Дело №2-432/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2010 года р.п.Тальменка
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Гусевой Л.В.,
при секретаре Никитиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косогорова Леонида Леонидовича к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тальменском районе Алтайского края о возложении обязанности по перерасчету размера пенсии и взыскании недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Косогоров Л.Л. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тальменском районе Алтайского края о возложении обязанности по перерасчету размера пенсии и взыскании недополученной пенсии. В обоснование своих требований истец ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия на основании ст.27 Закона о трудовых пенсиях с учетом общего трудового стажа №, при стажевом коэффициенте 0,64. Однако общий стаж работы ему был подсчитан неверно, так как период службы в Армии был зачтен в одинарном размере, а необходимо было зачесть в двойном размере, исходя из чего, общий стаж работы составлял бы №, а стажевый коэффициент составлял бы 0,67.
Просил обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 2002 года по 2010 год, взыскать с ответчика сумму недополученной пенсии №., материальный ущерб в сумме №. и компенсацию морального вреда в размере № рублей.
В ходе рассмотрения дела истец Косогоров Л.Л. уточнил исковые требования - просил признать за ним право на включение в стаж работы, дающей право на пенсию период службы в армии с 1966 года по 1969 год в двойном размере, т.е. добавить в стаж работы еще №; итого засчитать в общий стаж работы №; обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ему пенсии по старости с учетом общего трудового стажа № с момента назначения пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать компенсацию морального вреда в размере № рублей и материальный ущерб в виде процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме № рубль.
В судебном заседании истец Косогоров уменьшил сумму процентов за пользования чужими денежными средствами до № копеек, пояснив, что при подсчете процентов допустил математическую ошибку, так как при умножении суммы на ставку рефинансирования, исчисленную в процентах, не верно применил форму расчета процента от числа. В остальной части требования поддержал в полном объеме, пояснив, что по ранее действовавшему закону о пенсиях период службы в армии засчитывался в стаж работы в двойном размере. Он пошел на пенсию в возрасте № как проработавший на работах с тяжелыми условиями труда, в октябре 2002 года, т.е. после вступления в силу нового пенсионного закона, нормы которого не могут ухудшать его положение, о чем говорится в постановлении Конституционного Суда 2004 года, к такому же выводу пришел Верховный суд, что отразил в своих определениях. Таким образом, при начислении ему пенсии и подсчете стажа работы должны применяться только нормы того закона, которые улучшают его положение, - стаж для назначения пенсии должен исчисляться по правилам закона о пенсиях №340 1990 года, а размер пенсии - по правилам закона о пенсиях №173 2001 года. О двойном зачете периода службы в армии указано и в законе 1998 года «О статусе военнослужащих», где служба по призыву относится к военной службе и служащий по призыву является военнослужащим. Из толкования норм указанного закона следует, что он является военнослужащим.
Представитель ответчика Добренко С.С. иск не признала, пояснив, что служба в армии засчитывалась в двойном размере по закону о пенсиях 1990 года №340-1, но размер пенсии рассчитывался с применением коэффициентов осовременивания. По закону о пенсиях от 2001 года №173 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, исчисленная в календарном порядке, независимо от того, что ранее действующим законодательством для аналогичных периодов было предусмотрено льготное исчисление. Если для определения стажа работы истца применять положения закона о пенсиях №340-1 и учитывать службу в армии в двойном размере, то необходимо применять и положения ст.16, 17 и 18 указанного закона, устанавливающие ограничения максимального размера пенсии тремя либо тремя с половиной минимальными размерами пенсии. При этом по закону №340-1 размер пенсии истца составит № коп. вместо получаемой истцом пенсии в размере № рублей, которая рассчитана в соответствии с законам о пенсиях 2001 года №173. Истец не является военнослужащим, так как его статус не соответствует требованиям закона «О воинской обязанности и военной службе», в противном случае он бы получал пенсию в учреждении пенсионного обеспечения Министерства обороны РФ.
Представитель ответчика Колобова Н.К. дала аналогичные пояснения, дополнив, что при назначении пенсии выбирается более выгодный вариант. Сначала размер пенсии истца был просчитан по закону №134-1 с учетом двойного периода службы в армии, но размер пенсии оказался невысоким по сравнению с размером, исчисленным при применении закона №173. Косогоров сам выбрал порядок исчисления пенсии по закону №173, о чем указал в заявлении о назначении пенсии.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, и оценив каждое доказательство в отдельности, и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Косогоров Л.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <адрес> учеником плотника, затем плотником; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву; после демобилизации трудоустроился на завод <адрес> в последующем работал на должностях, дающих право на льготное назначение пенсии. Трудовая пенсия по старости назначена с ДД.ММ.ГГГГ по достижении возраста № лет в соответствии с п.2 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ, размер пенсии исчислен при общем стаже работы №, стажевом коэффициенте 0,64. Подсчет общего стажа работы Косогорова произведен в календарном исчислении, соответственно период службы по призыву исчислен в одинарном размере.
Эти обстоятельства подтверждаются документами пенсионного дела Косогорова Л.Л., где имеется заявление Косогорова о назначении ему пенсии на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», записями трудовой книжки, военным билетом, пенсионным удостоверением.
Анализируя действующее в период службы в армии и работы Косогорова Л.Л. пенсионное законодательство, суд приходит к следующему.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях», а также в дополнение к закону - Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совмина СССР №590 от 03.08.1972 года, которые не предусматривали особенностей включения в стаж работы, дающий право на назначение пенсии и исчислении размера пенсии, периода службы в армии для такой категории работников как истец.
Вступивший в действие с ДД.ММ.ГГГГ Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990 года содержал понятия общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж. С учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в данном законе, устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца; сучетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливалась пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона), работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона), а также пенсия за выслугу лет (раздел V Закона) - (ст.88 Закона). Служба в составе Вооруженных Сил РФ включалась в общий трудовой стаж по фактической ее продолжительности (ст.90, 93).
И только с 27.01.1995 года в указанный закон были внесены изменения - в статью 94 закона «Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж» введен абзац, предусматривающий исчисление периода службы по призыву в двойном размере при подсчете трудового стажа, указанного в статьях: 10 (пенсия на общих основаниях устанавливается мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет), 11 (льготные основания, определяющие право на пенсию), 12 (пенсия в связи с особыми условиями труда, в том числе, мужчинам - по достижении 55 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона (25 лет), 29 (пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания).
Указанные изменения закона действовали до 31.12.2001 года.
Федеральным законом №113-ФЗ от 21.07.1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», утратившим силу с 01.01.2002 года, не предусматривал особенностей определения размера пенсии для лиц, проходивших военную службу по призыву.
Размер пенсии по указанному закону действительно рассчитывался с применением коэффициентов осовременивания, поскольку в стране была проведена денежная реформа, протекали значительные инфляционные процессы.
Учитывая положения закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990 года о порядке исчисления размера пенсии, суд не усматривает сомнений в верности расчета размера пенсии Косогорова, произведенного Управлением ПФ РФ в Тальменском районе в письменном отзыве на иск при условии зачета периода службы в армии по призыву в двойном размере, при котором общий трудовой стаж составит №, а размер пенсии составит №.
Вступивший в действие с 01.01.2002 года Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 года, определил понятия «страховой стаж» и «общий трудовой стаж», которые не являются тождественными. Под страховым стажем, о котором говорится, в частности, в статьях 2 и 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер трудовой пенсии. Понятие же "общий трудовой стаж" применяется в названном Федеральном законе для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан (пункты 2, 3 и 4 статьи 30).
Правильность подсчета страхового стажа истцом не оспаривается, поскольку для наступления права на пенсионное обеспечение, у истца было достаточно стажа без двойного исчисления периода службы в армии.
Законом №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» льготное исчисление периода службы по призыву не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, доводы истца суд находит необоснованными и постановления Конституционного Суда, на которые ссылается истец, к данным правоотношениям не применимы, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Смысл правовой позиции Конституционного Суда состоит в том, что лицо, в момент вступления в трудовые правоотношения рассчитывал на соответствующие льготы при достижении пенсионного возраста (например, право на снижение пенсионного возраста при занятости на работах с тяжелыми условиями труда), которые в момент возникновения трудовых отношений уже предусматривались действующим законодательством.
В соответствии с ч.4, 9 ст.30 Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются: …служба в Вооруженных Силах Российской Федерации…
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В Определении №457-ОО от 22.04.2010 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ»» Конституционный Суд РФ указал на то, что в целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель справе, как это вытекает из ч.2 ст.39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их составных частей и размеров, порядка из исчисления и перерасчета. Изменение законодателем в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» порядка исчисления размеров пенсий по сравнению с ранее действовавшим порядком, определявшимся законом РФ №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» не предполагает снижения ранее установленного размера пенсии.
Согласно п.4 ст.29 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в случае, если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии нормами этого закона, размер пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.
Учитывая изложенное, суд находит требования истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку применение Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 года при исчислении размера пенсии по старости не снижает уровень пенсионного обеспечения истца, установленный ранее действующим пенсионным законодательством.
Поскольку требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда являются производными от требования о признании права на включение в стаж работы, дающей право на пенсию период службы в армии с 1966 года по 1969 год в двойном размере и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет назначенной ему пенсии по старости с учетом общего трудового стажа 37 лет 4 месяца с момента назначения пенсии, эти требования также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Косогорову Леониду Леонидовичу в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тальменском районе Алтайского края о признании права на включение в стаж работы, дающей право на пенсию период службы в армии с 1966 года по 1969 год в двойном размере, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет назначенной ему пенсии по старости с учетом общего трудового стажа № с момента назначения пенсии, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней после его вынесения. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.В.Гусева