о включении в стаж периода работы и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2010 года р.п. Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Бистерфельд Н.А.

при секретаре: Зарва Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мокрова Сергея Анатольевича к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда в Тальменском районе о возложении обязанности в порядке оценки пенсионных прав включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебы в стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

У С Т А Н О В И Л:

Мокров С.А. обратился в суд с иском к ГУ ПФР в Тальменском районе о включении в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебы и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что он работает врачом общей практики в <данные изъяты> <данные изъяты> Его трудовая деятельность начата с ДД.ММ.ГГГГ, после окончания <данные изъяты> он поступил в <данные изъяты> врачом педиатром-интерном в детскую консультацию. В ДД.ММ.ГГГГ назначен заведующим детского отделения. В ДД.ММ.ГГГГ был переведен в <данные изъяты> на должность врача-педиатра в <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность главного врача данной амбулатории, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает врачом общей практики <данные изъяты>. Все эти периоды работы отражены в его трудовой книжке. В порядке оценки пенсионных прав он обратился в ГУ УПФР в Тальменском районе с просьбой подсчета стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчиком ему был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что его стаж составляет ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ): в стаж засчитаны периоды работы врачом-педиатром <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 дней), период учебы с ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца) и периоды нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 24 дня) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 22 дня) в стаж на соответствующих видах работ ему не были включены. Он проходил обучение и курсы повышения квалификации по направлению работодателя, без внесения каких-либо записей в трудовую книжку. В это время <данные изъяты> осуществлялись платежи в Пенсионный фонд на его имя, ему начислялась заработная плата. Считает, что отказ во включении в стаж указанных периодов работы Управлением Пенсионного фонда является незаконным.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования, подал уточненное исковое заявление, в котором просил обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, а также период учебы с ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца) считать в льготном исчислении, как 1 год 3 месяца, в целях оценки пенсионных прав, поскольку право на назначение трудовой пенсии у него еще не возникло. На остальной части исковых требований не настаивал.

Представитель ответчика УПФ России в Тальменском районе Добренко С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, пояснив, что постановлением Правительства 2002 года утверждены Списки работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, не засчитываются в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебе. В свою очередь, закрепляя в федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсии и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода). Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Во время обучения Мокров не занимался лечебной деятельностью.

Представитель ответчика Третьякова Н.А. высказала в судебном заседании аналогичную позицию.

Представитель третьего лица ФИО7 ФИО5 в судебном заседании поддержала требования истца, поясняя, что повышение квалификации - это обязанность врача. Доктора должны проходить обучение не реже одного раза в пять лет. На курсах врачи также занимаются практикой, лечат больных. Им выплачивается заработная плата, производятся отчисления в пенсионный фонд, выдается командировка. Аналогично проходил курсы и обучение Мокров.

Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно п.20 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В п.2 ст.27 Закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утверждены Списки работ, профессий, специальностей, должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», где предусмотрена должность врача-специалиста всех категорий, осуществляющих врачебную деятельность, и постановлением правительства РФ от 11.07.2002 года №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В силу п.4 указанных Правил… в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В судебном заседании установлено, что Мокров С.А. в ДД.ММ.ГГГГ окончил <данные изъяты> по специальности педиатрия.

С ДД.ММ.ГГГГ он был принят в <данные изъяты> врачом педиатром-интерном в детскую консультацию. ДД.ММ.ГГГГ году он был назначен заведующим детского отделения данной консультации. ДД.ММ.ГГГГ он уволился, со ДД.ММ.ГГГГ был переведен в <данные изъяты> на должность врача-педиатра в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность главного врача данной амбулатории. ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом в распоряжение <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ принят переводом в <данные изъяты> на должность главного врача <данные изъяты> (участкового врача-педиатра), ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность врача общей практики <данные изъяты>, в данной должности, согласно данным трудовой книжки, работает по настоящее время.

Из справки <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мокров С.А. не находился в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках или на курсах обучения.

Из справки <данные изъяты> следует, что Мокров находился на курсах повышения квалификации: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные периоды направления на курсы повышения квалификации на факультет усовершенствования врачей также подтверждаются приказами <данные изъяты> №к ДД.ММ.ГГГГ и №-к от ДД.ММ.ГГГГ, где указано об оплате ему за спорные периоды заработной платы.

Период нахождения Мокрова С.А. на учебе в <данные изъяты> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 месяца подтверждается распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, в котором также имеется ссылка на выплату ему заработной платы.

ДД.ММ.ГГГГ, как следует из материалов дела, истец обратился в ГУ УПФР в Тальменском районе с заявлением об оценке его пенсионных прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

По результатам проверки пенсионных прав Мокрова ГУ УПФР в Тальменском районе был вынесен акт встречной проверки факта льготной работы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в справке, уточняющей особые условия труда от ДД.ММ.ГГГГ №, период работы в качестве главного врача указан с ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, отсутствуют сведения о периоде нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и о период е 3-месячных курсов с ДД.ММ.ГГГГ. В справке от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что Мокров С.А. осуществлял врачебную деятельность по специальности врача-педиатра с ДД.ММ.ГГГГ.

Мокрову С.А. Управлением Пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление об отказе во включении в стаж указанных им в исковом заявлении периодов работы со ссылкой на то, что его стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, оценивая представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточненных исковых требований Мокрова С.А. по следующим основаниям.

Положения ч.1 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18, ст.19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации и учебы работодателем производились отчисления в Пенсионный фонд.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Мокров имеет право на зачет указанных спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период учебы с ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца) в стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья граждан.

Суд при вынесении решения учитывает, что за эти периоды сохраняется заработная плата, производится отчисление страховых взносов. Более того, для отдельных категорий работников, в том числе медицинских, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, что подтверждается должностной инструкцией врача общей практики <данные изъяты> Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью в календарном порядке.

Кроме того, по мнению суда, подлежат удовлетворению требования истца о зачете ему периода учебы с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 месяца с учетом исчисления данного периода по правилам 1 год 3 месяца за 1 фактический год работы, поскольку ранее действовавшим постановлением СМ РСФСР от 036.09.1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

Суд считает, что поскольку истец на момент нахождения на учебе и курсах повышения квалификации имел право на зачеты указанных периодов в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, в настоящее время с отменой нормативно-правовых актов, предоставлявших ранее данное право, истец не может быть лишен тех льгот, на которые вправе был рассчитывать при выходе на пенсию в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования Мокрова Сергея Анатольевича к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда в Тальменском районе о возложении обязанности в порядке оценки пенсионных прав включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебы в стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда России в Тальменском районе включить в стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья граждан в порядке оценки пенсионных прав для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Мокрову Сергею Анатольевичу периоды нахождения его на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 85 календарных дней на факультете усовершенствования врачей, в календарном исчислении; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 113 календарных дней на факультете усовершенствования врачей, в календарном исчислении; период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> продолжительностью 3 месяца в льготном исчислении из расчета 1 год 3 месяца за 1 год.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда России в Тальменском районе в пользу Мокрова Сергея Анатольевича госпошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 17.12.2010 года.

Судья Н.А. Бистерфельд