Дело №2-616/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 ноября 2011 года р.п.Тальменка Тальменский районный суд Алтайского края в составе: судьи Гусевой Л.В., при секретаре Никитиной М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптевой Натальи Сергеевны к Администрации Тальменского района, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, Администрации Алтайского края о признании за ней права на внеочередное предоставление безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и возложении обязанности по внеочередному предоставлению безвозмездной субсидии на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Лаптева Н.С.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Администрации Тальменского района, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, Администрации Алтайского края о признании за ней права на внеочередное предоставление безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и возложении обязанности по внеочередному предоставлению безвозмездной субсидии на приобретение жилья, ссылаясь на то, что она являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как отец ей не известен - он указан в свидетельстве о рождении со слов е матери, а мать ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, в связи с чем истицу поместили сначала в <данные изъяты> приют, а затем в <данные изъяты> детский дом и находилась на регистрационном учете для получения жилья под номером №. Затем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ПЛ № р.<адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ получила паспорт. ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в Тальменском сельскохозяйственном техникуме, проживая в общежитии техникума. В период обучения в лицее, а затем в техникуме, она полагала, что эти учреждения позаботятся о ней, и будут контролировать продвижение ее очереди на получение жилья, а также примут меры для включения ее в Реестр на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья, однако этого не произошло. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в администрацию Тальменского поссовета о постановке ее на льготную очередь на приобретение жилья, и была поставлена на очередь по<адрес> как сирота и по<адрес> - в общую очередь. Однако до настоящего времени жилье не получила, снимает жилье. Поэтому она была вынуждена обратиться в администрацию <адрес> с требованием о предоставлении ей субсидии для приобретения жилья, заявление об этом было подано ею в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ включена в Реестр на получение субсидии под №. Однако с этим она не согласна, так как должна была давно получить субсидию, поэтому требует внеочередного предоставления субсидии. В судебном заседании истец Лаптева Н.С. поддержала свои требования, подтвердив, что жилье на условиях социального найма она получать не желает, хочет получить субсидию, чтобы на эти средства приобрести собственное жилье. Соглашается с тем обстоятельством, что заявление на субсидию подала в ДД.ММ.ГГГГ, так как о том, что возможно получение субсидии узнала только в ДД.ММ.ГГГГ. Ей негде жить, поэтому она имеет преимущественное право на получение субсидии, чем другие лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель администрации Тальменского района в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В заявлении указывает на то, что Администрация Тальменского района является ненадлежащим ответчиком, поскольку субсидии на жилье распределяет краевое управление по образованию и делам молодежи. Представитель ответчика Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменные возражения на иск о следующем. Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи считает себя ненадлежащим ответчиком, так как не наделено полномочиями по распоряжению бюджетными средствами. Управление лишь формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, и подготавливает проект правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий между муниципальными образованиями. Поскольку субсидия финансируется из средств краевого бюджета, то главным распорядителем денежных средств является администрация Алтайского края, реализующая указанные полномочия в лице Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, и принимает распоряжение о распределении средств краевого бюджета на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель ответчика Администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменные возражения на иск о том, что законом не предусмотрено получение субсидии во внеочередном порядке. Субсидия является дополнительной гарантией для детей-сирот, она предусмотрена только законом Алтайского края и существует наряду с установленной федеральным законом социальной гарантией - предоставлением жилья в натуральной форме. Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительства жилья предусмотрен только нормативно-правовыми актами Алтайского края. Учет граждан из числа детей-сирот на получение субсидии осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления, на основании их данных формируется общий список граждан из детей-сирот, т.е. установлена очередность получения субсидии. Кроме того, администрация края является ненадлежащим ответчиком, заключение о возможности предоставления субсидии выносит соответствующий орган местного самоуправления с участием специалиста по охране детства, а формирование Реестра, т.е. сводного списка граждан из числа детей-сирот, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. Истица была включена в Реестр на получение субсидии под №№ сразу после подачи заявки, таким образом, правовые основания для удовлетворения ее требований отсутствуют, так как ее право не нарушено. Представитель Отдела по образованию администрации Тальменского района, привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика, Зайцева Е.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что все граждане, указанные в краевом Реестре, имеют одинаковый статус, поэтому законом предусмотрена одна очередь, создание для истицы преимущественного положения законом не предусмотрено, так как нарушает права других лиц, состоящих в том же Реестре. В обязанности отдела образования входит предоставление установленного законодательством перечня документов в Управление края по образованию и делам молодежи. ДД.ММ.ГГГГ истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в льготную очередь среди сирот под № и в общую очередь под №, однако фактически жилье не предоставляется, так как в наличии нет муниципального жилья. В сентябре 2010 года истица обратилась в отдел образования Тальменского района с заявлением о предоставлении ей субсидии на строительство или приобретение жилья, к заявлению приложила необходимые документы; ДД.ММ.ГГГГ заявление вместе с документами было направлено в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, где истица была включена в Реестр на получение субсидии. Права истицы не нарушены. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и оценив каждое доказательство в отдельности, и в их совокупности, суд приходит к следующему. Статус Лаптевой Н.С. как ребенка, оставшегося без попечения родителей, не оспаривается ответчиками, и подтверждается: постановлением администрации Тальменского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ об определении Лаптевой Н.С. в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение; решением <данные изъяты> районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ о лишении матери истицы - ФИО2 родительских прав. Отсутствие у истицы жилья и постановка ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий подтверждается Актом обследования жилищно-бытовых условий Лаптевой Н.С., составленным ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что семья Лаптевых - мать ФИО2, ее дети Лаптева Н.С. и ФИО8 проживают в комнате площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в доме матери сожителя Лаптевой ФИО4 Комната находится в антисанитарном состоянии. Адрес дома не указан; из справки администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мать истицы ФИО2 не имеет собственного жилья, проживает с детьми в доме, принадлежащем ФИО3, матери сожителя ФИО4. Имущества не имеет; отсутствие собственного жилья у Латпевой Н.С. на момент подачи заявления о предоставлении субсидии подтверждается также справками органов БТИ, Управлением регистрационной службы, справкой Администрации Тальменского поссовета Тальменского района № от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у ФИО1 жилого помещения по договору социального найма; Актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на момент проверки ФИО1 проживала в общежитии ПЛ № по <адрес> в р.<адрес>. Постановлением Администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ Лаптева Н.С. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в льготную очередь среди сирот под № и в общую очередь по №. Заявление о постановке на учет на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья подано Лаптевой Н.С. ДД.ММ.ГГГГ. К заявлению приложены требуемые законом документы. Выписка из Реестра на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленная Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, подтверждает, что Лаптева Н.С. внесена в указанный Реестр под № дата ее постановки в очередь на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления - ДД.ММ.ГГГГ. Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено право получения лицом, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, … вне очереди жилья жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Обязанность по предоставлению жилья возложена на органы исполнительной власти по месту жительства. Однако речь идет о предоставлении жилья на условиях социального найма, а не в собственность. Обязанность органов исполнительной власти по предоставлению жилого помещения в собственность законом не предусмотрена. Согласно ч.3 ст.4 Закона Алтайского края от 21.12.2004 года №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (в ред. Законов Алтайского края от 11.04.2006 N 22-ЗС, от 10.04.2007 N 34-ЗС, от 06.09.2007 N 78-ЗС, от 03.12.2008 N 119-ЗС, от 02.12.2009 N 91-ЗС, от 07.05.2010 N 26-ЗС), - лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края (в ред. Закона Алтайского края от 03.12.2008 N 119-ЗС). Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что финансирование мероприятий по предоставлению безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья осуществляется за счет средств краевого бюджета. Право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма. 4.4. Субсидии направляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора. Получатель субсидии имеет право в установленном порядке приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, относящееся к категории благоустроенного в соответствии с действующим жилищным законодательством с учетом условий места его постоянного проживания. Получатель субсидии имеет право инвестировать данные средства в строительство многоквартирного или индивидуального жилого дома, заключив договор долевого участия. Приобретаемое жилое помещение оформляется в собственность получателя субсидии. Получатель субсидии имеет право приобрести жилое помещение, стоимость которого превышает размер субсидии, оплатив разницу в его стоимости за счет собственных или заемных (кредитных) средств. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение субсидии на приобретение жилья не нарушено, так как она включена в Реестр после подачи заявления с необходимыми документами. Она состоит в очереди среди такой же, как она категории граждан, и преимуществ на получение субсидии раньше указанных в Реестре лиц не имеет, поскольку все лица, значащиеся в Реестре, имеют одинаковый статус - лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие жилья - это основание для предоставления субсидии для всех лиц, значащихся в краевом Реестре, поэтому оно не может давать какие-либо преимущества для истицы по отношению к другим лицам, имеющим тот же социальный статус. Право на получение безвозмездной субсидии установлено нормативно-правовыми актами Алтайского края как дополнительная гарантия, Федеральным законом такая гарантия не предусмотрена. Во внеочередном порядке может быть предоставлено только жилье, причем на условиях социального найма, а субсидия предоставляется в порядке очередности, установленной Реестром. Таким образом, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Лаптевой Наталье Сергеевне в удовлетворении исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней после его вынесения. Мотивированное решение изготовлено 07.11.2011 года. Судья Л.В.Гусева