дело №2-470/2011 РЕШЕНИЕ от 08.09.2011г. о признании неправомерным отказа в удовлетворении льготы, выплате компенсации за автомобиль



        

Дело № 2-470/2011 г

Мотивированное решение изготовлено 8 сентября 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Талица      6 сентября 2011 года                 Талицкий районный суд Свердловской области в составе судьи Шихалевой Е.Л.,

при секретаре Шимолиной Е.В.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калиниченко Н.П. к Управлению социальной защиты населения Талицкого района, Министерству социальной защиты населения Свердловской области о признании неправомерным отказа в удовлетворении льготы по обеспечению автомобилем, выплате компенсации за автомобиль,           

установил:

Калиниченко Н.П. обратилась в суд с иском к ответчикам Управлению социальной защиты населения Талицкого района, Администрации Талицкого городского округа о признании неправомерным отказа в удовлетворении льготы по обеспечению автомобилем, обязании выплатить денежную компенсацию за автомобиль и компенсацию за конфискованное имущество, мотивируя свои требования тем, что в 1931 году вместе с родителями она была репрессирована по классовому признаку и выселена на Север Свердловской области за город Надеждинск (ныне Серов) на станцию Морозково. В этой ссылке умер ее отец от голода и непосильного труда. 16 апреля 1993 года истец была реабилитирована, то есть, она имеет статус жертвы политических репрессий. Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года предусмотрел определенные льготы для реабилитированных граждан, к которым применялись репрессии по политическим мотивам. Истец сама в Закон не вчитывалась, надеялась на добросовестное отношение к ним, реабилитированным, государственных органов и органа местного самоуправления, занимающихся исполнением этого закона. Как сейчас понимает, она была обманута органом Государственной власти (УСЗН Талицкого района) и органом местного самоуправления (Администрация ТГО). Это подтверждает заключение комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий при администрации Талицкого района, которое было дано в конце 1995 года. В пункте N91 этого заключения, было указано: «выплатить Калиниченко Н.П. и Ш. за конфискованное у семьи в годы репрессий имущество, денежную компенсацию в размере 100-кратного установленного законодательством минимального размера оплаты труда равными долями каждой». Фактически ей и ее сестре Ш. было выдано по 250 рублей каждой, т.е. общая сумма денежной компенсации была всего 500 рублей. В статье 16 Закона указано, что лица, подвергшиеся политическим репрессиям, имеют право на бесплатное обеспечение автомобилем. Когда ей об этом стало известно, она обратилась в орган социальной защиты по месту жительства, но получила отказ, мотивированный тем, что она утратила право на эту льготу, так как автомобилями или компенсацией за автомобиль, обеспечиваются только те реабилитированные, которые встали на учет в орган социальной защиты до января 2005 года. Все дальнейшие обращения Калиниченко Н.П. в 2010 году и в первой половине 2011 года к ответчикам были безрезультатны. Она получала категоричные отказы, которые опирались на то, что обеспечение автомобилями реабилитированных лиц носит заявительный характер. Ее заявки до 1 января 2005 года не поступало в орган социальной защиты. Таким образом, она утратила право на эту льготу. Истец указывает, что ей никто не сообщил до января 2005 года о необходимости встать на учет для получения автомобиля. Калиниченко считает, что ответы ответчиков на ее обращения нарушают ее права на денежную компенсацию по возмещению стоимости конфискованного имущества, в том числе и жилого дома, изъятого из владения их семьи в связи с репрессией в 1931 году, предусмотренную законом, а так же право на льготу в виде обеспечения автомобилем, либо денежной компенсации за автомобиль. Считает, что срок обращения в суд с заявлением, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, она не пропустила т.к. получив ответы от УСЗН Талицкого городского округа и Министерства социальной защиты Свердловской области, она с этим же вопросом обратилась в прокуратуру Талицкого района и администрацию ТГО. Последний ответ ей поступил только ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать неправомерным отказ Управления социальной защиты населения Талицкого городского округа в ее просьбе по удовлетворению льготы в виде обеспечения автомобилем и обязании выплатить денежную компенсацию за него.

Обязать Администрацию Талицкого городского округа исполнить надлежащим образом Закон о выплате денежной компенсации за конфискованное имущество ее семьи, в том числе жилого дома, во время репрессий в 1931 году и выплатить ей денежную сумму, предусмотренную Законом.

В ходе судебного разбирательства Калиниченко Н.П. отказалась от требований к Администрации ТГО     о выплате денежной компенсации за конфискованное имущество ее семьи, в том числе жилого дома, во время репрессий в 1931 году и выплатить ей денежную сумму, предусмотренную Законом, о чем представила письменное заявление.

Судом отказ от части заявленных требований и отказ от иска к Администрации ТГО принят, производство по делу в этой части прекращено.

Судом в качестве соответчика к участию в дело привлечено Министерство социальной защиты населения Свердловской области (л.д.49).

Представитель ответчика УСЗН Талицкого района с иском не согласилась, представив письменный отзыв.

Представитель ответчика МСЗН Свердловской области в судебное заседание не прибыл, ответчик извещен надлежащим образом и в срок (л.д.62), просил рассмотреть дело без их участия, против заявленных требований возражает, представил письменный отзыв(л.д. 53-57).

Согласно отзывов ответчиков Калиниченко Н.П. на учете, как нуждающаяся в спецтранспорте, не состояла. Медицинских документов, подтверждающих наличие медицинских показаний на обеспечение автомобилем и отсутствие медицинских противопоказаний к вождению, а также заявления о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении спецтранспортом ею не представлялось. Поскольку на 1 января 2005 года на учете истец не состояла, в связи с чем оснований для взыскания в ее пользу единовременной денежной компенсации за автотранспорт не имеется.     

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.в ст. 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на предоставление инвалидам бесплатно в пользование транспортного средства при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к его вождению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ данная статья в части, предусматривающей право лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, имеющим инвалидность на предоставление бесплатно в пользование транспортного средства при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к его вождению в соответствии с законодательством Российской Федерации признана утратившей силу.

Согласно ст. 153 указанного Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 670) установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам - гражданам Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 670.

Согласно п. 2 Правил компенсация выплачивается в 2009 году гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, и инвалидам из числа реабилитированных лиц, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля, а также инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам.

Из п. 2 Постановления Правительства РФ N 670 следует, что размер компенсации установлен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и составляет 100 000 рублей.

Судом установлено, что Калиниченко Н.П., родившаяся в <данные изъяты> года, с 2001 года является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована, что подтверждается справкой о реабилитации, справкой МСЭ (л.д.25-27), показаниями свидетелей П., В.

Как следует из пояснений истца, в связи с ее заболеванием медицинского заключения о наличии медицинских показаний на обеспечение автомобилем и отсуствии медицинских противопоказаний, препятствующих ее допуску к управлению автотранспортом, до 1 января 2005 года ей уполномоченными органами не выдавалось.

Реализация права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер. Вместе с тем, с заявлением о постановке на учет для обеспечения спецтранспортом Калиниченко Н.П. в органы социальной защиты не обращалась.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу ранее действующей редакции Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О реабилитации жертв политических репрессий" лица имели право на предоставление инвалидам бесплатно в пользование транспортного средства только при наличии одновременно соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к его вождению, суд принимает во внимание, что     Калиниченко Н.П. нуждающейся в спецтранспорте признана не была, с заявлением о постановке ее на учет в УСЗН не обращалась, на учете по обеспечению спецтранспортом до 1 января 2005 года не состояла.

Исходя из положений вышеприведенных норм, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов из числа реабилитированных лиц, у которых возникло право на получение транспортного средства возникло до 1 января 2005 года, одним из условий для предоставления инвалиду из числа реабилитированных легкого автомобиля бесплатно или выплате ему единовременной денежной компенсации в размере 100000 рублей является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.

Калиниченко Н.П. на учете в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года не состояла и в настоящее время не состоит, что подтверждается списком нуждающихся в обеспечении автотранспортом, в связи, с чем оснований для удовлетворения иска о признании неправомерным отказа в удовлетворении льготы по обеспечению автомобилем, выплате компенсации за автомобиль,      не имеется.

    Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Калиниченко Н.П. к Управлению социальной защиты населения Талицкого района, Министерству социальной защиты населения Свердловской области о признании неправомерным отказа в удовлетворении льготы по обеспечению автомобилем, выплате компенсации за автомобиль, отказать.     

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья подпись Шихалева Е.Л.