в удовлетворении иска отказано



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2011 года                                                                  р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего              Гусельниковой М.А.

при секретаре                               Дегтяревой Ю.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Рымановой Александры Никифоровны к Администрации Тальменского района о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить в список членов семей погибших участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Рыманова А.Н. обратилась в суд с иском к администрации Тальменского района о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить в список членов семей погибших участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, ранее проживала в <адрес>, имела жилой дом. После смерти супруга замуж больше не выходила, переехала жить к дочери ФИО4 в <адрес>, т.к. одной жить было трудно - дом был небольшой, требовал капитального ремонта. Более 22 лет она не имеет собственного жилья, проживает в семье дочери по адресу: <адрес> Дом принадлежит ее дочери ФИО4. Кроме нее в доме проживают 4 человека: дочь с супругом, внук с супругой. В семье внука ожидается рождение ребенка. С супругом дочери у нее сложились сложные и проблемные взаимоотношения, с ним трудно общаться. Истица считает, что имеет право на обеспечение жильем как вдова участника ВОВ и в связи с этим обратилась с заявлением в администрацию Тальменского района и администрацию Тальменского поссовета о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако, решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом отказано на основании того, что учетная норма жилой площади на одного человека в доме, где она проживает, превышает 9 кв.м.. Считает указанное решение незаконным и нарушающим ее права, т.к. площадь жилого дома составляет 29,9 кв.м. К дому сделан временный пристрой, состоящий из 1 жилой комнаты, туалетной и бытовой комнат. Пристрой был сделан в конце 2010 года, документально не оформлен, в эксплуатацию не введен.

В судебное заседание истица Рыманова А.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО5 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. По документам общая площадь жилого дома составляет 29,9 кв.м. В доме проживает 5 человек - она, ее супруг ФИО6, ее мать ФИО2, ее сын ФИО7 с семьей. <адрес> жилого дома небольшая, в 2010 году они с семьей решили улучшить жилищные условия - утеплили веранду, сделали одну жилую комнату и туалет, но документы на пристрой еще не оформили. Пристрой не капитальный. Ее мама - истица Рыманова А.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Рыманова А.Н. имела жилье в <адрес>, но после смерти супруга решила переехать поближе к ней, дочери. В ДД.ММ.ГГГГ Рыманова А.Н. продала свой дом за небольшую сумму и хотела купить дом в <адрес>, но в это время произошел кризис и деньги обесценились. Купить себе жилье Рыманова А.Н. не смогла, поэтому стала проживать в ее семье. В настоящее время отношения между ее матерью и ее супругом не складываются. Кроме того, вместе с ними проживает семья ее сына, в которой недавно родился ребенок. Ее мать обратилась с заявлением в администрацию поссовета и администрацию района о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. О том, что можно было раньше встать на учет на обеспечение жильем, Рыманова А.Н. не знала. Однако, решением жилищной комиссии администрации Тальменского поссовета в постановке на учет ее матери отказано в связи с тем, что учетная норма жилья на одного человека в доме превышает установленную постановлением администрации Тальменского поссовета, т.е. более 9 кв.м.

Представитель ответчика - администрации Тальменского района Алтайского края ФИО8 исковые требования не признала и пояснила, что Рыманова А.Н. является членом семьи ФИО4, проживает в принадлежащем ФИО4 доме, площадь которого составляет <данные изъяты> В доме зарегистрированы 4 человека, таким образом на одного члена семьи приходится более 9 кв.м жилой площади. Дом был осмотрен межведомственной комиссией, которая не признала его непригодным для проживания. Оснований для удовлетворения исковых требований Рымановой А.Н. не имеется.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. № 714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.05.2010 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

В соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Пунктами 2, 3 части 1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 7, 9 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).

Статьей 2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования.

Решением Совета депутатов Тальменского поссовета от 29.11.2005г. № 71 утверждено Положение «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма», в соответствии с которым предусмотрено, что учетной нормой общей площади жилого помещения, дающей право для постановки на учет принято 9 кв.м на одного члена семьи. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается администрацией поселения на основании заключения жилищной комиссии по результатам рассмотрения заявления и иных предоставленных документов не позднее 30 дней со дня предоставления документов. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются гражданско-правовые сделки, совершение которых привело к уменьшению размера жилья или их отчуждению за 5 предыдущих лет.

Удостоверением, выданным Управлением социальной защиты населения по <адрес>, подтверждается, что Рыманова А.Н. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих в соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах».

Факт регистрации брака истицы Рымановой ФИО13 с ФИО1 подтверждается свидетельством о браке, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно удостоверению, выданному ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> военным комиссариатом, ФИО1 имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны.

Свидетельство о смерти, выданное ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, подтверждает, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.

В справке, выданной администрацией <данные изъяты> <адрес>, указано, что ФИО1 принадлежал на праве собственности дом, расположенный по адресу: <адрес> в <адрес>. После смерти ФИО1 в наследование имуществом вступила жена - ФИО2. <адрес> дома составляла <данные изъяты> жилая площадь - <данные изъяты>, год постройки - ДД.ММ.ГГГГ Дом требовал капитального ремонта, который ФИО1 не мог произвести по причине стойкого слабого здоровья и постоянного нахождения на лечении в больницах и военном госпитале. Дом продан ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ

Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес>, и справке администрации Тальменского поссовета, по данному адресу зарегистрированы: ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО7

Факт принадлежности ФИО4 на праве собственности жилого дома, в котором в настоящее время проживает истица Рыманова А.Н., расположенного по вышеуказанному адресу, подтверждается договором купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. В договоре указано, что полезная площадь жилого дома составляет 29,9 кв.м, жилая - 18,5 кв.м.

Из сообщений <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о действующих правах ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО4, отсутствуют.

Согласно справкам, выданным <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ФИО6, ФИО7 не имеют жилых строений, помещений и зарегистрированы по адресу: <адрес>. Указанное домовладение значится за ФИО4.

ДД.ММ.ГГГГ Рыманова А.Н. обратилась в администрацию Тальменского района Алтайского края с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и выделении субсидии на приобретение жилья.

Из акта обследования жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что, учитывая техническое состояние жилого дома и проведенный капитальный ремонт, конструкции дома оцениваются как работоспособные. Для улучшения условий проживания в данном доме необходимо провести ремонт стен под подоконниками, в штукатурном слое перекрытия.

Согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведенного обмера ДД.ММ.ГГГГ домовладения по адресу: <адрес>, установлено, что к жилому дому общей площадью 29,90 кв.м примыкает пристрой общей площадью 37,90 кв.м, состоящий из жилой комнаты площадью 28,30 кв.м, подсобного помещения площадью 6,20 кв.м и совмещенного санузла площадью 3,40 кв.м. Общая площадь дома с пристроем составляет 67,80 кв.м.

В сообщении администрации Тальменского района, направленном на имя Рымановой А.Н. ДД.ММ.ГГГГ, указано, что районная жилищная комиссия, рассмотрев вопрос о принятии Рымановой А.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с последующим включением в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пришла к выводу, что в рамках действующего законодательства не представляется возможным признать заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет, поскольку Рыманова А.Н. проживает в доме своей дочери ФИО4 в качестве члена семьи собственника; на одного члена семьи приходится по 16,95 кв.м общей площади жилья. Учетная норма по Тальменскому поссовету, утвержденная решением Совета депутатов Тальменского поссовета № 71 от 29.11.2005г., составляет 9 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Кроме того, по заключению районной межведомственной комиссии дом по <адрес> не ветхий, пригоден для проживания.

Из сообщения <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пристрой, произведенный к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> является капитальным. Процент износа жилого дома на момент обследования составил 42%.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку в судебном заседании установлено, что законных оснований для постановки Рымановой А.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) не имеется, поскольку Рыманова А.Н. вселена в жилой дом по адресу: <адрес> в качестве члена семьи собственника ФИО4. Как следует из разъяснений, содержащихся в подп. «а» п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Кроме того, жилой дом находится в пригодном для проживания состоянии; размер жилой площади квартиры превышает учетную норму, необходимую для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (улучшении жилищных условий).

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Рымановой А.Н. отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рымановой Александры Никифоровны к администрации Тальменского района о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить в список членов семей погибших участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 04.05.2011г.

Судья                                                                   М.А.Гусельникова