№2-381/2011, решение от 09.06.2011г., о признании жилого дома непригодным для проживания



гр.дело №2-381/2011

(мотивированное решение изготовлено 14 июня 2011 года,

11,12,13 июня 2011 года выходные дни)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 мая 2011 года

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Гальберг Г.Ю.,

с участием помощника прокурора Сизикова О.А.,

при секретаре Пономаревой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Талицкого района, действовавшего в интересах Табатадзе В.И., Чумак Е.Т. о признании бездействий Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа по непринятию мер по обследованию и признанию жилого дома, непригодным для проживания, незаконным, об обязании провести обследование жилого дома на предмет пригодности для проживания,

у с т а н о в и л:

Прокурор Талицкого района, действующий в интересах Табатадзе В.И., Чумак Е.Т. обратился в суд с заявлением о признании бездействий Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО)по непринятию мер по обследованию и признанию жилого дома, непригодным для проживания, незаконным, об обязании провести обследование жилого дома на предмет пригодности для проживания, мотивируя свои требования тем, что Табатадзе В.И., Чумак Е.Т., проживающие в жилом доме по адресу <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения в период 2010 года неоднократно 09.03.2010, 15.03.2010, 16.08.2010, и 11.10.2010 года обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, поскольку жилой дом по адресу <адрес> не пригоден для проживания.

В ответ на обращения Табатадзе, Чумак, должностными лицами органов местного самоуправления были разъяснены условия постановки на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений, кроме того, разъяснен порядок признания жилого дома, в котором они проживают непригодным для проживания и подлежащим сносу. В одном из ответов, от 12.04.2010 года указано о необходимости предоставления перечня документов, которые должны быть представлены собственником жилого помещения - МУП «Талицкая коммунальная компания». Также в ответе от 10.11.2010 года указано, что обследования специализированными организациями производится на коммерческой основе, проведение обследований муниципальных жилых домов в 2010 году не представляется возможным в связи с дефицитом бюджета Талицкого городского округа.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной начальником Управления по регулированию имущественных и земельных отношений жилой дом, расположенный по адресу <адрес> является имуществом казны и значится в реестре муниципальной собственности Талицкого городского округа за .

В соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, управляющей компанией жилого дома по адресу <адрес>, является ООО «Управляющая компания «Талица».

Целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме на основании договоров социального найма.

Таким образом, в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу <адрес> является муниципальной собственностью собственник указанного жилого дома, с учетом многочисленных жалоб от граждан, проживающих в указанном жилом доме обязан предпринимать меры для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Непринятие мер со стороны собственника жилого дома к обследованию и признанию его непригодным для проживания влечет нарушение прав граждан на предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ.

Просит признать бездействие УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО по
непринятию мер по обследованию и признанию жилого дома,
расположенного по адресу <адрес> непригодным
для проживания, незаконным.

Обязать УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО провести обследование
жилого дома, расположенного по адресу <адрес> на
предмет пригодности для проживания.

Чумак Е.Т. в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия (л.д.42).

Табатадзе В.И., извещенная надлежащим образом и в срок (л.д.66), в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не известны.

Помощник прокурора поддержала заявленные требования, подтвердив изложенные в исковом заявлении доводы.

Представитель ответчика УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО Кочеткова О.А., действующая на основании доверенности (л.д.56), исковые требования истцов не признала, указав, что заявление жителей <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, было рассмотрено на очередном заседании Межведомственной комиссии по признанию жилых помещений не пригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения представленных документов было принято следующее решение: запросить в БТИ расчет стоимости объема работ на проведение технической инвентаризации жилых домов с указанием физического износа по конструктивным элементам, также запросить в Управлении Роспотребнадзора расчет стоимости объема работ по обследованию данного жилого дома на соответствие требованиям санитарно-эпидемиалогической безопасности.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, раздела № III и методики по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания, утвержденной приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 177 от 31.12.1999 года, вышеуказанные обследования необходимы для признания жилого дома непригодным для проживания.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании, Табатадзе В.И., Чумак Е.Т. проживают в жилом доме по адресу: <адрес> на основании договора социального найма.

Указанный жилой дом, является имуществом казны и значится в реестре муниципальной собственности Талицкого городского округа за .

В соответствии с Договором Управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, управляющей компанией жилого дома по адресу <адрес>, является ООО «Управляющая компания «Талица».

Целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме на основании договоров социального найма (л.д.17-29).

Договором Управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указаний на обязанность ООО «Управляющая компания «Талица», как собственника жилья проводить обследование жилых помещений для решения вопроса о признании их аварийными.

Истцы неоднократно подавали заявления о признании многоквартирного жилого дома аварийным (л.д.6-7,14-16,45-48).

ДД.ММ.ГГГГ истцами был получен ответ от УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО, в котором указано, что для признания жилого дома аварийным, согласно п.44 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г. и положения о работе межведомственной комиссии необходимо заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, но в связи с дефицитом бюджета Талицкого городского округа данная экспертиза будет проведена при наличии дополнительного финансирования (л.д.47).

Вместе с тем, каких-либо действий по настоящее время по проведению обследования не проводилось.

Из актов проверок органв государственного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 05-02/467 от 17.12.2010г., №05-02/52 от 11.02.2011г., проводимых Управлением государственной жилищной инспекцией Свердловской области отделом контроля по Восточному управленческому округу в отношении ООО «Управляющая компания «Талица», при проведении которыхприсутствовал Пинягин О.А. – специалист производственного отдела ООО УК «Талица», а также акта обследования СОГУП «Областной государственный центр Технической инвентаризации и регистрации» в лице филиала «Талицкое БТИ от 12.04.2011г., которое было проведено в присутствии Табатадзе В.И. следует, что был выявлен ряд разрушений в жилом <адрес> в <адрес> (л.д.50-54).

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года (в редакции от 02.08.2007 года) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Согласно п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 46 того же Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В силу положений п. 47 Положения (в редакции от 02.08.2007 года) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Согласно Положения об Управлении топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа (приложение к Решению Думы ТГО от 22.05.2008г. №40 (л.д.8-13), УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО является отраслевым органом местного самоуправления (п.1.1). Осуществляет признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Талицкого городского округа непригодным для проживания (п.3.12).

На л.д.57 находится Постановление УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО №7 от 22.03.2011г. которым утверждено положение «О работе межведомственной комиссии по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на территории Талицкого городского округа.

Согласно Положения «О работе межведомственной комиссии по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на территории Талицкого городского округа, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает помещение жилым помещением, жилое помещение непригодным для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу: Так же комиссия может выступать инициатором (л.д.58-59).

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Талицкого района в адрес главы Талицкого городского округа было вынесено представление об устранении нарушений закона, а именно в месячный срок принять меры по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, присвоению указанному жилому дому соответствующего статуса, решению вопроса о постановке на учет проживающих в указанном жилом доме граждан в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма (л.д.60-61).

ДД.ММ.ГГГГ УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО в адрес прокурора Талицкого района направило письмо, в котором сообщает, что 12.04.2011г. жильцами <адрес> представлены недостающие документы. Данный пакет документ предстоит рассмотреть на ближайшем заседании комиссии (л.д.62).

ДД.ММ.ГГГГ УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО были направлены запросы начальнику филиала «Талицкое БТИ» СОГУП «Областной центр недвижимости», а также государственному врачу по Талицкому, Байкаловскому и Тугулымскому районам, начальнику Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по свердловской области в Талицком, Байкаловском и Тугулымском районах о производстве расчетов стоимости объема работ по проведению обследования жилых домов на соответствие требованием санитарно-эпидемиологической безопасности, а также производстве расчета стоимости объема работ по проведению технической инвентаризации жилых домов с указанием общего физического износа и износа по конструктивным элементам (л.д.63-64).

Довод ответчика о том, что комиссионное обследование дома на предмет аварийности и непригодности для жилья, не возможно в связи с дефицитом бюджета Талицкого городского округа, и что комиссионное обследование будет проведено при наличии дополнительного финансирования, суд во внимание принять не может.

Поскольку согласно Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года, а также Положения об Управлении топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа (приложение к Решению Думы ТГО от 22.05.2008г. №40, не предусмотрен отказ комиссионного обследования жилого помещения на предмет пригодности проживания в связи с отсутствием финансирования.

Суд также принимает во внимание и то обстоятельство, что с марта 2010 года по настоящее время УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО не производилось действий по проведению обследования жилого дома. Тот факт, что 25.05.2011г. УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО были направлены запросы о производстве расчетов стоимости объема работ по проведению обследования жилых домов, не означает, что фактически ведется работа по обследованию жилого дома.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 12,56,196-198. Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Талицкого района, действовавшего в интересах Табатадзе В.И., Чумак Е.Т. о признании бездействий Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа по непринятию мер по обследованию и признанию жилого дома, непригодным для проживания, незаконным, об обязании провести обследование жилого дома на предмет пригодности для проживания, удовлетворить..

Признать бездействие Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа по непринятию мер по обследованию и признанию жилого дома, расположенного по адресу <адрес> непригодным для проживания, незаконным.

Обязать Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа провести обследование
жилого дома, расположенного по адресу <адрес> на
предмет пригодности для проживания.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение 10 дней.

Судья подпись Г.Ю.Гальберг