гр.дело №2-193/2011
(мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2011 года)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2011 года
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Гальберг Г.Ю.,
при секретаре Пономаревой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Талицкого района, действующего в интересах Керимовой А.Р. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Управлению топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании издать приказ о распределении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Прокурор Талицкого района Свердловской области, действующий в интересах Керимовой А.Р. обратился в суд с иском к ответчикам об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании издать приказ о распределении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение, мотивируя тем, что Керимова А.Р. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Мать ФИО1 <данные изъяты>, отец ФИО3 <данные изъяты>. Керимова А.Р. состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в Управлении топливно-энергетического, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа.
В соответствии с п.3 Порядка обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В свою очередь получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Согласно п.4 указанного выше Порядка, средства областного бюджета направляются на строительство жилых помещений для детей-сирот. Также согласно п. 5 средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры СО направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области.
В соответствии с п.6 того же Порядка. Фонд размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры СО.
Далее в соответствии с п.8 Порядка обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством РФ и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета в соответствии с п. 12 Порядка обеспечения в 2011-2015г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с приказом министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, котором) предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ органами местного самоуправления муниципальных образований в СО.
Согласно Постановлению Главы Галицкого городского округа № 245 от 25.12.2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования Талицкий городской округ», а также Постановлению Главы ТГО № 335 от 21.12.2009 года «О внесении изменений в Постановление № 245 от 25.12.2006 года» норма предоставления площади жилого помещения предусмотрена в количестве 18 квадратных метров на одною человека, при этом в соответствии с п. 5 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Постановлением правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП. расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
На основании части 2 указанной статьи Федерального закона от 21.1.2.1996 года № 159-ФЗ регистрационный учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Керимовой А.Р. как ребенку, оставшемуся без попечения родителей жилого помещения по договору социального найма Управлением топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого юродского округа предоставлено не было.
Прокурор Талицкого района просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для Керимовой АР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Обязать СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для Керимовой АР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области издать приказ о распределении Керимовой А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилого помещения.
Обязать Управление топливно-энергетическим комплексом. ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, предоставить Керимовой А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение
Помощник прокурора, в судебное заседание не явился, от него поступило заявление в котором указано, что на исковых требованиях настаивает. Просит рассмотреть дело без ее участия (л.д.59).
Керимова А.Р., извещенная надлежащим образом и в срок (л.д.37), в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не известны.
Представитель ответчика Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа в судебном заседании не явился, от них поступил отзыв, в котором указано что с исковыми требованиями истца не согласны, так как Керимова А.Р. состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Талицкий городской округ с 04.12.2006 года. Дети - сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области, которыми каждый год утверждается порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области формируют предложения но распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно спискам очередности граждан данной категории. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной зашиты населения. Считают, что удовлетворение требований истца возможно при достаточном выделении в 2011 году средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направления их на строительство (приобретение) жилых помещений для лиц данной категории в Талицком городском округе. Просит рассмотреть дело без его участия (л.д.51).
В судебное заседание не явился представитель ответчика Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в своем отзыве, указывает, что с иском не согласны, считают, что Фонд не может являться ответчиком по данному гражданскому делу. Просит рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 34-35,43-45).
В судебное заседание не явился представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, в своем отзыве указали, что возражают против заявленных требований. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы, а ее реализации позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно для указанной категории лиц. Заказчиком -координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком - исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Свердловской области утвержден порядок обеспечения в 2011 - 2015 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей -сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей - сирот, нуждающихся в жилье, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляются в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Обеспечение жильем Керимовой А.Р., при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств. Просит рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.46-48).
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жиЛых помещениях, в порядке Очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено в судебном заседании, истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д.23-26).Отец истца <данные изъяты> (л.д.22). Жилое помещение по месту жительства за истцом не закреплялось(л.д.18,27).
Истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилыми помещениями по Талицкому городскому округу с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за номером 76(л.д.6-16).
Согласно сообщения ФГОУ ППО «Талицкий лесотехнический техникум» от ДД.ММ.ГГГГ, Керимова А.Р. обучалась в ФГОУ ППО «Талицкий лесотехнический техникум» с ДД.ММ.ГГГГ, отчислена в связи с окончанием с ДД.ММ.ГГГГ Керимова А.Р. состоит на учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ под №114 с ДД.ММ.ГГГГ Жилого помещения в собственности не имеет, чтоподтверждается уведомлением Талицкого отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, справкой Талицкого БТИ об отсутствии записи о регистрации прав истца на жилое помещение (л.д.27-28,49-50,52-53).
В силу приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у Керимовой А.Р., как нуждающейся в жилом помещении, попечительство над ней не устанавливалось, то есть еще в 2008 году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, она была поставлена в августе 2008 года в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
На основании изложенного, требования прокурора заявлены обоснованно.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных- Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой, площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не. имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с которыморганы местного самоуправления предоставляют жилыепомещения детям-сиротам, детям, оставшимсябез попечения родителей по договорам социального найма Только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
В силу п.З указанного Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме. 381894,1 тыс. рублей, в том числе субсидия из федерального бюджета 40024,1 тыс. рублей в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областноегосударственноеучреждение"Фондподдержкииндивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд).
Согласно. п. 6 указанного Порядка Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки- товаров,- выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей- сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.
Согласно п.12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерством строительства и архитектуры Свердловской, области в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых, помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке по получении сведений от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Согласно Уставу Талицкого городского округа учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном законом Свердловской области порядке, учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поелоставление жилых помещений муниципального жилишного Фонда по договорам социального найма,, предоставляемых за счет средств областного бюджета, является компетенцией Управления топливно- энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа.
На основании изложенного, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчиков, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о нарушении предоставлением жилья истцу права на внеочередное предоставление жилья других граждан, включенных в список ранее Керимовой А.Р. не являются основанием для отказа в иске. Законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Действующим законодательством не установлен даже порядок постановки на учет граждан этой категории, в данном случае требуется только факт обращения для реализации установленной законом гарантии по обеспечению жилым помещением. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников.
Руководствуясь ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Талицкого района, действующего в интересах Керимовой А.Р. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Управлению топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании издать приказ о распределении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для Керимовой А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, площадью не ниже установленных социальных норм.
Обязать Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для Керимовой А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области издать приказ о распределении Керимовой А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения.
Обязать Управление топливно-энергетическим комплексом, жилищно- коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа предоставить Керимовой А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение 10 дней.
Судья подпись Г.Ю.Гальберг