательная оплата ею коммунальных услуг, в том числе, за отопление квартиры, из письменных доказательств - выписки из домовой книги, листка прибытия, а также представленного в материалы дела договора найма жилья, заключенного между ФИО5 и ФИО6 в июле 2010 года, суд приходит к выводу о том, что ФИО4 с момента вселения в квартиру, т.е. с Дата года проживает в квартире на условиях коммерческого найма.
В соответствии с ч.1 ст.671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии со ст.674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.
В соответствии с ч.1 ст.162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
В соответствии со ст.676 ГК РФ наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Плата за коммерческий наем жилья устанавливается по соглашению сторон.
Учитывая близкое родство наймодателя и нанимателя квартиры, исходя из норм нравственности и морали, сложившихся в обществе, суд считает необходимым признать как оплату за наем освобождение ФИО6 от бремени несения расходов на коммунальные услуги по отоплению квартиры. Так, ФИО6 пояснял, что с момента покупки квартиры он не имел намерения в ней проживать, поскольку создал новую семью и проживает в доме своей жены, однако за коммунальные услуги по отоплению квартиры он нес бы расходы, независимо от проживания в ней.
Доводы ФИО6 соответствуют Правилам оказания коммунальных услуг населению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Прокурор, представляющий интересы истца ФИО4 и ответчики как органы местного самоуправления, в соответствии с нормами НК РФ освобождены от уплаты госпошлины в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Прокурору Тальменского района исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края в отказе ФИО5 в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.
Обязать администрацию Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края и администрацию Тальменского района Алтайского края поставить ФИО5 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить ее в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после Дата года.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 20.09.2010 года.
Судья Л.В. Гусева
Копия верна: Судья Л.В.Гусева