исковые требования удовлетворены



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2011 года                                                                       р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего                Гусельниковой М.А.

при секретаре                                  Дегтяревой Ю.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Рудаковой Пелагеи Андреевны к Администрации Тальменского района о признании незаконным решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как вдову участника Великой Отечественной войны,

УСТАНОВИЛ:

Рудакова П.А. обратилась в суд с иском к Администрации Тальменского района Алтайского края о признании незаконным решение Администрации Тальменского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как вдову участника Великой Отечественной войны. Свои требования обосновала тем, что она является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой ветерана войны. В соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07.05.2009 года вдовы участников ВОВ обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем. Члены семей умерших участников ВОВ должны обеспечиваться жильем независимо от их имущественного положения. Она обратилась с заявлением в администрацию Тальменского района о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она живет в доме своей дочери, где помимо них проживают еще несколько человек. В доме нет удобств, дом находится далеко от магазина и больницы. Она, как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждается в благоустроенном жилом помещении со всеми удобствами. Считает, что решение администрации Тальменского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, т.к. ущемляет ее права, как вдовы участника Великой Отечественной войны.

Истица Рудакова П.А. в судебном заседании дополнила заявленные требования и просила: признать незаконным и отменить решение Администрации Тальменского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать Администрацию Тальменского района поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника ВОВ. Свои доводы обосновала тем, что она состоит на учете как ветеран труда, труженик тыла и вдова участника Великой Отечественной войны, поэтому имеет право на обеспечение жильем независимо от имущественного положения состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получении пенсии и независимо от времени постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Дом, в котором она проживает с ДД.ММ.ГГГГ не ветхий, но он не принадлежит ей на праве собственности, членом семьи собственника дома ФИО5 она не является и как вдова участника ВОВ имеет право на улучшение жилищных условий. Она обратилась в Администрацию Тальменского района с заявлением о постановке ее на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ей было отказано в связи с тем, что она является членом семьи дочери и жилая площадь дома на одного проживающего человека превышает учетную норму. В действительности никто из Администрации Тальменского района не приезжал и не обследовал условия, в которых она проживает. На ее сберкнижку поступили деньги на ремонт жилья в сумме <данные изъяты>, однако она заявлений на выплату не подавала, т.к. у нее жилья нет.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, пояснила суду, что Рудакова зарегистрирована и проживает в доме, который принадлежит ее мужу ФИО5. В доме также зарегистрированы она, муж, сын и дочь. Дочь хоть и работает в <адрес>, но приезжает на выходные. Сын живет в <адрес>, но работает на сезонных работах в <адрес> и во время работы проживает у них в доме. Кроме того, в доме проживает жена сына с внучкой. Администрацией было отказано истице в постановке на учет, т.к. жилая площадь дома на одного человека превышает учетную норму. Администрация при решении указанного вопроса ссылалась на площадь дома, указанную в старых документах, по новым измерениям площадь их дома меньше. Подтвердила, что на сберегательную книжку Рудаковой была зачислена сумма <данные изъяты>, однако никакого заявления о предоставлении денег на ремонт жилья Рудакова не писала.

Представитель ответчика - Администрации Тальменского района Алтайского края ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно представленным истицей в жилищную комиссию Администрации Тальменского района документам, истица не является нуждающейся в предоставлении жилья. Комиссия отказала Рудаковой в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку истица зарегистрирована и проживает в доме своей дочери, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно данным БТИ, представленным по запросу комиссии, общая площадь дома составляет 61,2 кв.м., которая определена по старым документам, новых замеров комиссия не производила. В данном жилом доме зарегистрировано 5 человек, однако в настоящее время фактически проживают трое: ФИО5, ФИО3, Рудакова П.А.. Дети собственника дома ФИО6 и ФИО7 являются только зарегистрированными в данном жилом доме, а фактически работают и проживают за пределами <адрес>. Решением совета депутатов <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном жилищном фонде на территории Казанцевского сельсовета не более 12 кв.м. общей площади на одного человека. Указанный дом, не признан не пригодным для проживания, площадь жилого помещения в доме на одного члена семьи более 12 кв.м. Рудакова проживает в доме по вышеуказанному адресу как близкая родственница на правах члена семьи хозяина дома. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания Рудаковой нуждающейся в жилье, в связи с чем в удовлетворении требований просила отказать.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 4 части 1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. № 714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктами 2, 3 части 1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Частью 7, 9 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).

Статьей 2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования.

Решением Совета депутатов <данные изъяты> сельсовета <адрес> «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в <данные изъяты> сельсовете» от 21.07.2009г. № 56 установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном жилищном фонде на территории <данные изъяты> сельсовета в размере не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.

Удостоверением, выданным Комитетом по социальной защите населения Администрации Тальменского района подтверждается, что Рудакова П.А. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права на льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах».

Удостоверением, выданным <данные изъяты>, подтверждается, что Рудакова П.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Согласно удостоверению, выданному <данные изъяты>, Рудакова П.А. является ветераном труда и имеет права на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст.22, 23 ФЗ «О ветеранах».

В техническом паспорте, выданном <данные изъяты> края ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом по <адрес> в <адрес> указано, что собственником дома является ФИО5, общая площадь дома составляет 58,8 кв.м, жилая - 36,3 кв.м.. В квартире имеется электроосвещение, печное отопление, водопровод, канализация.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что является <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ производила замеры площади в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для изготовления нового технического паспорта. При сравнении старого и нового технического паспорта, видно, что в доме изменилась только печка, стены в доме не менялись. Расхождения в размерах площади произошли из-за технических замеров, поскольку раньше замеры производились вручную ленточной рулеткой, а сейчас замеры делают лазерной рулеткой, что является более точным прибором. В администрацию района БТИ давало информацию на основании старых данных.

Согласно справке <данные изъяты> края от ДД.ММ.ГГГГ дом на земле, расположенный по адресу: <адрес> значится за ФИО5.

Из сообщения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации действующих прав на имя Рудаковой Пелагеи Андреевны на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Рудакова П.А. не имеет жилых строений, помещений.

С ДД.ММ.ГГГГ Рудакова П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, собственником дома является ФИО5. В данном жилом доме зарегистрированы ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Эти обстоятельства подтверждаются справкой администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из домовой книги.

В сообщении администрации Тальменского района от ДД.ММ.ГГГГ на имя Рудаковой П.А. указано, что она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет, т.к. проживает в доме по адресу: <адрес>, общей площадью 61,2 кв.м. с семьей дочери ФИО3 как член семьи собственника ФИО5 На данной жилплощади зарегистрированы и проживают 5 человек. На одного человека приходится по 12.24 кв.м. общей площади жилья, что выше учетной нормы, установленной в <адрес> в размере 12 кв.м на одного члена семьи. Кроме того, при обследовании данного дома межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ дом не признан непригодным для проживания.

Аналогичные сведения содержатся в выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания районной жилищной комиссии администрации Тальменского района.

В акте проверки жилищных условий Рудаковой П.А. по адресу: <адрес>, составленном ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией, назначенной постановлением главы <данные изъяты> сельсовета <адрес>, указано, что при осмотре обнаружено: фундамент из кирпича частично осыпался, снаружи в стене основного здания образовалась трещина толщиной в 1,5 см., окна в доме просели и плотно не закрываются, от сырости внизу окна образовалась черная плесень (со слов ФИО3 под окнами стены прогнили до самого пола), входная дверь в доме филенчатая, от старости ее повело и плотно не закрывается. Данный жилой дом находится в удовлетворительном состоянии, требуется замена входной двери, окон, ремонт стен, где образовалась трещина.

Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснила, что она состоит в должности <данные изъяты>. В администрацию Тальменского района поступили документы из администрации <данные изъяты> сельсовета, среди которых было заявление Рудаковой о предоставлении денежных средств на улучшение жилищных условий в виде ремонта. На основании указанного заявления истице была перечислена денежная сумма в размере <данные изъяты> Рудакова написала данное заявление, поскольку не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако предоставление денежных средств на ремонт не служит препятствием для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что работает в должности заместителя главы администрации <данные изъяты> сельсовета. Рудакова П.А., как вдова ветерана ВОВ, имеет право получить субсидию на ремонт жилья. Изъявив желание получить данную субсидию, дочь Рудаковой П.А. ФИО3 привезла в администрацию <данные изъяты> сельсовета необходимые документы, однако заявление от имени Рудаковой о предоставлении данной субсидии не было. Поскольку документы необходимо было сдать в администрацию Тальменского района в кротчайшие сроки, она сама написала и подписала заявление от имени Рудаковой, никакой доверенности на право подписи документов истица ей не выдавала. В доме, где проживает Рудакова, зарегистрировано 5 человек, однако фактически проживают трое, поскольку налог за воду они платят за троих человек.

Факт предоставления администрацией Тальменского района Рудаковой П.А. денежной суммы в размере <данные изъяты> на ремонт жилья подтверждается решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Рудаковой П.А. единовременной выплаты на ремонт жилья в сумме <данные изъяты>

В материалах дела имеется заявление о предоставлении единовременной выплаты на ремонт жилья от ДД.ММ.ГГГГ от имени Рудаковой П.А., однако как следует из показаний свидетеля ФИО10, данное заявление было подписано свидетелем лично, без согласия Рудаковой и доверенности на право подписи.

Данные обстоятельства подтвердила и сама истица Рудакова П.А.

Из сообщения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Рудаковой П.А. была выделена единовременная денежная выплата на ремонт жилья в размере <данные изъяты>, однако данная выплата не лишает ее права подать заявление в органы местного самоуправления для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.1.3 Постановление Администрации Алтайского края от 13.07.2010 N 307"Об утверждении порядка предоставления в 2010 году инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов единовременной выплаты на ремонт жилья" единовременная выплата не предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также получившим субсидию на приобретение жилья.

Истица на момент полученияединовременной денежной выплаты на ремонт жилья в размере <данные изъяты> рублейне состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Сам факт предоставления указанной денежной выплаты не является препятствием для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В связи с этим доводы ответчика о том, что истица получила компенсацию на ремонт, не имеют юридического значения для данного дела.

Доводы представителя ответчика о том, что в доме по <адрес> в <адрес> зарегистрировано 5 человек, а фактически проживают 3 человека являются несостоятельными, поскольку согласно представленным доказательствам все пятеро: ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО1 зарегистрированы в доме по вышеуказанному адресу. Согласно показаниям представителя истца ФИО3 - ФИО6 и ФИО7 периодически приезжают и проживают в данном доме, в доме имеются их вещи.

Таким образом, за ФИО6 и ФИО7 сохраняется право проживания в данном жилом помещении, это право никем не оспорено.

На основании изложенного следует, что Рудакова П.А. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она не имеет в собственности жилого помещения, не имеет жилья, предоставленного ей на условиях социального найма; проживает в доме, принадлежащем ее зятю ФИО5, общей площадью 58,8 кв.м. В доме зарегистрировано и проживает 5 человек. На одного человека приходится по 11,76 кв.м. общей площади жилого помещения, тогда как учетная норма по Казанцевскому сельсовету составляет 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Решение администрации Тальменского района об отказе истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, является ошибочным, так как, при решении выше указанного вопроса ответчиком учитывалась общая площадь жилого дома, в котором проживает истица по устаревшим данным БТИ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения. Требования истца о признании решения Администрации Тальменского района незаконным и его отмене суд признает тождественными, признание решения незаконным достаточно для признания его отмененным.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому, с ответчика подлежит взысканию уплаченная истицей госпошлина в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Рудаковой Пелагеи Андреевны к администрации Тальменского района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Тальменского района об отказе Рудаковой Пелагеи Андреевне в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.

Обязать администрацию Тальменского района Алтайского края поставить Рудакову Пелагею Андреевну на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.

Взыскать с Администрации Тальменского района в пользу Рудаковой Пелагеи Андреевны госпошлину, уплаченную при подаче искового заявления в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2011 года.

Судья                                                          М.А.Гусельникова