ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 марта 2011 года р.п.Тальменка
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Гусельниковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Агротал»
в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в зданиях и сооружениях ОАО «Агротал» по адресу: <адрес> обнаружены нарушения правил пожарной безопасности, выразившиеся в следующем:
отсутствие площадки для АЦ;
планировка территории АЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы;
на АЗС отсутствует телефонная связь;
на АЗС используются топливораздаточные колонки, не обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства;
резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их от переполнения; наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов). Общая вместимость противопожарных водоемов АЗС должна составлять не менее 100 куб.м, которые должны быть расположены на расстоянии не более 200м от АЗС;
на АЗС отсутствует план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, согласованный с государственной противопожарной службой;
на АЗС отсутствует план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников;
АЗС не оснащена телефонной и радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи;
на АЗС отсутствует план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с государственной противопожарной службой;
для сбора использованных обтирочных материалов и пропитанного нефтепродуктами песка на территории АЗС не установлены металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении, имеющие соответствующую надпись;
в производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений на видных местах не вывешены таблички с указанием: категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности; класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ; работника, ответственного за пожарную безопасность; инструкции о мерах пожарной безопасности; номеров телефонов вызова пожарной охраны и ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации;
места размещения огнетушителей не обозначены соответствующими указательными знаками;
территория АЗС не укомплектована первичными средствами пожаротушения: на каждый заправочный островок должно быть не менее 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10л) и 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5л); 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50л каждый) для тушения загораний заправляемой техники;
тем самым совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ОАО «Агротал» Панькин А.И. просил не приостанавливать деятельность предприятия и пояснил, что при проведении проверки инспектором госпожнадзора автозаправочной станции, принадлежащей ОАО «Агротал», расположенной в <адрес>, были выявлены многочисленные нарушения Правил пожарной безопасности. Для устранения всех нарушений потребуется около 11 месяцев. Вблизи АЗС никаких жилых домов и производственных зданий нет, ближайшие строения расположены на расстоянии около 300 метров. Массовых проблем АЗС для жителей <адрес> не создает. ОАО «Агротал» занимается производством молока, поэтому приостановление деятельности АЗС может повлечь увеличение себестоимости молока, т.к. автомобили предприятия необходимо будет заправлять топливом на других АЗС.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 настоящего Кодекса
Главой XVI Правил Пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, предусмотрены требования пожарной безопасности, которые распространяются на автозаправочные комплексы (далее - АЗК) и автозаправочные станции (далее - АЗС), предназначенных для заправки наземных транспортных средств бензином и дизельным топливом, при вводе их в эксплуатацию, эксплуатации, проведении регламентных и ремонтных работ.
Пунктом 698 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 предусмотрено, что для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должна находиться следующая документация: план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой; план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников; план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой.
Согласно пункту 751 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, Для сбора использованных обтирочных материалов и пропитанного нефтепродуктами песка необходимо установить металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении, имеющие соответствующую надпись. Ящики должны устанавливаться в зонах мусоросборника на открытом воздухе. Ящики с песком, пропитанным нефтепродуктами, должны быть удалены с территории АЗК (АЗС).
Согласно пункту 753 ППБ 01-03, Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений, на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием: категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности; класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ; работника, ответственного за пожарную безопасность; инструкции о мерах пожарной безопасности; номеров телефонов вызова пожарной охраны и ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации.
Пунктами 763, 764 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что АЗС должны оснащаться первичными средствами пожаротушения из расчета:
на заправочный островок АЗС для заправки легковых автомобилей, имеющий до 4 ТРК, - 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 л или массой огнетушащего вещества (далее - ОТВ) 9 кг) и 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5 л или массой ОТВ 4 кг), а от 4 до 8 ТРК - 2 воздушно-пенных огнетушителя (вместимостью по 10 л или массой ОТВ по 9 кг) и 2 порошковых огнетушителя (вместимостью по 5 л или массой ОТВ по 4 кг). Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Допускается для двух заправочных островков предусматривать один комплект огнетушителей, если расстояние между этими островками не превышает 6 м;
на АЗС для заправки грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 л каждый) для тушения загораний заправляемой техники и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном на заправочные островки для заправки легковых автомобилей;
на каждую заправочную площадку для АЦ - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью 50 л каждый) для тушения загораний АЦ. При наличии на АЗС таких огнетушителей, предназначенных для тушения заправляемой техники, дополнительных огнетушителей для тушения АЦ допускается не предусматривать.
Места размещения огнетушителей должны обозначаться соответствующими указательными знаками.
Согласно п.3 Правил пожарной безопасности, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 35 Норм пожарной безопасности «НПБ 111-98*. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, предусмотрено, что площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм; пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны; аварийным резервуаром (допускается использовать одностенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10% вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.).
Пунктом 9 вышеуказанных Норм предусмотрено, что планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
Согласно пункту 43, 44 вышеуказанных Норм, АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.
На АЗС должны использоваться ТРК, обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства.
Топливораздаточные колонки рекомендуется оснащать устройствами, предотвращающими выход топлива при повреждении колонок.
Пунктом 54 Норм предусмотрено, что резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95%-го заполнения резервуара.
Согласно пункту 94 Норм, наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов). Общая вместимость противопожарных водоемов АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС должна составлять не менее 100 куб. м, которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.
Вина ОАО «Агротал» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в отношении юридического лица «ОАО Агротал», следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в зданиях и сооружениях ОАО «Агротал» по адресу: <адрес> обнаружены вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В объяснении к протоколу об административном правонарушении представитель ОАО «Агротал» Панькин А.И. указал, что на данный момент ничего пояснить не может, т.к. не является специалистом в области пожарной безопасности.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. <данные изъяты> <адрес> по пожарному надзору ФИО1 в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применен временный запрет деятельности ОАО «Агротал», о чем составлен протокол о временном запрете деятельности.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении проверки выявлены многочисленные нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе нарушения правил пожарной безопасности, указанные в протоколе об административном правонарушении.
Свидетель <данные изъяты> <адрес> по пожарному надзору ФИО1 в судебном заседании пояснил, что при проверке ОАО «Агротал» на АЗС, принадлежащей указанному предприятию, обнаружены многочисленные нарушения Правил пожарной безопасности. Для устранения этих нарушений потребуется значительный срок, более 90 суток, поскольку потребуется применение дорогостоящей техники, а также соответствующие погодные условия. Работы должны проводиться по проектно-сметной документации, один проект может быть изготовлен в течении 1-2 месяцев. АЗС расположена вблизи в <адрес>. Расстояние от АЗС до жилого сектора составляет более 300 метров. По расстоянию от АЗС до ближайших строений нормы пожарной безопасности соблюдены. Не соблюдаются нормы пожарной безопасности внутри самой АЗС. Имеется угроза воспламенения при заправке дизельным топливом. Необходимо, чтобы колонка приостанавливала подачу топлива. При визуальном осмотре колонки автоматического приостановления подачи топлива не обнаружено. Необходимо обеспечить АЗС средствами первичного пожаротушения.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, по которому ОАО «Агротал» подлежит административной ответственности, поскольку данным предприятием используется АЗС, представляющая реальную опасность.
При назначении наказания суд учитывает количество выявленных нарушений Правил и Норм пожарной безопасности, для устранения которых необходим длительный период времени, а также то обстоятельство, что ранее ОАО «Агротал» не привлекалось к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым применить в отношении ОАО «Агротал» наказание в виде административного приостановления деятельности автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, на срок шестьдесят суток.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 4.1, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Приостановить деятельность автозаправочной станции (АЗС), принадлежащей ОАО «Агротал», расположенной по адресу: <адрес> на срок шестьдесят суток.
Срок приостановления деятельности исчислять с 03.03.2011 года.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 дней.
Судья М.А.Гусельникова