Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Баклановой Н.А.,
с участием помощника прокурора Ширшикова П.А.,
при секретаре Мукашевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Талицкого района в интересах Фоминой И.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Управлению топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании издать приказ о распределении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Прокурор Талицкого района Свердловской области в интересах Фоминой И.С. обратился в суд с иском к ответчикам о предоставлении жилого помещения, мотивируя тем, что Фомина И.С. является ребенком-сиротой, состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в Управлении топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа.
В соответствии с п.3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В свою очередь получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Согласно п.4 указанного выше Порядка, средства областного бюджета направляются на строительство жилых помещений для детей-сирот. Также согласно п. 5 средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области.
В соответствии с п.6 того же Порядка Фонд размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
Далее в соответствии с п.8 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством РФ и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета в соответствии с п. 12 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с приказом министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ органами местного самоуправления муниципальных образований.
Согласно Постановлению Главы Галицкого городского округа № 245 от 25.12.2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Талицкий городской округ», а также Постановлению Главы ТГО № 335 от 21.12.2009 года «О внесении изменений в Постановление № 245 от 25.12.2006 года» норма предоставления площади жилого помещения предусмотрена в количестве 18 квадратных метров на одного человека, при этом в соответствии с п. 5 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Постановлением правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
На основании части 2 указанной статьи Федерального закона от 21.1.2.1996 года № 159-ФЗ регистрационный учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Фоминой И.С., как ребенку-сироте, жилого помещения по договору социального найма Управлением топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа предоставлено не было.
Прокурор Талицкого района просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для Фоминой И.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Обязать СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для Фоминой И.С.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области издать приказ о распределении Фоминой И.С. жилого помещения.
Обязать Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, предоставить Фоминой И.С. жилое помещение.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала.
Прокурор поддержал заявленные требования, подтвердив изложенные в исковом заявлении доводы.
Представитель ответчика СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Килиян Е.Д., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, мотивируя тем, что предоставление жилых помещений производится в установленном порядке исходя из размеров финансирования и пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот. В случае удовлетворения иска прокурора будут нарушены права других нуждающихся в жилье граждан. Считает, что для обеспечения жилых помещений необходимо дополнительное финансирование. В суд представлен письменный отзыв (л.д.41-44).
В судебное заседание не явились представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, представитель ответчика Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.54,69-70). В суд представлены письменные отзывы, просят рассмотреть без их участия (л.д.35-37,58,65).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено в судебном заседании, истец является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (л.д.8). Мать истца Ф.Л.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12,13). Отец истца Ф.С.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,12). В пользовании семьи истца находилось жилое помещение по адресу <адрес>, предоставленное на основании ордера № ТГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72). Согласно ордеру (л.д.72), Ф.Л.И. предоставлено жилое помещение двухкомнатная квартира жилой площадью <данные изъяты> на семью из пяти человек: Ф.Л.И. наниматель, Ф.С.В. муж, Ф.Т.С. дочь, Ф.О.С. дочь, Фомина И.С. дочь.
Согласно договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между МУП <данные изъяты> (наймодателем) и Фоминой И.С. (нанимателем), нанимателю и членам его семьи в количестве двух человек предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>., по адресу <адрес> (л.д.73-74). Истец зарегистрирована по указанному адресу по постоянному месту жительства (л.д.50), фактически проживает в указанной квартире.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета».
Таким образом, предоставление жилых помещений за счет средств областного бюджета возможно только в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих жилого помещения.
Истец обеспечена жилым помещением на условиях социального найма.
На основании изложенного, требования прокурора заявлены необоснованно.
Доводы истца, что в занимаемое ею жилое помещение может вернуться сестра Ф.О.С. с семьей, а площадь жилого помещения недостаточна для проживания двух семей, что жилой дом нуждается в проведении ремонта, не являются основанием для удовлетворения иска по заявленным прокурором основаниям.
Согласно справки администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за №, жилое помещение по адресу <адрес> не является ветхим, аварийным и не подлежит сносу (л.д.68).
При указанных обстоятельствах, предоставление жилого помещения возможно по иным основаниям.
Согласно ч.3 ст.196 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст. 12,56,196-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л
В исковых требованиях прокурору Талицкого района в интересах Фоминой И.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Управлению топливно-энергетическим комплексом, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании издать приказ о распределении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение 10 дней.
Судья подпись Бакланова Н.А.