решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в интересах ветерана ВОв о признании незаконным снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении



Дело №РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Гусевой Л.В.

с участием прокурора Вершковой А.Н.

при секретаре Никитиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тальменского района в интересах ветерана Великой Отечественной войны Синельниковой Елены Степановны к Администрации Тальменского района Алтайского края, Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края о признании незаконным снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности по восстановлению в списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тальменского района Алтайского края в интересах ветерана Великой Отечественной войны Синельниковой Елены Степановны обратился в Тальменский районный суд с иском к Администрации Тальменского района Алтайского края, Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края о признании незаконным снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности по восстановлению в списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований, прокурор ссылается на то, что истец Синельникова Е.С. является ветераном Великой Отечественной войны, узницей концлагеря в период с февраля 1944 года по апрель 1945 года. В 1980 году Синельникова приобрела в собственность жило дом, расположенный по <адрес> в р.п.Тальменка общей площадью 28,5 кв.м. В декабре 2005 года Синельникова обратилась в районную жилищную комиссию с заявлением о необходимости замены дома на благоустроенную квартиру, поскольку в ее доме печное отопление, отсутствуют удобства и по состоянию здоровья она не имеет возможности содержать дом. В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии при администрации Тальменского поссовета истица была поставлена на льготную очередь на улучшение жилищных условий как инвалид Великой Отечественной войны. Постановка на льготную очередь оформлена постановлением администрации Тальменского поссовета № от ДД.ММ.ГГГГ. В июне 2007 года истица подарила свой дом внуку Пономареву О.Ю., однако отчуждение жилья было вынужденным, поскольку согласно справке МСЭ Синельникова являлась нетрудоспособной и нуждалась в постоянном уходе. Однако постановлением главы поссовета № от ДД.ММ.ГГГГ Синельникову сняли с учета в качестве нуждающейся, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет. Действия администрации Тальменского поссовета нарушают конституционное право Синельниковой на жилище.

Прокурор считает основание снятия Синельниковой с учета в качестве нуждающейся в жилье незаконным, поскольку у нее нет собственного жилья, а отчуждение принадлежащего ей на праве собственности дома имело вынужденный характер из-за болезни.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в интересах Синельниковой Е.С., пояснив, что истица проживает в квартире своего внука Пономарева О.Ю., который является ее опекуном, поскольку истица признана судом недееспособной. В 2005 году она проживала в своем доме. Дом был неблагоустроенным, по состоянию здоровья Синельникова не могла одна проживать в доме, так как отопление было печное, в связи с этим она обратилась в администрацию поссовета с заявлением о предоставлении ей благоустроенной квартиры. До 2010 года истица состояла на учете в качестве нуждающейся.

Истица Синельникова Е.С. решением Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной, в связи с чем, в судебном заседании ее интересы представлял опекун Пономарев О.Ю., который поддержал исковые требования, пояснив, что Синельникова Е.С. приходится ему бабушкой. До 2007 года она проживала в своем доме по <адрес> вместе с дочерью Пономаревой Лидией Петровной, которая проживает в доме по настоящее время. Поскольку Синельникова по медицинским показаниям нуждалась в постоянном постороннем уходе, а дочь не желала ухаживать за ней, он решил забрать бабушку к себе, в связи с этим было решено оформить договор дарения на дом, чтобы Пономарева не смогла распорядиться домом по своему усмотрению. Синельникова зарегистрирована и проживает в его доме с декабря 2007 года. В 2009 году состояние здоровья Синельниковой ухудшилось, ее парализовало, с тех пор она прикована к постели, были установлены признаки старческого слабоумия, судом она признана недееспособной, за бабушкой осуществляет уход он как опекун и его жена, когда он находится на работе. Дом по <адрес> в настоящее время находится в непригодном для проживания состоянии, так как ремонт в нем не производился, фактический износ составляет на 2010 год более 50 процентов. К дому действительно подведен природный газ, но внутренняя обводка не выполнена. Органами БТИ износ не рассчитывался. Синельникова проживает с 2007 года в принадлежащем ему на праве собственности доме по <адрес> в р.п.Тальменка, имеет отдельную комнату, вселена в дом в качестве члена семьи с согласия всех членов семьи - жены и двоих детей, однако ее вселение носило вынужденный характер, так как она признана недееспособной и требует постоянного ухода, ее вселение создало некоторые неудобства - у него двое детей - старший сын обучается в учебном заседании, но когда приезжает домой, вынужден располагаться в зале, так как его комнату заняла Синельникова; сам он с женой и младшим сыном, который страдает диабетом, располагаются в спальне. Его квартира является благоустроенной. Синельникова является членом его семьи, они ведут общее хозяйство, получаемую за Синельникову пенсию он расходует на общие нужды семьи.

Представитель ответчика Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края Холодкова Л.Н. иск не признала, пояснив, что постановка Синельниковой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2005 году носила ошибочный характер, поскольку протокол комиссии и постановление о постановке на учет были изготовлены в день подачи заявления без дополнительной проверки. В 2010 году, когда федеральный бюджет стал реально выделять средства для приобретения жилья нуждающимся, были проверены надлежащим образом жилищные условия Синельниковой, и выяснилось, что она проживает в семье внука в его доме, который является благоустроенным, социальная норма жилья на одного члена семьи соответствует установленной органом местного самоуправления. При определении нормы жилья учитывается совокупность площадей, если в собственности лица имеются несколько жилых помещений.

Представитель ответчика Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края Акунец О.П. иск не признала, дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя Холодковой Л.Н.

Представитель ответчика Администрации Тальменского района Алтайского края Денежкина Н.В. иск не признала, пояснив, что жилой дом по <адрес>, ранее принадлежавший Синельниковой, не признан непригодным для проживания. В обязанности собственника жилья, каковым с 2007 года является Пономарев, входит следить за техническим состоянием жилого дома, своевременно производить капитальный и текущий ремонт. Синельникова является членом семьи собственника жилья Пономарева, социальная норма жилья на одного члена семьи не ниже установленной законом. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания Синельниковой нуждающейся в жилье.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив каждое доказательство в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Синельникова Е.С. обращалась к председателю исполкома районного Совета народных депутатов с заявлением о замене ее дома по <адрес> на благоустроенную квартиру, так как в доме печное отопление, жилая площадь дома - 28,5 кв.м. Просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилье, так как она является пенсионеркой, ее семья состоит из двух человек - она и Пономарева Лидия Петровна.

Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии при администрации Тальменского поссовета, было решено поставить Синельникову Е.С. на льготную очередь на улучшение жилья среди участников Великой Отечественной войны.

Постановлением главы Тальменского поссовета № от ДД.ММ.ГГГГ Синельникова Е.С. была поставлена на льготную очередь на улучшение жилья среди участников Великой Отечественной войны.

Согласно паспортным данным Синельниковой Е.С., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по месту жительства по адресу: р.п.Тальменка <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по <адрес> р.п.Тальменка; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в р.п.Тальменка по <адрес>.

Жилой дом по <адрес> общей площадью 38,8 кв.м., жилой площадью 28,5 кв.м. в р.п.Тальменка принадлежал Синельниковой Е.С. на праве собственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответственно договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием прекращения права собственности Синельниковой Е.С. на жилой дом по <адрес> является переход права собственности к ее внуку Пономареву О.Ю. по договору дарения.

Кроме жилого дома № по ул.<адрес> Пономарев О.Ю. является собственником жилого <адрес> в р.п.Тальменка по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь дома по <адрес> составляет 61,6 кв.м., жилая - 41,9 кв.м. В доме имеются следующие коммуникации благоустройства: центральное отопление, газ, водопровод, канализация. Дом состоит из трех жилых комнат, кухни, коридора, совмещенного санузла. Дом имеет бетонный ленточный фундамент, деревянные брусчатые стены, железную кровлю.

Из пояснений Пономарева О.Ю., не оспариваемых участниками процесса, следует, что его семья состоит из пяти человек: он сам, его супруга, двое детей и бабушка Синельникова Е.С.

Согласно удостоверению, выданному Алтайским крайвоенкоматом ДД.ММ.ГГГГ, Синельникова Е.С. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников Великой Отечественной войны.

Согласно справке МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ Синельниковой Е.С. установлена 1 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. Она нуждается в постоянном постороннем уходе.

Решением Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Синельникова Е.С. признана недееспособной в связи с неспособностью понимать значение своих действий и руководить ими, поскольку она страдает деменцией на фоне органического поражения головного мозга сложного (сосудистого, вертеброгенного, травматического, инволюционного) генеза.

В заключении комиссии экспертов Алтайской краевой клинической психиатрической больницы имени Ю.К. Эрдмана № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.

Распоряжением начальника Управления социальной защиты населения по Тальменскому району № от ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного решения, письменного согласия членов семьи Пономарева, Пономарев О.Ю. назначен опекуном Синельниковой Е.С.

Из справок ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ износ жилого <адрес> в р.п.Тальменка составлял 45 процентов; благоустройств на 2006 год не было.Процент физического износа начисляется по результатам технической инвентаризации домовладения, при обращении собственника или доверенного лица.

Из акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной администрацией Тальменского района, жилой дом по <адрес> в р.п.Тальменка, принадлежащий Пономареву О.Ю., имеет печное отопление, водоснабжение осуществляется из скважины, к дому подведен, но не подключен газ. Дом имеет износ 50,5 процентов, пригоден для проживания, требует ремонта.

Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ обследования жилого <адрес> в р.п.Тальменка следует, что в доме, принадлежащем Пономареву, проживает Синельникова Е.С., ветеран Великой Отечественной войны, дом в хорошем состоянии, не требует капитального ремонта.

Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии Тальменского поссовета следует, что в 2005 году Синельникова была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье без указания на основание для постановки. На момент постановки Синельниковой на учет она имела в собственности жилой дом по <адрес> полезной площадью 38,8 кв.м., который не был признан непригодным для проживания. В 2007 году Синельникова подарила свой дом внуку Пономареву. На момент заседания комиссии Синельникова не имеет собственного жилья менее 5 лет, значит в соответствии со ст.53 ЖК РФ отсутствует основание для постановки на учет. Более того, Синельникова является членом семьи Пономарева, проживает в принадлежащем Пономареву доме по <адрес> в р.п.Тальменка; состав семьи Пономарева с учетом Синельниковой - 5 человек, общая площадь жилого дома - 60,3 кв.м. С учетом общей площади жилого дома, расположенного по <адрес>, принадлежащего Пономареву, на одного члена семьи Пономарева приходится 19,82 кв.м., что более учетной нормы, установленной на территории Тальменского поссовета (9 кв.м.). Решением комиссии Синельникова Е.С. снята с учета лиц нуждающихся в жилье.

В соответствии с п.3 ч.1, ч.2 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

В соответствии с подпунктом "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 указанного закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 указанного закона инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В соответствии с ч.1, 3, 4 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного Решением Совета депутатов Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ, учетной нормой общей площади жилого помещения, дающей право для постановки на учет, составляет 9 кв.м. на одного члена семьи.

В соответствии со ст.51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из анализа данных правовых норм следует, что 01.03.2005 года - это дата вступления в силу ныне действующего Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно действовавшему до указанной даты Жилищному кодексу РСФСР все участники Великой Отечественной войны и семьи указанных лиц имели право на первоочередное бесплатное обеспечение жилыми помещениями. Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке малоимущими и обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Применительно к жилищным гарантиям ветеранов, установленных Федеральным законном "О ветеранах" до 03.01.2010 года была указана другая дата - 1 января 2005г., совпадающая с датой вступления в силу указанного закона.

Затем законом №327-ФЗ от 21.12.2009 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», вступившим в силу с 03.01.2010 года в тексте закона, в том числе, в подпункте 4 пункта 1 статьи 14, в подпункте 3 пункта 1 статьи 15 слова "и вставших на учет до 1 марта 2005 года" были исключены. Слова "Инвалиды Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;" были заменены словами "Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; слова "Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;" заменены словами "Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз».

Указанные изменения закона распространяются и на отношения с Синельниковой Е.С.

На основании изложенного следует, что Синельникова Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как с указанного времени и по настоящее время она является членом семьи собственника жилого помещения - своего внука Пономарева О.Ю., поскольку с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована и проживает в семье Пономарева О.Ю. в доме, расположенном в р.п.Тальменка <адрес>; ведет с семьей Пономарева общее хозяйство, так как назначенная Синельниковой пенсия расходуется на общие нужды семьи. Пономарев и члены его семьи проявляют о Синельниковой заботу, осуществляют постоянный уход. С ДД.ММ.ГГГГ Пономарев О.Ю. является опекуном Синельниковой в связи с ее недееспособностью. Общая площадь дома составляет по данным техинвентаризации 61,6 кв.м. Дом благоустроенный, пригоден для проживания и не требует капитального ремонта. В составе семьи Пономарева с учетом Синельниковой - 5 человек - двое детей, жена, Пономарев и Синельникова. С учетом общей площади жилого дома, расположенного по <адрес>, принадлежащего Пономареву, на одного члена семьи Пономарева приходится при точном подсчете: (61,6 кв.м. + 38,8 кв.м.) =20,08 кв.м., что более учетной нормы, установленной на территории Тальменского поссовета (9 кв.м.).

При этом, суд считает необходимым отметить, что и без учета общей площади <адрес>, на одного члена семьи приходится 12,32 кв.м, что также превышает установленные 9 кв.м.

Заболеваний, препятствующих проживанию в одном доме, Синельникова не имеет.

Согласно п.11, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» - членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Доводы Пономарева о вынужденном вселении Синельниковой в качестве члена его семьи, суд признает необоснованными, поскольку вынужденность вселения связана с необходимостью постоянного ухода за Синельниковой, страдающей заболеванием, что еще раз подтверждает проявление заботы Пономарева о близком человеке как о члене семьи.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Прокурору Тальменского района в удовлетворении исковых требований в интересах ветерана Великой Отечественной войны Синельниковой Елены Степановны к Администрации Тальменского района Алтайского края, Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края о признании незаконным снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности по восстановлению в списке ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Л.В. Гусева