РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года р.п.Тальменка
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Гусельниковой М.А.
при секретаре Дегтяревой Ю.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Русаковой Варвары Васильевны к администрации Тальменского поссовета о признании решения жилищной комиссии незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Русакова В.В. обратилась в суд с иском к администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей жилья, о возложении обязанности осуществить в ее пользу единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, о возложении обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что она является ветераном Великой Отечественной войны, <данные изъяты>, <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в администрацию Тальменского поссовета о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она проживает в доме ДД.ММ.ГГГГ постройки. Дом бревенчатый с наружной обшивкой, в настоящее время обветшал и нуждается в капитальном ремонте, расстояние от пола до потолка 1,8 м, водоснабжение от насоса, канализация отсутствует, отопление печное. Проживание в таких условиях в ее возрасте и при ее состоянии здоровья невозможно. Однако, решением жилищной комиссии ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании истец Русакова В.В. уточнила заявленные исковые требования и просила: признать решение жилищной комиссии при администрации Тальменского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, обязать администрацию Тальменского поссовета поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Пояснила, что дом, в котором она проживает по адресу: <адрес>, она строила вместе с супругом в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время стены в доме обваливаются, рассыпаются. Крыша требует ремонта. Дом неблагоустроенный, отопление печное, водопровода и канализации нет. Она является <данные изъяты>. По состоянию здоровья ей тяжело отапливать дом углем и дровами, следить за состоянием дома. Она обращалась за предоставлением ей денежных средств на ремонт дома. Ей выделяли <данные изъяты>, на эти деньги она вставила новые окна в доме.
Представитель истца Павленко Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования и пояснила, что Русакова В.В. проживает одна в старом доме <данные изъяты> годов постройки. <данные изъяты>. После того как Русакова В.В. обратилась в администрацию поссовета по поводу улучшения жилищных условий, ее дом был осмотрен комиссией и комиссия определила, что дом имеет 55% износа. Однако, члены комиссии осматривали дом только изнутри, конкретно дом никто не обследовал. Одна стена в доме сгнила. Пол холодный, без обуви по полу ходить нельзя. Канализации в доме нет, туалет находится на улице. Истица не может принести в дом дрова по состоянию здоровья.
Представитель ответчика - администрации Тальменского поссовета Акунец О.П. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец обратилась в администрацию Тальменского поссовета с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии, на котором истице было отказано в постановке на учет, т.к. было установлено, что истица имеет собственное жилье общей площадью <данные изъяты> что выше учетной нормы, установленной в р.п.Тальменка в размере 9 кв.м на одного члена семьи. Дом, в котором проживает истица, неблагоустроенный, однако согласно действующего законодательства, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализованных уборных. Кроме того, дом истицы был обследован межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ и было установлено, что износ дома составляет 55%.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктами 2, 3 части 1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.05.2010 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», действие положений подпункта 3 пункта 1 статьи 15 1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. № 714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Частью 7, 9 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).
Статьей 2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования.
Решением Совета депутатов Тальменского поссовета от 29.11.2005г. № 71 утверждено Положение «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма», в соответствии с которым предусмотрено, что учетной нормой общей площади жилого помещения, дающей право для постановки на учет принято 9 кв.м на одного члена семьи. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается администрацией поселения на основании заключения жилищной комиссии по результатам рассмотрения заявления и иных предоставленных документов не позднее 30 дней со дня предоставления документов. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются гражданско-правовые сделки, совершение которых привело к уменьшению размера жилья или их отчуждению за 5 предыдущих лет.
Удостоверением, выданным Комитетом по социальной защите населения <адрес> подтверждается, что Русакова В.В. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права на льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах».
Удостоверением, выданным Управлением социальной защиты населения по <адрес>, подтверждается, что Русакова В.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.
Согласно удостоверению, выданному Комитетом по социальной защите населения администрации <адрес>, Русакова В.В. является пенсионером <данные изъяты>, <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Из заявления Русаковой В.В. в администрацию Тальменского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она является пенсионером, <данные изъяты>, проживает с сестрой по адресу: <адрес>. Просит принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с плохими жилищными условиями (дом старый, ветхий).
В техническом паспорте на жилой дом по <адрес> указано, что собственником дома является Русакова В.В., общая площадь дома составляет <данные изъяты> жилая - <данные изъяты> Сведений о благоустройстве дома не имеется.
Право собственности Русаковой В.В. на вышеуказанный жилой дом подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному техником по инвентаризации строений и сооружений Тальменского производственного участка Новоалтайского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю, при осмотре жилого дома, расположенного по <адрес>, установлено, что физический износ дома составляет 55%, состояние неудовлетворительное - требуется капитальный ремонт дома.
В сообщении администрации Тальменского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ на имя Русаковой В.В. указано, что она не может быть принята на учет среди граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), т.к. имеет собственное жилье общей площадью <данные изъяты> что с учетом проживания на данной жилплощади двух человек. выше учетной нормы, установленной в р.п.Тальменка в размере 9 кв.м на одного члена семьи. Жилой дом не имеет благоустройств, однако в соответствии с действующим законодательством, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Кроме того, при обследовании принадлежащего ей дома межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ дом не признан непригодным для проживания. Рекомендовано обратиться в администрацию Тальменского района с заявлением о выделении субсидии на ремонт жилья.
Аналогичные сведения содержатся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии Тальменского поссовета Тальменского района.
В акте обследования квартиры Русаковой В.В. по адресу: <адрес>, составленном ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной администрацией <данные изъяты>, указано, что при осмотре обнаружена неравномерная осадка фундамента, незначительное отклонение стен от вертикали, поражение гнилью нижних венцов, прогиб щитов наката, незначительный перекос дверных проемов, растрескивание древесины оконных переплетов, поражение гнилью обрешетки, ослабление листов шифера кровли, наличие частично местами просветов и пробоин, поражение коньковых деревянных деталей гнилью, наличие их искривлений и растрескивание древесины; высота жилых помещений составляет 1,8 м при норме не менее 2,7м; центральное водоснабжение отсутствует. Жилой дом имеет 55 % износа, требуется замена гнилых частей нижних венцов стен, капитальный ремонт крыши и кровли, ремонт оконных блоков. Данный жилой дом не отвечает требованиям п.22 Положения Правительства РФ № 47 от 28.04.2006г.
В справке администрации Тальменского поссовета указано, что согласно пункта 1 и пункта 2 раздела II Положения «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного решением Совета депутатов Тальменского поссовета НПА № 31 от 29.11.2005г., на территории р.п.Тальменка действуют принятые нормы: норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 18 кв.м общей площади на одного члена семьи; учетная норма общей площади жилого помещения 9 кв.м на 1 члена семьи, дающая право для постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что она состоит в должности <данные изъяты>. Она в составе межведомственной комиссии проводила осмотр помещения по адресу: <адрес>. Дому требуется капитальный ремонт. Необходимо поменять крышу, окна. Несущие конструкции дома находятся в нормальном состоянии, необходимо поменять нижние венцы дома. Обследование дома проводилось в связи с заявлением Русаковой В.В. в администрацию района об обследовании жилья на пригодность проживания в нем. Ветхим дом не является, т.к. его износ составляет 55%. Для признания жилья ветхим необходимо чтобы его износ составлял не менее 65%.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку в судебном заседании установлено, что законных оснований для постановки Русаковой В.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) не имеется, поскольку жилой дом истицы хотя и требует капитального ремонта, но находится в пригодном для проживания состоянии; размер жилой площади квартиры превышает учетную норму, необходимую для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (улучшении жилищных условий). Кроме того, у истца имеются другие способы защиты своих прав, одним из которых истец воспользовалась. Получив денежные средства на ремонт. При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Русаковой В.В. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Русаковой Варвары Васильевны к администрации Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии при администрации Тальменского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, возложении обязанности на администрацию Тальменского поссовета поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2011 года.
Судья М.А.Гусельникова