№2-606/2011 соединено с гражд. делом №2-605/2011 решение от 25.10.2011 о признании недействующими решений Думы ТГО



                                                                                            Гр.дело № 2- 606 / 2011Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2011 года (29, 30 октября 2011 года выходные дни)                                                           Р Е Ш Е Н И Е                                                                                 ИМЕНЕМ        РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2011 года                                                                                 г.Талица

Талицкий районный суд Свердловской области

в составе судьи Гальберг Г.Ю.,

при секретаре Пономаревой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Прокурора Талицкого района Свердловской области о признании недействующими решений Думы Талицкого городского округа от 29.06.2011 г. № 52 «Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых на территории Талицкого городского округа», № 44 «О внесении изменений в Решение Думы Талицкого городского округа от 28.12.2010 г. № 95 «О бюджете Талицкого городского округа на 2011 год»»,

         у с т а н о в и л :

Прокурор Талицкого района Свердловской области обращается в суд с заявлением о признании недействующим полностью решений Думы Талицкого городского округа от 29.06.2011 года № 52 «Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых на территории Талицкого городского округа»,, № 44 «О внесении изменений в Решение Думы Талицкого городского округа от 28.12.2010 г. № 95 «О бюджете Талицкого городского округа на 2011 год»» со дня его принятия.

При этом указал, что данные решения, опубликованные в газете «Сельская новь» от 14.07.2011 года № 80, приняты в нарушение процедуры принятия нормативных правовых актов представительным органом местного самоуправления, при отсутствии надлежащего кворума депутатов Думы.

Согласно ст. 22 Устава Талицкого городского округа, Дума городского округа состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Дума городского округа осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Порядок организации деятельности Думы городского округа определяется Регламентом, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы городского округа и иных организационных форм ее деятельности, планирования работы, подготовки правовых актов, организации работы аппарата Думы городского округа и иные вопросы ее деятельности.

Основной формой деятельности Думы городского округа являются заседания. Заседание Думы городского округа правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от избранного состава депутатов Думы ТГО.

Следовательно, состав депутатов Думы ТГО является правомочным при наличии не менее двух третей от установленной численности депутатов, что составляет не менее 17 депутатов.

В результате проведенных 02.03.2008 года выборов депутатов Думы ТГО избрано 25 депутатов, что подтверждается решением избирательной комиссии от 03.03.2008 года № 137 «Об общих результатах выборов депутатов Думы ТГО 02.03.2008 года».

Решением Думы ТГО четвертого созыва от 02.09.2010 года № 55 досрочно прекращены с 12 августа 2010 года полномочия депутата Ляшок С. И. на основании личного заявления об отставке по собственному желанию.

22.04.2011 года умер депутат Сергеев Н. В.

28.04.2011 года девять депутатов представительного органа - Думы ТГО - Александрова И. А., Елохин А. В., Щипцов С. Н., Горбунов И. С., Горбунова М. В., Земеров А. С., Петалов А. В., Грозина С. В., Бухаров А. В. - подали в Думу ТГО заявления о сложении депутатских полномочий по собственному желанию с 28.04.2011 года. 29.06.2011 года депутаты Горбунов И. С. и Горбунова М. В. подали в Думу ТГО заявления об отзыве заявлений о досрочном прекращении полномочий депутата, поданных 28.04.2011 года, и продолжили осуществлять депутатскую деятельность.

Из объяснений Александровой И. А., Щипцова С. Н., Земерова А. С., Петалова А. В., Грозиной С. В., Бухарова А. В., а также из решения Свердловского областного суда от 07.07.2011 года следует, что с момента подачи заявлений о сложении депутатских полномочий и до 07.07.2011 года (даты вынесения судебного решения областного суда) свою депутатскую деятельность все 7 депутатов Думы ТГО (Александрова И. А., Щипцов С. Н., Земеров А. С., Петалов А. В., Грозина С. В., Бухаров А. В., Елохин А. В.) не осуществляли и не осуществляют до настоящего времени.

Таким образом, на момент вынесения Думой ТГО оспариваемых решений от 29.06.2011 года из установленной численности в 25 депутатов в составе Думы ТГО оставалось 16 депутатов, что составляет менее двух третей от установленной численности, что в силу положений пунктов 3 и 8 статьи 22 Устава ТГО свидетельствует о неправомочности состава Думы, поскольку представительный орган муниципального образования лишен возможности выполнять возложенные на него задачи и проводить правомочные заседания. Следовательно, при отсутствии кворума Думы ТГО не имела право принимать вышеуказанные решения.

Также указал, что решение № 52«Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых на территории Талицкого городского округа» принято с нарушением п. 2 ст. 1 ФЗ РФ от 17.07.2009 года № 172 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В судебном заседании пом. прокурора данные заявление подержал.

Представитель заинтересованного лица Думы Талицкого городского округа Суслова Т.Ф. с заявлениями не согласилась.

В суд ею представлены отзывы, в которых она указала, что Решения Думы Талицкого городского округа от 29.06.2011г. № 52 «Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых на территории Талицкого городского округа», № 44 «О внесении изменений в Решение Думы Талицкого городского округа от 28.12.2010г. № 95 «О бюджете Талицкого городского округа на 2011 год» приняты управомоченным органом - Думой Талицкого городского округа, являющейся согласно Уставу Талицкого городского округа представительным органом городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального образования, в установленном порядке на правомочном заседании Думы.

Решением Свердловского областного суда от 07.07.2011г. состав депутатов Думы Талицкого городского округа Свердловской области четвертого созыва признан неправомочным.

На момент подачи заявления прокурором Талицкого района названное Решение Свердловского областного суда не вступило в законную силу.

На 14.09.2011г. назначено заседание Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению соответствующей кассационной жалобы Думы ТГО.

Заседание Думы ТГО, на котором было принято оспариваемое Решение, состоялось 29 июня с.г. - до принятия Решения Свердловским областным судом.

С 27 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 25.07.2011 N 263-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов", статьёй 4 которого в статью 40 Закона о местном самоуправлении введена ч. 11 следующего содержания: "11. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.".

По состоянию на 29 июня с.г. не было принято решение Думы Талицкого городского округа о досрочном прекращении полномочий указанных выше депутатов по причине того, что назначенные Главой Талицкого городского округа, возглавляющим Думу ТГО и исполняющим полномочия председателя Думы (п. 2 ст. 28 Устава ТГО), на 28 апреля, 16, 23, 28 июня с.г. (п. 3 ст. 5 Регламента Думы) заседания Думы не состоялись из-за отсутствия кворума.

В повестки заседаний был включен вопрос о рассмотрении заявлений депутатов о сложении полномочий

На заседании Думы 29 июня с.г. присутствовали 17 депутатов, в том числе депутаты Горбунов И.С., Горбунова М.В., подавшие заявления об отзыве заявлений о досрочном сложении депутатских полномочий, а также Александрова И.А., что зафиксировано протоколом заседания Думы от 29 июня с.г.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Регламента Думы заседание Думы правомочно (кворум), если зарегистрировалось не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в Думу. Кворум определяется на начало заседания Думы.

Как следует из протокола заседания Думы 29.06.2011г., Александрова И.А. в соответствии с порядком, установленным статьёй 12 Регламента Думы, участвовала в прениях (задавала вопросы, выражала своё мнение) по трём вопросам повестки дня заседания: по первому - «О внесении изменений в Решение Думы Талицкого городского округа от 28 декабря 2010 года № 95 (с изменениями от 29.01.2011г., 25.02.2011г., 31.03.2011г.) «О бюджете Талицкого городского округа на 2011 год», по восьмому - «О проекте решения «О внесении изменений в Устав Талицкого городского округа», по двенадцатому - «О рассмотрении заявлений депутатов Александровой И.А., Бухарова А.В., Грозиной С.В., Елохина А.В., Земерова С.А., Петалова А.В., Щипцова С.Н. о досрочном прекращении депутатских полномочий»; что Александрова И.А. участвовала в проводившихся открытых голосованиях при принятии решений путём воздержания от голосования, т.к. согласно п. 2 ст. 15 Регламента Думы «при голосовании по одному или двум предложениям каждый депутат имеет право один раз подать свой голос: "за" предложение либо "против" него, а также воздержаться от голосования», а по одиннадцатому вопросу повестки дня заседания Александрова И.А. голосовала либо «за», либо «против» принятия решения, ибо воздержавшихся от голосования не зарегистрировано, а голосование не было поименным.

В соответствии с полномочиями, установленными пп. 6 абз. 2-го ст. 9 Регламента Думы, председательствующим на заседании Толкачевым А.Г. объявлялись результаты открытых голосований, впоследствии зафиксированные в протоколе заседания. При этом оглашении результатов голосований возражений, замечаний от депутата Александровой И.А. не поступало. В протоколе отражено, что в прениях по двенадцатому вопросу Александрова И.А. сказала: «Я участвовала в заседании, чтобы решить сегодняшние вопросы». Думой Талицкого городского округа на заседании 29 июня с.г. были приняты решения по 11 вопросам: решения с № 44 по № 54.

Также указала, что на основании ст. 33 Земельного кодекса РФ, ч.ч. 1, 3 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), ст.ст. 4, 10 Закона «Свердловской области от 07.07.2004 № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».

Решение № 52 по содержанию, порядку подготовки и принятия соответствуют федеральным законам, Уставу Свердловской области, областным законам, Уставу Талицкого городского округа и муниципальным нормативным правовым актам.

Проект решения внесён в Думу надлежащим субъектом правотворческой инициативы - Управлением по регулированию имущественных и земельных отношений ТГО (вх. № 514 от 31.05.2011г.) согласно п. 10 ст. 48 Устава ТГО. Проект рассмотрен в соответствии с п. 6 ст. 21, ст. 22 Регламента на заседании постоянной депутатской комиссии по законности и местному самоуправлению 8.06.2011г., которая приняла решение о вынесении проекта решения для рассмотрения на заседании Думы Талицкого городского округа (п. 7 ст. 22 Регламента). Заседание комиссии правомочно: кворум составил более 50% от численного состава комиссии (4 из 7 членов комиссии).

Решение № 52 принято в установленном порядке на правомочном заседании Думы.

Сам факт участия депутата Александровой И.А. в заседании Думы 29.06.2011, включая отсутствие у неё возражений при установлении кворума заседания, свидетельствует о продолжении Александровой И.А. осуществления депутатских полномочий по состоянию на 29.06.2011г.

В судебном заседании данную позицию поддержала.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен и.о. Главы администрации ТГО Ляшок С.И.

Его представитель по доверенности Кириенко О.Ю., с заявлением прокурора также не согласилась, указав, что поддерживает доводы представителя Думы ТГО. Также ею представлен отзыв.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 35 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (ч.1). Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (ч. 1.1.).

В силу ст. 40 этого же закона, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (ч.3).

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае смерти, отставки по собственному желанию (ч.10).

Ст. 22 Устава Талицкого городского округа предусматривает, что Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа (ч.1), Дума городского округа состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года (ч.2), Дума городского округа осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (ч.3), Основной формой деятельности Думы городского округа являются заседания. Заседание Думы городского округа правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от избранного состава депутатов Думы городского округа (ч.8)

Как установлено в судебном заседании, Думой Талицкого городского округа 29.06.2011 г. приняты решения № 52 «Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых на территории Талицкого городского округа», № 44 «О внесении изменений в Решение Думы Талицкого городского округа от 28.12.2010 г. № 95 «О бюджете Талицкого городского округа на 2011 год»» (гр.д. № 605/2011 л.д. 7-15, гр.д. № 606/2011 л.д. 7-9).

Данные решения опубликованы в газете «Сельская новь» № 80 от 14.07.2011года (л.д.148-149).

В Думу четвертого созыва в результате проведенных 02 марта 2008 года выборов депутатов Думы Талицкого городского округа были избраны 25 депутатов, что подтверждается решением Талицкой районной территориальной избирательной комиссии от 3 марта 2008 года № 137 «Об общих результатах выборов депутатов Думы Талицкого городского округа 2 марта 2008 года» (л.д. 188-190).

Постановлением Думы Талицкого городского округа от 14 марта 2008 года № 4 «О подтверждении полномочий депутатов Думы Талицкого городского округа четвертого созыва» подтверждены полномочия 25 депутатов (л.д.191)

С учетом положений ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ст. 22 Устава Талицкого городского округа, суд находит, что минимальное количество депутатов Думы для осуществления ею своих полномочий, в том числе для участия в заседаниях Думы и принятии решений, должно составлять не менее 17 депутатов.

Решением Думы Талицкого городского округа четвертого созыва от 2 сентября 2010 года № 55 досрочно прекращены с 12 августа 2010 года полномочия депутата Ляшок С. И. на основании личного заявления об отставке по собственному желанию (л.д. 192).

22 апреля 2011 года умер депутат Сергеев Н. В., что подтверждается копией свидетельства о смерти Ш-АИ № 568483 от 26 апреля 2011 года отдела ЗАГС Талицкого района Свердловской области (л.д. 193).

То есть на 23 апреля 2011 года в Думе оставалось 23 действующих депутата.

В судебном заседании также установлено, что 28 апреля 2011 года девять депутатов Думы Талицкого городского округа - Александрова И. А., Елохин А. В., Щипцов С. Н., Горбунов И. С.. Горбунова М. В., Земеров А. С., Петалов А. В., Грозина С. В., Бухаров А. В. - подали в Думу Талицкого городского округа заявления о сложении депутатских полномочий по собственному желанию с 28 апреля 2011 года (л.д.177-184, 194 ).

Действующих депутатов осталось 14.

29 июня 2011 года депутаты Горбунов И. С. и Горбунова М. В. подали в Думу Талицкого городского округа заявления об отзыве заявлений о досрочном прекращении полномочий депутата, поданных 28 апреля 2011 года, и продолжили осуществлять депутатскую деятельность (л.д. 185-186).

Действующих депутатов на эту дату было 16.

Суд находит, что по смыслу пункта 2 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и аналогичных положений Устава Талицкого городского округа сложение депутатских полномочий по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата и не может ставиться в зависимость от принятия какого-либо решения представительным органом.

Депутат представительного органа в пределах срока своих полномочий вправе обратиться с заявлением об отставке по собственному желанию, т.е. о сложении с себя депутатских полномочий. При этом действовавшее на момент проведения заседания Думы 29.06.2011 года законодательство Российской Федерации не закрепляло в качестве необходимого условия для реализации указанного субъективного права принятие представительным органом решения о досрочном прекращении полномочий депутата.

То обстоятельство, что ст. 4 Федерального закона от 25.07.2011 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов", вступившего в законную силу 27.07.2011 года, ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена частью 11 следующего содержания:"11. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания." не может означать, что на момент заседания Думы вышедшие в отставку депутаты в количестве 7 человек, в том числе и Александрова И.А., являлись действующими депутатами.

Данным изменениям обратная сила не придана, статья 6 ФЗ от 25.07.2011 года № 263-ФЗ, установила, что Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Данный закон был опубликован "Российской газете", N 162, 27.07.2011.

Решение Думы о сложении полномочий депутатов, подавших заявления, является техническим оформлением отставки депутата и лишь закрепляет отставку при наличии оснований, перечисленных в законе. Депутат в своем волеизъявлении прекратить депутатскую деятельность не был связан какими-либо условиями и в случае подачи заявления о сложении полномочий вправе уйти в отставку.

Суд находит, что на 29 июня 2011 года в состав Думы входило 16 депутатов, что свидетельствует о том, что Дума была не правомочна принимать решения.

Также суд учитывает, что решением Свердловского областного суда от 07.07.2011 года, вступившим в законную силу 14.09.2011 года (л.д. 161-167), признан неправомочным состав депутатов Думы Талицкого городского округа, Свердловской области четвертого созыва.

Данным решением было установлено, что на момент рассмотрения дела судом из установленной численности в 25 депутатов в составе Думы Талицкого городского округа осталось 16 депутатов, что составляет менее двух третей от установленной численности.

Указанным решением также установлено, что на заседании Думы 29 июня 2011 года Александрова И.А. участия в работе Думы не принимала.

Суд учитывает, что в период с 29.06.2011 года по 07.07.2011 года численный состав депутатов Думы оставался прежним, и заявления об отзыве заявления о сложении полномочий с 28 апреля 2011 года от Александровой И.А. в Думу не поступило.

Суд учитывает, что свои полномочия, как депутата, Александрова И.А., также как и оставшиеся 6 бывших депутатов, сложила с себя с 28 апреля 2011 года. Заявления об отзыве заявления о досрочном прекращении полномочий депутата, поданном ею в Думу 28 апреля 2011 года до начала заседания Думы от нее не поступало. То обстоятельство, что она обещала подумать о подаче такого заявления, не означает, что она выразила волеизъявление о выполнении полномочий депутата 29 июня 2011 года.

Как следует из протокола заседания Думы (л.д. 123-131) и видеозаписи «В формате власти в общем и целом Дума» от 01.07.2011 года, исследованной в судебном заседании, на заседании Думы 29 июня 2011 года присутствовала Александрова И.А., что, однако не означает, что она была вправе исполнять полномочия депутата Думы, вне зависимости от того, как она сама это воспринимала.

В соответствии с п.17 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Суд находит установленным, что на момент принятия оспариваемых решений Дума не имела на это полномочий, в виду отсутствия кворума.

Суд находит, что поскольку, оспариваемые решения были приняты с нарушением действующего законодательства, имеются основания для признания их недействующими без исследования других обстоятельств по делу.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

Заявление Прокурора Талицкого района Свердловской области о признании недействующими решений Думы Талицкого городского округа от 29.06.2011 г. № 52 «Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых на территории Талицкого городского округа, № 44 «О внесении изменений в Решение Думы Талицкого городского округа от 28.12.2010 г. № 95 (с изменениями от 29.01.2011 года, от 25.02.2011 года, от 31.03.2011года) «О бюджете Талицкого городского округа на 2011 год», опубликованных в газете «Сельская новь» № 80 от 14.07.2011 года, со дня принятия, то есть с 29 июня 2011 года, удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение 10 дней

                                     

                              Судья                       подпись                         Гальберг Г.Ю.