РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 августа 2011 года р.п.Тальменка Тальменский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Гусельниковой М.А. при секретаре Дегтяревой Ю.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Зоткиной Татьяны Анатольевны к администрации Тальменского района, Отделу образования администрации Тальменского района Алтайского края, Администрации Алтайского края, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании нуждающимся в жилье, о признании права на получение безвозмездной субсидии на получение жилья, УСТАНОВИЛ: Зоткина Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Тальменского района Алтайского края о признании за ней права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, ссылаясь на то, что она относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее родители ФИО3 и ФИО2 умерли. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел образования администрации Тальменского района о постановке ее на учет по получению безвозмездной субсидии на приобретение жилья, но получила отказ, т.к. она не значилась в органе опеки как оставшаяся без попечения родителей. В судебном заседании истец Зоткина Т.А. полностью поддержала заявленные исковые требования и настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что до достижения возраста <данные изъяты> она осталась без попечения родителей, т.к. ее родители умерли. В настоящее время ей исполнился <данные изъяты>. Она обратилась в Отдел образования администрации Тальменского района с заявлением о постановке ее на учет на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья, однако ей в этом было отказано и рекомендовано обратиться в суд. Представитель ответчика - администрации Тальменского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указал, что администрация Тальменского района не согласна с исковыми требованиями, т.к. анкеты на предоставление безвозмездной субсидии на получение жилья гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заполняет Отдел образования администрации Тальменского района. Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, в свою очередь, включает лиц в реестр нуждающихся в приобретении жилья. В администрацию Тальменского района по вопросу признания права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья истица не обращалась. Судом привлечены в качестве соответчиков по делу Отдел образования администрации Тальменского района, администрация Алтайского края и Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи. Представитель Отдела образования администрации Тальменского района Калашникова С.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что истица Зоткина Т.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Собственного жилья она не имеет, по закону она имеет право на приобретение жилья. После смерти родителей опеку над ней никто не оформлял, в Отдел образования администрации района никто не сообщил о том, что Зоткина Н.А. осталась без попечения родителей. Ее родственники получали пенсию по потере кормильца. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ истица признана оставшейся без попечения родителей. После этого она вновь обратилась в отдел образования, однако ей устно было отказано, поскольку Зоткина Н.А. до достижения <данные изъяты> возраста не состояла на регистрационном учете в Отделе образования как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, самостоятельно Отдел образования не может признать за ней право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Представитель Администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление просил отказать Зоткиной Т.А. в удовлетворении исковых требований к Администрации Алтайского края в связи с тем, что Администрация Алтайского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не осуществляет полномочия по решению вопроса о предоставлении субсидий на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет в отношении истицы обязанности по включению ее в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и признания права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья; не является субъектом спорного правоотношения, не нарушает субъективные права истца. Отказ Отдела образования Администрации Тальменского района в рассмотрении документов Зоткиной Т.А. на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в судебном порядке не оспаривался. Доказательств, подтверждающих повторное обращение Зоткиной Т.А. с заявлением на предоставление безвозмездной субсидии после признания судом факта оставшейся без попечения родителей, истцом не представлено. Представитель ответчика - Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.148 Семейного Кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В силу ч.1, ст.57 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно п.2 ч.2 указанной нормы, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 8 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно части 2 этой же статьи, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В соответствии с вышеуказанным законом администрацией Алтайского края 15 января 2008 года принято Постановление № 8 «Об утверждении положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края. Указанным Постановлением Администрации Алтайского края № 8 от 15.01.2008г. утверждено Положение о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, пунктом 3.1. которого предусмотрено, что право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года. Пунктом 4.1. указанного Положения определено, что учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пунктом 4.2 Положения предусмотрено, что лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления. Согласно п.4.3 Положения, формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших <данные изъяты> возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма. Пунктом 4.4. Положения предусмотрено, что субсидии направляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора. Личность истца подтверждается данными ее паспорта, выданного на имя Зоткиной Татьяны Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>. В свидетельстве о рождении Зоткиной Татьяны Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ее родителями указаны ФИО2 и ФИО3. Согласно свидетельствам о смерти, выданным администрацией <данные изъяты> сельсовета, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Решением Тальменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Зоткина Татьяна Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признана оставшейся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 признана нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий среди сирот и поставлена на льготную очередь на улучшение жилищно-бытовых условий. Из акта обследования жилищно-бытовых условий ФИО4, проживающей по адресу: <адрес>, следует, что она проживает в доме, принадлежащем ее брату ФИО8, и нуждается в улучшении жилищных условий. Из сообщения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о действующих правах Зоткиной Т.А. на объекты недвижимости в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Согласно справкам администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, Зоткина Т.А. проживает в <адрес>, состоит на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ. Жилье по договору социального найма на территории сельсовета не предоставлялось. Из ответа Отдела образования администрации Тальменского района от ДД.ММ.ГГГГ на имя Зоткиной Т.А. следует, что документы на получение ею субсидии на приобретение жилья не подлежат рассмотрению, т.к. она не зарегистрирована в Отделе образования как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в судебном заседании установлено, что истица Зоткина Т.А. до <данные изъяты> возраста осталась без попечения родителей, т.к. ее родители умерли. До достижения возраста <данные изъяты> Зоткина Т.А. не была зарегистрирована в Отделе образования администрации Тальменского района как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако, собственного жилья Зоткина Т.А. не имела и не имеет в настоящее время, на момент обращения в суд истице не исполнилось <данные изъяты>. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Зоткина Т.А. имеет право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья и считает необходимым признать за ней это право. В удовлетворении исковых требований к Администрации Алтайского края, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи суд считает необходимым отказать, поскольку в судебном заседании установлено, что учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданами РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Зоткиной Татьяны Анатольевны к Администрации Тальменского района, Отделу образования администрации Тальменского района Алтайского края, Администрации Алтайского края, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании права на получение безвозмездной субсидии на получение жилья, удовлетворить частично. Признать за Зоткиной Татьяной Анатольевной право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья. В удовлетворении исковых требований к Администрации Тальменского района, Администрации Алтайского края, Управлению по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней. Судья М.А.Гусельникова