Дело №2-599/2010
Мотивированное решение составлено 01 декабря 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
30 ноября 2010года г.ТалицаТалицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Баклановой Н.А.,
при секретаре Мукашевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барановой Г.И. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <данные изъяты> области - Управлению социальной защиты населения <данные изъяты> района, Министерству финансов <данные изъяты> области, Министерству социальной защиты населения <данные изъяты> области о признании бездействия незаконным, возмещении вреда, выплате компенсаций
у с т а н о в и л
Истец обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению социальной защиты населения <данные изъяты> района Свердловской области о признании бездействия незаконным, обязании выплачивать ежемесячно компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную материальную помощь на оздоровление с последующей индексацией, взыскании задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной денежной компенсации на оздоровление, компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, неполученной пенсии, неполученных льгот по электроэнергии, коммунальным платежам, по оплате за проезд в городском и междугородном транспорте, взыскании процентов за неисполнение денежного обязательства, компенсации морального вреда мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УСЗН <данные изъяты> района о выдаче удостоверения, представления льгот и компенсации предусмотренных для категории граждан, указанных в пунктах 6 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации в последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Ей были предоставлены все необходимые документы. УСЗН <данные изъяты> района было отказано в выдаче удостоверения и получении льгот и компенсации. Решением Талицкого суда от 04.08.2008года требования Барановой Г.И. о выдаче удостоверения и признании за ней право на получение льгот предусмотренных ФЗ 02 22.08.2004года № 122 Ф-3 удовлетворены. Решение вступило в законную силу 15.08.2008года, однако удостоверение ей выдано только ДД.ММ.ГГГГ т.е. после 3,5 месяцев. Баранова указывает, что бездействия со стороны органов УСЗН противоречит законодательству и нарушают ее права. Данным бездействием виновно причинён ей материальный вред в виде неполучения материальных льгот и компенсации предусмотренных Законом от 15.05.1991 года, за № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействиям радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС». П.3 ст.15 - с июня 2007 года по август 2010года 59291 <данные изъяты> задолженность с учётом индексации компенсации на приобретение продовольственных товаров. П.13 ст.17 - с 2007года по 2010 год <данные изъяты> ежегодная материальная помощь на оздоровление. Баранова Г.И. указывает, что для нее наиболее благоприятной является индексация в период с №, исходя из роста прожиточного минимума. Поскольку величина прожиточного минимума за 2000 год рассчитанная путём сложения 4-х квартальных индексов с делением её на 4 составляет 667,5; Величина прожиточного минимума за 2001 год, рассчитанная путём сложения 4-х квартальных индексов с делением её на 4 составляет 931,75 Индекс роста прожиточного минимума с 01 января 2002 года- 1,39588; Величина прожиточного минимума за 2002 год, рассчитанная путём сложения 4-х квартальных индексов с делением её на 4 составляет 1532,25; индекс роста прожиточного минимума с 1 января 2003 года - 1,64448. Положения части 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АС» 12.02.2001 года были изложены в следующей редакции: государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные этим законом, подлежат повышению в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Вред причинённый здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в момент катастрофы на Чернобыльской АС, относятся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает Государство стремиться к его возможно более полному по объёму возмещению. Применяя коэффициенты индексации с января 2004 года - 1,1; с января 2005 года -1,11 с января 2006 года - 1,09 согласно Постановления Правительства РФ от 03.03.2007г. № 143 «Об индексации 2006 году размеров компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АС», с января 2007 года- 1,08 согласно Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсационных выплат гражданам подвергшимся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АС», согласно Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 года. «Об индексации 2008-2009 годах» Коэффициент индексации с января 2008 г.-1,085, с января 2009г.- 1,07. Индексация сумм выплачиваемых в качестве компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление производится по тем же индексам, что и сумма, выплачиваемых в возмещение вреда здоровью. Итого с июня 2007 г. по август 2010г. Ей следовало выплатить <данные изъяты>. фактически выплачено <данные изъяты> Задолженность за указанный период составляет <данные изъяты>. За период с 2007 г. по 2010 год ежегодной материальной помощи на оздоровление следовало выплатить <данные изъяты>., фактически выплачено <данные изъяты> задолженность за указанный период составляет <данные изъяты> Денежная компенсация за неиспользованный дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней за 2007г. и 2008г. - <данные изъяты>.; неполученная пенсия по старости за период с июня 2007г. по январь2 008г -<данные изъяты> ежемесячные денежные выплаты за период с июня 2007г. по январь 2009г.- <данные изъяты>.; льгота по оплате коммунальных платежей с июня 2007г. по ноябрь 2008г. -<данные изъяты>.; льгота по оплате за пользование эл. энергией с июня 2007г. по ноябрь 2008г.-<данные изъяты>.; льгота по оплате за проезд в городском и междугороднем транспорте с июня 2007г по январь 2008г.- <данные изъяты> проценты за неисполнение денежного обязательства в порядке статьи 395 ГК Российской Федерации <данные изъяты>.; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Просит признать бездействия Управления социальной защиты населения <данные изъяты> района, Свердловской области незаконными, обязать ответчика полностью возместить вред причинённый ей бездействием со стороны ответчика.
Взыскать единовременно с ответчика в ее пользу:
задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты>.
задолженность по ежегодной компенсации на оздоровление в сумме <данные изъяты>. за 2007г.-2010г.
денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней за 2007г и 2008год. в сумме <данные изъяты>.;
неполученную пенсию по старости за период с июня 2007г. по январь 2008г. в сумме <данные изъяты>.;
ежемесячные денежные выплаты за период с июня 2007г. по январь 2009г.в сумме <данные изъяты>.
неполученную льготу по оплате коммунальных платежей с июня 2007г. по ноябрь 2008г. в размере <данные изъяты>.;
неполученную льготу по оплате за пользование эл. энергией с июня 2007г по ноябрь 2008г. в размере <данные изъяты>.;
неполученную льготу по оплате за проезд в городском и междугородном транспорте с июня 2007г. по ноябрь 2008г. в размере <данные изъяты>.;
проценты за неисполнение денежного обязательства в порядке статьи 395 ГК в сумме <данные изъяты>.;
компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.;
Обязать ответчика - Управление социальной защиты населения <данные изъяты> района Свердловской области выплачивать ей ежемесячно начиная с сентября 2010г. компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты>., ежегодную материальную помощь на оздоровление в сумме <данные изъяты>. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов <данные изъяты> области, Министерство социальной защиты населения <данные изъяты> области.
В судебном заседании истец Баранова Г.И. на удовлетворении своих требований настаивала, подтвердив изложенные в заявлении доводы. Пояснила суду, что бездействие УСЗН <данные изъяты> района выразилось в том, что ей не выдали удостоверение, не выплатили своевременно пособия, не разъяснили право на льготы. Считает, что ею заявлены другие требования, так как раньше не заявлялись требования о признании бездействия незаконным.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по <данные изъяты> району Шкабой М.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, мотивируя тем, что иск заявлен тот же самый, по которому уже было решение суда в 2009 году, производство по делу подлежит прекращению. В своем письменном отзыве указала, что требования истца Барановой Г.И. о взыскании льгот и компенсаций были предметом судебного рассмотрения. Решение Талицкого районного суда от 20.11.2009 года оставлено судебной коллегией по гражданским делам без изменения 14.01.2010 года. Решение суда о взыскании в пользу истца <данные изъяты> рублей ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с сентября 2008 года по январь 2009 года, <данные изъяты> рублей ежегодной компенсации на оздоровление за 2008 год исполнено в апреле 2010 года. Согласно требованиям ст.221 ГПК РФ повторное обращение в суд между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты> рубля выплачивается своевременно. Размер ежегодной компенсации на оздоровление за 2010 год составляет <данные изъяты> рублей. Размер указанных выплат предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009г №1024 (л.д.33-34,97).
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <данные изъяты> области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.102), от него имеется заявление о рассмотрении дела без его участия (л.д.107-109). В своем письменном отзыве указывает, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, установленный ст.220 ГПК РФ (л.д.107-109).
Представитель ответчика Министерства финансов <данные изъяты> области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.103), от него имеется заявление о рассмотрении дела без его участия (л.д.104-106). В своем письменном отзыве указывает, что является ненадлежащим ответчиком. В случае установления судом в действиях УСЗН наличия состава ст.1069 ГК РФ, надлежащим ответчиком по делу будет являться Министерство социальной защиты населения <данные изъяты> области, главный распорядитель средств бюджета <данные изъяты> области по ведомственной принадлежности (л.д.104-106).
Представитель третьего лица Управления федерального казначейства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.101), от него имеется заявление о рассмотрении дела без его участия (л.д.94). В своем письменном отзыве указывает, что территориальные органы Федерального казначейства не наделены правом распоряжаться средствами федерального бюджета, а также не уполномочены принимать решения о выплате компенсаций. Финансирование льгот по электроэнергии, коммунальным платежам, выплатам пенсии по старости ими не производится, Полагают, что мнение истца о возможности компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2007 и 2008 годы, возникновении права на возмещение неполученной льготы за проезд за период с июня 2007г. по ноябрь 2008г., права требования процентов по ст.395 ГК РФ является ошибочным(л.д.90-92).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с ст.16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ истец Баранова Г.И. обратилась в УСЗН <данные изъяты> района с заявлением о выдаче удостоверения на льготы. Удостоверение истцу не было выдано Министерством социальной защиты населения Свердловской области по тем основаниям, что в справке Администрации (Правительства) Курганской области серии К № от ДД.ММ.ГГГГ был указан населенный пункт проживания истца д.Новая Белоярка, а в Перечне населенных пунктов подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, поименован населенный пункт - Н.Белоярка. Истец обратилась в суд с иском о признании права на получение льгот и выдаче удостоверения.
Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 271, Министерства финансов Российской Федерации № 63н от 11 апреля 2006 года, зарегистрированным в Минюсте РФ 7 сентября 2006 г. N 8227, (в ред. Приказа МЧС РФ № 374, Минздравсоцразвития РФ N 371н, Минфина РФ N 62н от 24.06.2009).
Настоящий Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок), устанавливает единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (п.1).
Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения гражданам принимается уполномоченным органом в течение месяца со дня подачи гражданином заявления (п.5).
Указанный выше Порядок был нарушен Министерством социальной защиты населения <данные изъяты> области при рассмотрении заявления Барановой Г.И.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения не было принято Министерством социальной защиты населения <данные изъяты> области в установленный месячный срок.
Выше указанные обстоятельства установлены решением Талицкого районного суда от 04 августа 2008 года, вступившим в законную силу 15 августа 2008 года (л.д.12-15), которым постановлено:
Признать за Барановой Г.И. право на получение льгот, предусмотренных ст.13 п.6 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Министерство социальной защиты населения <данные изъяты> области выдать Барановой Г.И. удостоверение, подтверждающее право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
ДД.ММ.ГГГГ истец Баранова Г.И.обратилась в УСЗН <данные изъяты> района с заявлением, в котором просила на основании решения Талицкого суда выдать ей удостоверение на льготы и выплатить компенсацию на питание и оздоровление.
ДД.ММ.ГГГГ истец Баранова Г.И. обратилась в УСЗН <данные изъяты> района с заявлением о выдаче удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 26.11.1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
ДД.ММ.ГГГГ истец Баранова Г.И. обратилась в УСЗН <данные изъяты> района с заявлением, в котором просит выплачивать ей ежемесячную компенсацию на питание, предусмотренную для категорий граждан, указанных п.6 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1.
ДД.ММ.ГГГГ решением начальника УСЗН <данные изъяты> района истцу Барановой Г.И. назначена ежемесячная компенсация на питание эвакуированным (МАЯК) в размере <данные изъяты>., начиная с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно.
Указанные обстоятельства установлены решением Талицкого районного суда от 20.11.2009 года, вступившим в законную силу 14.01.2010 года (л.д.16-25), которым постановлено: исковые требования Барановой Г.И. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <данные изъяты> области - Управлению социальной защиты населения <данные изъяты> района, Министерству социальной защиты населения <данные изъяты> области о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, задолженности по ежегодной компенсации на оздоровление, неполученных льгот по оплате электроэнергии, коммунальным платежам, оплате за проезд, оплате услуг телефонной связи, денежной компенсации за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск, неполученной пенсии по старости и ЕДВ, процентов за неисполнение денежного обязательства, компенсации морального вреда удовлетворить в части.
Взыскать с территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <данные изъяты> области - Управления социальной защиты населения <данные изъяты> района в пользу Барановой Г.И. <данные изъяты> ежегодной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с сентября 2008 года по январь 2009 года, <данные изъяты>. ежегодной компенсации на оздоровление за 2008 год, <данные изъяты> в возмещение расходов по оплате услуг адвоката.
В остальной части иска отказать.
Доводы истца, что бездействием УСЗН <данные изъяты> района, который отказал ей в выдаче удостоверения и получении льгот и компенсаций по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и выдал удостоверение ДД.ММ.ГГГГ, спустя 3,5 месяца после решения суда от 04.08.2008, признавшего ее право на льготы, истцу причинен материальный вред в виде неполучения материальных льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд находит несостоятельными.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения о праве на меры социальной поддержки является компетенцией МСЗН Свердловской области.
Доказательств того, что решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения не было принято Министерством социальной защиты населения <данные изъяты> области в установленный месячный срок, по вине УСЗН <данные изъяты> района, суду не представлено.
Также решением суда от 04.08.2008 года, признавшем право истца на льготы, обязанность по выдаче удостоверения истцу возложена на МСЗН Свердловской области.
При этом доводы истца, что в результате бездействия УСЗН <данные изъяты> района по невыдаче удостоверения, ей причинены убытки в виде неполученных ею льгот по коммунальным платежам, неполученной пенсии, ЕДВ, компенсации за дополнительный отпуск, основаны на предполагаемом праве.
Непринятие МСЗН Свердловской области решения по заявлению Барановой Г.И. в установленный месячный срок не означает с неизбежностью, что в случае принятия этого решения могло быть принято решение именно о выдаче удостоверения, а не об отказе в его выдаче.
На основании изложенного, требования истца о признании бездействия УСЗН <данные изъяты> района по невыдаче удостоверения незаконным, возмещении вреда, причиненного указанным бездействием, удовлетворению не подлежат.
Доводы истца о возмещении вреда, причиненного бездействием УСЗН <данные изъяты> района, которое выразилось в том, что ей не разъяснили право на льготы, не подтверждены доказательствами.
В силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.06.2005 N 377,от 22.01.2007 N 29) выплата компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Как установлено в судебном заседании, право истца на получение льгот, предусмотренных ст.13 п.6 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признано решением Талицкого районного суда от 04.08.2008 года, вступившим в законную силу 15.08.2008 года.
ДД.ММ.ГГГГ истец Баранова Г.И.обратилась в УСЗН <данные изъяты> района с заявлением, в котором просила на основании решения Талицкого суда выдать ей удостоверение на льготы и выплатить компенсацию на питание и оздоровление.
ДД.ММ.ГГГГ решением начальника УСЗН <данные изъяты> района истцу Барановой Г.И. назначена ежемесячная компенсация на питание эвакуированным (МАЯК) в размере <данные изъяты>., начиная с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно. Выплата указанной компенсации производится с февраля 2009 года.
Следовательно, назначение и выплата указанной компенсации с февраля 2009 года, а не с сентября 2008 года свидетельствуют о нарушении прав истца, о чем было указано в частном определении, вынесенном Талицким районным судом 20.11.2009 года (л.д.111-112).
На основании изложенного, бездействие УСЗН <данные изъяты> района по невыплате истцу ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с сентября 2008 года по январь 2009 года является незаконным.
Однако указанное бездействие не находится в причинно-следственной связи с заявленным истцом вредом, в связи с чем требования истца о возмещении вреда удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Требования истца о взыскании процентов за неисполнение денежного обязательства в порядке ст.395 ГК РФ в размере <данные изъяты>. суд находит необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Взыскание процентов в соответствии с ст.395 ГК РФ является видом гражданской ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги. Положения данной статьи не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.
Выплаты ЕДВ, пенсии, денежной компенсации за дополнительный отпуск не используются в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга, не являются денежным обязательством ответчиков.
В соответствии с ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Требования истца о компенсации морального вреда обоснованы нарушением ее прав в своевременном получении мер социальной поддержки. Указанные права относятся к категории имущественных прав, по которым обязанность денежной компенсации морального вреда законом не предусмотрена.
На основании изложенного, требования истца о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Доводы ответчиков, что все выше перечисленные требования истца уже были предметом судебного рассмотрения, об этом имеется решение суда от 20.11.2009 года, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании ст.220 ГПК РФ, суд находит несостоятельными.
Согласно ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
20 ноября 2009 года Талицким районным судом вынесено решение по требованиям истца о взыскании льгот и компенсаций, предъявленных по тем основаниям, что выплаты должны производиться с июня 2007 года, поскольку заявление о выдаче удостоверения было подано ДД.ММ.ГГГГ. Предметом настоящего рассмотрения являются требования истца о признании бездействия УСЗН <данные изъяты> района незаконным, возмещении вреда, причиненного указанным бездействием.
Следовательно, рассматриваемые судом требования имеют иные основания, нежели ранее заявленные требования.
При рассмотрении требований истца о выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты>., начиная с сентября 2010 года и ежегодной материальной помощи на оздоровление в сумме <данные изъяты>. суд не усматривает оснований для их удовлетворения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.15, п.13 ст.17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года за № 1244-1 (с последующими изменениями) гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.13 настоящего Закона предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей, ежегодной компенсации на оздоровление в размере 100 рублей.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров составляет в 2010 году - 394,83 руб., размер ежегодной компенсации на оздоровление составляет в 2010 году - 197,43 руб.
Как следует из сведений УСЗН <данные изъяты> района о произведенных истцу выплатах, размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров составляет за период 09.2008г.-09.2010г.-<данные изъяты>., размер выплаченной ежегодной компенсации на оздоровление составляет: 2008 год - <данные изъяты>., 2009 год - <данные изъяты>. (л.д.35).
Следовательно, указанные выплаты производятся истцу в установленных законодателем размерах.
Доводы истца, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная материальная помощь на оздоровление в указываемых ответчиком размерах установлена истцу в нарушений требований действующего законодательства без учета ежегодной индексации, суд находит несостоятельными.
Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и оспариваемых сумм, утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246, от 21 марта 2007 г. N 171, от 21 декабря 2007 года №914, от 17 марта 2008 года № 181, от 03 сентября 2008 года № 655, от 21 декабря 2008 года № 992, от 07 июля 2009 года № 545, от 16 декабря 2009 года № 1024.
Размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление установлен истцу в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом индексации.
Фактически истцом при расчетах заявленных сумм применена индексация, предусмотренная для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью. Порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление различен.
На основании изложенного, требования истца о выплате ей ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты>. и ежегодной компенсации на оздоровление в сумме <данные изъяты>. с последующей индексацией удовлетворению не подлежат как не основанные на законе.
Доводы истца, что родители истца, У.М.И. и У.И.З.(л.д.41), получают компенсации в заявленных истцом размерах, не являются основанием для удовлетворения иска.
Доводы ответчика МСЗН <данные изъяты> области, что в исковых требованиях истцу следует отказать по основаниям пропуска срока, установленного для обращения в суд ст.196 ГК РФ, суд находит несостоятельными.
Суд считает, что истцом заявлены требования имущественного характера, по которым установлен общий срок исковой давности в три года в соответствии с ст.196 ГК РФ. Указанный срок истцом не пропущен.
Руководствуясь ст.ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
р е ш и л
В исковых требованиях Барановой Г.И. к ТОИОГВ СО Управлению социальной защиты населения <данные изъяты> района, Министерству социальной защиты населения <данные изъяты> области, Министерству финансов <данные изъяты> области о признании бездействия незаконным, возмещении вреда, выплате компенсаций удовлетворить в части.
Бездействие территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <данные изъяты> области-Управления социальной защиты населения <данные изъяты> района по невыплате компенсаций за период с сентября 2008 года по январь 2009 года признать незаконным.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение 10 дней.
Судья подпись Бакланова Н.А.