Именем Российской Федерации
г. Талица 04 апреля 2011 года
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Анохина С.П.,
при секретаре Бийской Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <данные изъяты> городского округа Свердловской области о включении в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из фактического времени принятия на учет для получения льготного жилья с 15.03.2002,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о включении его в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из фактического времени принятия на учет для получения льготного жилья с 15.03.2002, мотивируя свое требование тем, что он, во время прохождения срочной военной службы в Вооруженных Силах России принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона в период с 11.02.2001 по 02.09.2001 в составе в/ч <данные изъяты>
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и в соответствии с Федеральным законом от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике" предоставляется жилая площадь в первоочередном порядке.
Не имея своего жилья, и, как лицо, нуждающееся в жилье, 15.03.2002 обратился к Администрации <данные изъяты> ГО с заявлением о предоставлении жилого помещения.
В соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
При проверке его заявления было проведено обследование его жилищных условии, представленных им документов, подтверждающих наличие льгот, и было принято решение о принятии его на учет в первоочередном списке по дате постановки на учет с 15.03.2002.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
К территориям и периодам ведения боевых действий указанным Законом отнесены, в том числе, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года. При этом установлено, что на него, как на лицо, принимавшее участие в таких боевых действиях, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции на 01.01.2004), ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в долгах государственного и муниципального жилищных фондов.
Действующая редакция данной нормы предусматривает такую меру социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 «Порядка обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до 01.01.2005, формирование списков принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 ветеранов и инвалидов поручено органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
В 2009 году он узнал, что в единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он был поставлен на учет 01.12.2004, а не с 15.03.2002. Изменение даты принятия его на учет значительно нарушает его права на получение жилья, так как этим изменением его очередь фактически смещена и находится после тех лиц, которые были поставлены на учет после 15.03.2002 и до 01.12.2004.
Ему было разъяснено, что датой получения им удостоверения участника боевых действий является 01.12.2004, поэтому в единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он был включен исходя из даты получения такого удостоверения.
Действительно, 01.12.2004 им было получено удостоверение, подтверждающее его право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах". Единый образец этого удостоверения был введен Постановлением Правительства РФ № 763 от 19.12.2003, которое вступило в силу только 02.01.2004. Однако считает, что не факт получения удостоверения участника боевых действий, а факт участия в боевых действиях являются основанием предоставления жилой площади в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Основанию «военнослужащий», выполнявший задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике», по которому он был принят на учет 15.03.2002 на первоочередное получение жилья, с 01.01.2004 придан статус «ветеран боевых действий». Таким образом, его право состоять в списке на получение жилья на льготных условиях не может зависеть от даты получения им удостоверения ветерана боевых действий.
Законодательством право ветерана боевых действий на получение жилья за счет средств федерального бюджета поставлено в зависимость от наличия совокупности двух условий: лицо должно быть поставлено на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005; данное лицо должно относиться к ветеранам боевых действий и на момент реализации своего права иметь соответствующее удостоверение установленного образца.
Поскольку наличие или отсутствие удостоверения установленного образца ветерана боевых действий имеет правовое значение только при реальном получении жилья и не может влиять на оценку наличия или отсутствия у него права на постановку на учет, то действия ответчика по перемещению его в списке не в соответствии с датой первоначального обращения, а по дате получения удостоверения, являются незаконными.
К участию в деле в качестве соответчика судом было привлечено Управление топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства и строительства <данные изъяты> городского округа.
В судебном заседании истец настаивал на заявленном требовании, подтвердив изложенные в заявлении доводы.
Представитель ответчика - Администрации <данные изъяты> городского округа в суд не прибыл, в отзыве на требования истца укал, что Администрация не является надлежащим ответчиком по требованию истца, так как согласно Уставу <данные изъяты> ГО Управление топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства и строительства <данные изъяты> городского округа наделено полномочиями по учету муниципального жилищного фонда, ведении в установленном законом свердловской области порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 78).
Представитель ответчика - Управление топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства и строительства <данные изъяты> городского округа в суд не прибыл, в отзыве на требования истца указал на непризнание иска. Свои доводы обосновал тем, что единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, был сформирован исходя из времени принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и появления у них такого права на получение меры социальной поддержки, то есть по предъявлении удостоверения соответствующего образца. Поэтому, датой принятия на учет Головина, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, является полученное им удостоверение от 01.12.2004, поэтому датой постановки и включения его в единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует считать 01.12.2004.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению, что иск заявлен обоснованно.
В соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 (в редакции Федерального закона от 27.11.2002 № 158-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2004), к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 3 Закона).
К территориям и периодам ведения боевых действия указанным Законом отнесены, в том числе, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей на 01.01.2004, ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2005) ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 за № 199-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2005), полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области № 357-ПП от 28.04.2006 «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до 01.01.2005» формирование списков принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 ветеранов и инвалидов поручено органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Как было установлено в судебном заседании, истец в период с 11.02.2001 по 02.09.2001 принимал участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, что подтверждается записями в военном билете истца (л.д. 9), справкой командира войсковой части № (л.д. 10).
С 15.03.2002 истец по месту своего жительства был поставлен в первоочередной список под № 83 на получение жилья как участник боевых действий, что подтверждается справкой Управления городского хозяйства <адрес> (л.д. 17).
01.12.2004 ФИО1 военным комиссариатом Свердловской области было выдано удостоверение, как ветерану боевых действий, подтверждающее его право на получение мер социальной поддержки, установленных п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 11).
Согласно справке ведущего специалиста Управления топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства и строительства <данные изъяты> городского округа ФИО1 состоит в едином списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 по Талицкому городскому округу. По состоянию на 01.09.2009 его очередь № 50, дата постановки на учет - 01.12.2004 (л.д. 18).
Данное обстоятельство подтверждается единым списком ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <данные изъяты> городскому округу. Согласно этому списку, за № 50 в списке значится ФИО1, как поставленный на учет с 01.12.2004, то есть, с момента даты получения удостоверения участника боевых действий (л.д. 50-72).
Учитывая, что единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 за № 763, вступившим в законную силу с 02.01.2004, которым было поручено федеральным органам исполнительной власти обеспечить изготовление бланков удостоверений и выдачу удостоверений, истец не имел возможности получить указанное удостоверение непосредственно после участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона в период с 11.02.2001 по 02.09.2001 в составе в/ч <данные изъяты>, то есть до 01.01.2004 года. Однако данным статусом он стал обладать с этого дня.
Однако в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах» именно участие истца в указанных выше событиях послужило основанием постановки его на учет и предоставления жилой площади на основании указанного закона. Поэтому, право Головина состоять в списке на получение жилья на льготных условиях не могло зависеть от даты получения удостоверения ветерана боевых действий.
Таким образом, суд считает, что право на получение жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах» возникло у истца с 15.03.2002. К такому выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992 либо Правительством Российской Федерации.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов в виде обеспечения жильем означает реальное обеспечение жильем. Реализация мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем в отношении истца ранее 01.01.2004 года не наступила.
Согласно Федеральному закону «О ветеранах», право ветерана боевых действий на получение жилья за счет средств федерального бюджета зависит от наличия совокупности двух условий: данное лицо должно быть поставлено на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005; данное лицо должно относиться к категории ветерана боевых действий и на момент реализации своего права иметь соответствующее удостоверение установленного образца.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиками, истец является ветераном боевых действий, имеет соответствующее удостоверение установленного образца, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 15.03.2002.
Обстоятельств, свидетельствующих об установлении факта неправомерности включения истца в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке именно в качестве ветерана боевых действий, судом установлено не было.
Истец имел право на первоочередное получение жилья на основании Закона Российской Федерации «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995, когда к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, как выполнявший задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
С 01.01.2004 истец приобрел право на получение муниципального и государственного жилья на основании Федерального закона «О ветеранах» как ветеран боевых действий.
Ветераном боевых действий истец признан в связи с его участием в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
Следовательно, основанию «как участник боевых действий», принимавший участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, по которому истец был принят на учет 15.03.2002 на первоочередное получение жилья, с 01.01.2004 года придан статус «ветерана боевых действий». Таким образом, право истца состоять в Списке на получение жилья на льготных условиях не может зависеть от даты получения им удостоверения ветерана боевых действий.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Разрешение требования истца о восстановлении его в списке очередности на получение жилья с даты его постановки на учет закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия прав других граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Право нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, на получение жилья за счет средств федерального бюджета возникло одинаково для всех указанных категорий с 01.01.2005 года. В отношении ветеранов боевых действий оно возникло с введением ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
При указанных обстоятельствах, требование истца о восстановлении его в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15.03.2002, то есть, с даты первоначальной постановки на учет, подлежит удовлетворению.
В соответствии с жилищным законодательством ответственность за достоверность учета нуждающихся в улучшении жилищных условий несут органы местного самоуправления.
Согласно ст. 21 Устава <данные изъяты> ГО, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: … 6) орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере строительства и жилищной политики - Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства.
В соответствии со ст. 36 Устава <данные изъяты> ГО, орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере строительства и жилищной политики - Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства является функциональным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом. К полномочиям Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства относится и ведение в установленном законом Свердловской области порядке, учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное полномочие закреплено и п. 3.33 Положения об Управлении топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства (л.д. 47-49).
Таким образом, по мнению суда, именно Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства является надлежащим ответчиком и должно отвечать по требованию Головина.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать Управление топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства и строительства <данные изъяты> городского округа включить ФИО1 в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из фактического времени принятия на учет для получения льготного жилья с 15.03.2002.
В исковых требованиях ФИО1 к Администрации <данные изъяты> городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд с момента принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательном виде 08.04.2011.
Судья подпись Анохин С.П.