дело №2-560/2011 РЕШЕНИЕ от 12.10.2011г. о предоставлении жилого помещения



        Дело №2-560/2011

                         

Мотивированное решение составлено 17 октября 2011 года      

        

                      Р Е Ш Е Н И Е

          Именем Российской Федерации

12 октября 2011 года                                г.Талица

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Баклановой Н.А.,

при секретаре Мукашевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Килиян О.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Талицкого городского округа, Правительству Свердловской области, Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение,

                        у с т а н о в и л:

Килиян О.А. обратилась в суд с иском к ответчикам Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Талицкого городского округа, Правительству Свердловской области об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение, мотивируя тем, что она, оставшись сиротой, воспитывалась своей тётей, и на сегодняшний день не имеет жилья.

В обоснование требований истец указала следующее.

ДД.ММ.ГГГГ у нее умерла мама, она с сестрой осталась жить с отцом, в 16 лет сестра вышла замуж. По словам тети, отец ее воспитанием перестал заниматься с <данные изъяты> года, и тетя взяла ее жить к себе в <адрес>. Решением Президиума Верхнепышминского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ установлена опека над несовершеннолетней Полек О.А. Обязанности опекуна возложены на Южакову Л.Н. Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , разрешили изменить фамилию несовершеннолетней Полек О.А., на фамилию опекуна - Южакова. ДД.ММ.ГГГГ умер отец, истец получила статус сироты. До получения статуса сироты жилого помещения не имела.

В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичное правило закреплено в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. № 159 ФЗ.

В соответствии со ст.26 Областного закона Свердловской области "О защите прав ребенка" от 23.10.1995г. (в редакции от 27.12.04 №211-03) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), сохраняют право на жилую площадь, на которой они проживали ранее. При отсутствии такого права они обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях,, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Порядок предоставления жилых помещений определен постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП "Об утверждении Порядка обеспечений в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п.2). Согласно п.З названного постановления получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма(п.8).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязанность исполнительных органов обеспечить жилым помещением указанную категорию лиц.

При этом, по смыслу положений законодательства жилое помещение предоставляется по наступлению оснований, предусмотренных законом, а именно: окончание образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и др. Условиями для предоставлении жилья в соответствии с выше указанными нормами выступают: принадлежность лица к категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей"; "лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; отсутствие закрепленного жилья или права пользования жилым помещением.

Следовательно, при совокупном наличии основания и условий лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Зная это, после завершения учебы в 2001 году, и создав семью, зарегистрировав брак в 2002 году с К.С.М., истец обратилась в Администрацию Талицкого городского округа с просьбой выделения ей, имеющей статус сироты, жилого помещения. В 2006 году просьба была удовлетворена и во вновь выстроенном благоустроенном доме <адрес> была определена однокомнатная квартира общей площадью 43,3 кв.м. К этому времени семья истца состояла из двух человек. Указанный дом, как новострой, был введён в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Заселение сданного в эксплуатацию многоквартирного благоустроенного жилого дома началось в 2007 году. По непонятным причинам, Килиян О.А. с мужем в свою квартиру в <адрес> не вселилась. Были названы бесконечное множество причин различного ранга чиновниками Администрации Талицкого городского округа с целью не дать возможности вселиться в уже купленную для нее квартиру.

Прошло четыре года, как областной бюджет выделял денежные средства на приобретение и строительство муниципалитетом благоустроенных квартир для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями. За это время у истца родились трое детей и истец имеет статус многодетной матери.

Килиян О.А. обратилась в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и получила письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ФГ/05-1015, где сообщили, что на территории Талицкого городского округа для детей - сирот ведётся строительство 7 квартир в многоквартирном доме по адресу: пос. Троицкий, ул. <данные изъяты> и сдача этого дома в эксплуатацию планируется в первом квартале 2011 года и в соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры Свердловской области истцу, как ребёнку сироте, распределена квартира общей площадью 36,0 кв. м.

От этой квартиры истец отказалась по причине того, что ее семья проживает в г.Талица, дети посещают детское дошкольное учреждение в г.Талица и истец с мужем работают в г.Талица. В соответствии с п.1 ст.8 указанного выше Федерального закона дети - сироты, не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Об этом же говорится и п.п.2 п.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Как указано в п.5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. В п.2 ст. 50 ЖК РФ отражено, что норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.

В соответствии с п. 2 Постановления Главы Талицкого городского округа «Об утверждении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования Талицкого городского округа» от «25» декабря 2006 года №245 и Постановления главы Талицкого городского округа №335 от «21» декабря 2009 года «О внесении изменений в постановление главы Талицкого городского округа от «25» декабря 2006 года №245» на территории Талицкого городского округа установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма: в размере 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, составляющей из двух человек и более; в размере однокомнатной квартиры, но не более 33 квадратных метров общей площади для одиноко проживающего.

Таким образом, поскольку семья истца состоит из пяти человек, ей должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 90 квадратных метров. Истец, как лицо из числа детей - сирот, не имея закреплённого, пригодного для проживания жилого помещения, имеет право на внеочередное обеспечение жильём Администрацией Талицкого городского округа по месту своего проживания, а местом проживания является г.Талица.

В соответствии с принятым Постановлением Правительства Свердловской области 20 апреля 2010 года №646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставленных без обеспечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, за счет средств областного бюджета» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счёт областного бюджета; уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области; получателем же средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с указанным Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года №646 - ПП обязанность по предоставлению истцу и ее семье жилого помещения с заключением договора социального найма за счет средств областного бюджета возложена на органы местного самоуправления, то есть на Администрацию Талицкого городского округа. Не обеспечение ее, как лицо из числа детей-сирот, жильём нарушает и права ее малолетних детей на жилую площадь.

Просит обязать Правительство Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области направить денежные средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, на строительство (приобретение) жилого помещения для истца и членов ее семьи по месту жительства - в Талицкий городской округ.

Обязать Администрацию Талицкого городского округа после безвозмездной передачи в муниципальную собственность построенного (приобретённого) благоустроенного жилого помещения для Килиян О.А. предоставить ей благоустроенное жилое помещение не менее 90 квадратных метров, применительно к нормам обеспечения жилыми помещениями по Талицкому городскому округу, по месту её проживания, то есть в городе Талица, отвечающее всем санитарным и техническим требованиям, с заключением договора социального найма.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа.

В судебном заседании представитель истца Килиян Е.Д., действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивала, подтвердив изложенные в заявлении доводы. Пояснила суду, что семья истца относится к категории малоимущих, на учете для получения жилья как малоимущие не состоит, участвует в областной программе «Многодетная семья».

В судебное заседание не явились истец, представитель ответчика Правительства Свердловской области, представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, представитель ответчика Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, представитель ответчика администрации Талицкого городского округа, представитель третьего лица на стороне ответчика СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.94,102-106).

В суд представлено заявление истца о рассмотрении иска без ее участия, на заявленных требованиях настаивает (л.д.108).

В суд представлены письменные отзывы ответчиков, третьего лица, просят рассмотреть дело без их участия, с иском не согласны (л.д.52,54-57,96-100,107).

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как установлено в судебном заседании, истец является лицом из числа детей-сирот. Мать истца П.Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец истца П.А.И. воспитанием дочери не занимался с <данные изъяты> года. Решением Президиума Верхнепышминского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за 323/1 на несовершеннолетней Полек О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, учреждена опека, опекуном назначена Южакова Л.Н. (л.д.11). Фамилия истца изменена на фамилию опекуна «Южакова» на основании Постановления Главы администрации Талицкого района от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д.10). Отец истца П.А.И. умер ДД.ММ.ГГГГ. Фамилия истца «Южакова» изменена на фамилию «Килиян» в связи с регистрацией брака ДД.ММ.ГГГГ с К.С.М. (л.д.20).

Истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилыми помещениями по Талицкому городскому округу на основании решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.12-13).

Жилого помещения в собственности не имеет (л.д.78,80), что ответчиками не оспаривается. Жилого помещения по договору социального найма истцу предоставлено не было.

В настоящее время семья истца состоит из пяти человек: истец, муж К.С.М., дочь К.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын К.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын К.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.20-23,79).

На основании изложенного, требования истца заявлены обоснованно в части предоставления жилого помещения ей, как лицу из числа детей-сирот.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма за счет средств областного бюджета только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя указанных средств.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд).

Согласно п.6 указанного Порядка Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.

Согласно п.12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке по получении сведений от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Иного суду не представлено.

Согласно Уставу Талицкого городского округа учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном законом Свердловской области порядке, учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, предоставляемых за счет средств областного бюджета, является компетенцией Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа.

На основании изложенного, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчиков Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа.

Жилое помещение должно быть предоставлено истцу площадью не менее установленной социальной нормы на одного человека.

Требования истца о предоставлении жилого помещения площадью 90 кв.м. с учетом всех членов семьи, удовлетворению не подлежат.

Доводы истца о предоставлении жилого помещения ей, ее мужу и их детям основаны на ином толковании норм материального права.

Преамбула Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный кодекс Российской Федерации (ст.57).

Следовательно, оснований для распространения общих норм Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальным законом, не имеется.

Именно указанная категория лиц отнесена к категории социально незащищенных граждан.

Наличие у истца супруга и малолетних детей не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации.

Между тем, члены семьи истца (супруг и трое несовершеннолетних детей) в установленном порядке не признавались малоимущими или нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст.ст. 12,56,196-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

     

                            р е ш и л

Исковые требования Килиян О.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Талицкого городского округа, Правительству Свердловской области, Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение удовлетворить в части.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области направить денежные средства за счет областного бюджета на строительство (приобретение) на территории города Талица Свердловской области жилого помещения для Килиян О.А. не ниже нормы предоставления и передать его в муниципальную собственность Талицкого городского округа.

Обязать Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа после безвозмездной передачи в муниципальную собственность построенного (приобретённого) благоустроенного жилого помещения для Килиян О.А. предоставить Килиян О.А. благоустроенное жилое помещение не менее установленной социальной нормы на территории города Талица, с заключением договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение 10 дней.

Судья               Бакланова Н.А.