исковые требования удовлетворены



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2011 года                                                               р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего                Гусельниковой М.А.

при секретаре                                  Дегтяревой Ю.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дьячкова Сергея Александровича к Отделу образования администрации Тальменского района Алтайского края, администрации Алтайского края, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании нуждающимся в жилье, о признании права на получение безвозмездной субсидии на получение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Дьячков С.А. обратился в суд с иском к администрации Тальменского района Алтайского края о признании его нуждающимся в жилье и признании за ним права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, ссылаясь на то, что он относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его родители ФИО2 и ФИО5 решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ ему на праве долевой собственности принадлежала <данные изъяты> жилья, расположенного по адресу: <адрес>. На тот момент он находился в учреждении общественного воспитания <данные изъяты> на полном государственном обеспечении. В квартире проживала его мать с сожителем и двумя детьми. ДД.ММ.ГГГГ в квартире произошел пожар, в результате которого квартира полностью сгорела и не подлежит восстановлению.

В судебном заседании истец ФИО1 полностью поддержал заявленные исковые требования и настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что в <данные изъяты> он был определен в детский дом, за ним было закреплено жилье в <адрес>. Затем его родители продали жилье и купили квартиру в <адрес>. Об этом он узнал после того как стал выпускником детдома. Он был прописан в этом доме, но в ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар и дом сгорел. В настоящее время ему негде жить.

Судом ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Тальменского района, на надлежащего - Отдел образования администрации Тальменского района.

Представитель Отдела образования администрации Тальменского района Зайцева Е.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что истец Дьячков С.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. При помещении истца в детский дом за ним было закреплено жилье, он был долевым собственником жилья в <адрес>. Но впоследствии жилье было продано его родителями и было куплено другое жилье в <адрес>, которое сгорело при пожаре. На момент выпуска Дьячкова С.А. из интерната жилья уже не было.

Судом привлечены в качестве соответчиков по делу администрация Алтайского края и Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Представитель администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление просил отказать Дьячкову С.А. в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что он не обращался в администрацию Тальменского района с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Требование истца о признании его нуждающимся в жилом помещении заявлено преждевременно, орган местного самоуправления не нарушал его прав и законных интересов при реализации его права на жилье, гарантированного Конституцией РФ. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается администрацией Алтайского края. Получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья носит заявительный характер. Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. Главным распорядителем средств краевого бюджета, предусмотренных на предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи. Администрация Алтайского края не является главным распорядителем вышеуказанных средств. На момент обращения в суд у Дьячкова С.А. отсутствует нарушенное право, у него не возникло права требования к ответчикам, в связи с чем требования истца не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика - Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.148 Семейного Кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч.1, ст.57 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п.2 ч.2 указанной нормы, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно части 2 этой же статьи, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с вышеуказанным законом администрацией Алтайского края 15 января 2008 года принято Постановление № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края.

Указанным Постановлением Администрации Алтайского края № 8 от 15.01.2008г. утверждено Положение о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, пунктом 3.1. которого предусмотрено, что право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года.

Пунктом 4.1. указанного Положения определено, что учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 4.2 Положения предусмотрено, что лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

Согласно п.4.3 Положения, формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Пунктом 4.4. Положения предусмотрено, что субсидии направляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора.

Личность истца подтверждается данными его паспорта, выданного на имя Дьячкова Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>.

В свидетельстве о рождении Дьячкова Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., его родителями указаны ФИО2 и ФИО3.

Согласно представленному в материалы дела свидетельству о заключении брака, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между ФИО10 и ФИО3, после заключения брака последней присвоена фамилия ФИО5.

Решением Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 т ФИО2 лишены родительских прав в отношении сына Дьячкова С.А.

На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Дьячков С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был определен в детское воспитательное учреждение.

Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 подарила ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1 в общую долевую собственность <данные изъяты> в праве собственности на одноэтажный жилой дом с надворными постройками и по <данные изъяты> каждому земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

Право собственности Дьячкова С.А. на <данные изъяты> жилого дома и 1<данные изъяты> земельного участка по вышеуказанному адресу было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о регистрации выдано ДД.ММ.ГГГГ.

В акте о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого уничтожено строение.

Из сообщения администрации <данные изъяты> в адрес <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, где <данные изъяты> общей долевой собственности принадлежала Дьячкову Сергею Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ., сгорела ДД.ММ.ГГГГ и восстановлению не подлежит.

Согласно справке <данные изъяты> Дьячков С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., учился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанном учреждении и находился на полном государственном обеспечении.

Из сообщения администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, сгорел в результате пожара, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящий момент данной квартиры не существует.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в судебном заседании установлено, что истец Дьячков С.А. до 18-летнего возраста остался без попечения родителей, т.к. его родители были лишены родительских прав. Он имел в собственности <данные изъяты> жилого дома, однако дом сгорел при пожаре. Во время произошедшего пожара истец находился на полном государственном обеспечении и не имел возможности принять меры к сохранности принадлежащего ему жилья. На момент обращения в суд истцу не исполнилось 23 лет.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Дьячков С.А. имеет право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья и считает необходимым признать за ним это право.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Алтайского края, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи суд считает необходимым отказать, поскольку в судебном заседании установлено, что учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданами РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дьячкова Сергея Александровича к администрации Тальменского района, Отделу образования администрации Тальменского района Алтайского края, администрации Алтайского края, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании нуждающимся в жилье, о признании права на получение безвозмездной субсидии на получение жилья, удовлетворить частично.

Признать Дьячкова Сергея Александровича нуждающимся в жилье.

Признать за Дьячковым Сергеем Александровичем право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

В удовлетворении исковых требований к администрации Алтайского края, Управлению по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                                М.А.Гусельникова