Дело №2-557/2011 решение от 02.11.2011 об обязании определить организацию для обслуживания



Гр.дело № 2-557/2011                                              мотивированное решение изготовлено \                                                                            07 ноября 2011 года                                                    копияР Е Ш Е Н И Е                                                                                 ИМЕНЕМ        РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2011 года                                                                                 г.Талица

Талицкий районный суд Свердловской области

в составе судьи Гальберг Г.Ю.,

при секретаре Пономаревой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа об обязании определить организацию для обслуживания,

                                               у с т а н о в и л :

Прокурор Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к УРИЗО ТГО о понуждении поставить на регистрационный учет объекты ЖКХ, об обязании определить организацию для обслуживания объектов ЖКХ, мотивируя тем, что прокуратурой Талицкого района проведена проверка по обращению директора ООО «Новые технологии» Петалова А. В. по факту законности использования и распоряжения муниципальным имуществом. Проверкой установлены нарушения действующего законодательства.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 49, ч. 4 ст. 50, ч. 2, 3 ст. 51, ст. 52, ст. 55 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131- ФЗ от 06.10.2003 года с последующими изменениями и дополнениями, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий, граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Таким образом, юридическое лицо пользуется, владеет муниципальным имуществом только на основании соответствующего договора, в том числе, прошедшего государственную регистрацию в соответствующем учреждении.

По данным УРИЗО ТГО, очистные сооружения, расположенные по адресу: Свердловская область, пос. Пионерский, ул. Быкова, 23, 26, числятся в реестре муниципальной собственности Талицкого городского за № 5/573; коллекторная насосная станция по ул. Комарова, 15, пос. Троицкий числится в реестре муниципальной собственности ТГО за № 6/537; водонапорная башня, скважина и сети ХВС по ул. Электриков, 3б пос. Пионерский числятся в реестре муниципальной собственности ТГО за № 5/649.

Право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости за муниципальным образованием ТГО не зарегистрировано в. едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно распоряжению Главы ТГО № 233 от 28.12.2009 года коллекторная станция, расположенная по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Троицкий, ул. Комарова, 15, внесена в реестр муниципальной собственности ТГО и передана в аренду ООО «Новые технологии» с 25.12.2009 года на 30 календарных дней на срок проведения процедуры конкурса и заключения договора с победителем конкурса.

По истечении указанного срока, Управление по регулированию имущественных и земельных отношений ТГО (далее по тексту УРИиЗО ТГО), не заключило договор аренды коллекторной насосной станции ни с одним из хозяйствующих субъектов, ООО «Новые технологии» продолжало использовать и использует на настоящее время данное имущество в своей хозяйственной деятельности без каких - либо договорных отношений, обязательств и ответственности.

На настоящее время организация для обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры - коллекторной насосной станции и напорного коллектора, расположенных по адресу: Талицкий район, пос. Троицкий, ул. Комарова, 15, в соответствии с законодательством РФ ни УРИиЗО ТГО, ни другими органами местного самоуправления ТГО не определена. В связи с этим, отсутствует ответственное лицо за эксплуатацию жизненно важного объекта коммунальной инфраструктуры, удовлетворяющего потребности неопределенного круга лиц Талицкого района, которое должно поддерживать данный объект в исправном состоянии. Тем самым, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц Талицкого района.

УРИиЗО ТГО без проведения аукциона, в соответствии с распоряжением № 1425 от 03.11.2010 года, заключило с ООО «Новые технологии» договор № 10 о техническом обслуживании объектов ЖКХ на период с 03.11.2010 года по 03.12.2010 года, согласно которому ООО «Новые технологии» передано следующее муниципальное имущество: имущественные комплекс - очистные сооружения литер А, Б, расположенные по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Пионерский, ул. Быкова, 23; очистные сооружения, литер с 1 по 10, расположенные по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Пионерский, ул. Быкова, 26; башня водонапорная, водопровод, 2 скважины, расположенные по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Пионерский, ул. Энергетиков, 3 Б, коллекторная насосная станция. По истечении срока вышеуказанного договора аренды № 10 от 03.11.2010 года УРИиЗО ТГО переданное имущество не изъято у ООО «Новые технологии» и на настоящее время используется последним (ООО «Новые технологии») без договорных отношений, без обязательств и не неся за это юридическую ответственность.

Следовательно, право пользования данным недвижимым имуществом у ООО «Новые технологии» не возникло. Организация для обслуживания вышеуказанных объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с законодательством РФ ни УРИиЗО ТГО, ни другими органами местного самоуправления ТГО не определена. В связи с этим, отсутствует ответственное лицо за эксплуатацию жизненно важных объектов коммунальной инфраструктуры, удовлетворяющих потребности неопределенного круга лиц Талицкого района, которое должно поддерживать данные объекты в исправном состоянии. Тем самым, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц Талицкого района.

На основании ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно Положению «Об управлении по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа» - Управление по регулированию имущественных и земельных отношений ТГО является функциональным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Талицкого городского округа в сфере управления имуществом муниципального образования Талицкий городской округ. Целями деятельности управления являются эффективное и рациональное управление имуществом Талицкого городского округа; учет и контроль за использованием муниципального имущества.

Просит обязать Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на регистрационный учет в едином государственном реестре объекты ЖКХ: имущественные комплексы - очистные сооружения литер А, Б, расположенные по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Пионерский, ул. Быкова, 23; очистные сооружения, литер с 1 по 10, расположенные по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Пионерский, ул. Быкова, 26; башню водонапорную, водопровод, 2 скважины, расположенные по расположенные по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Троицкий, ул. Комарова, 15.

Обязать Управление по регулированию имущественных и земельных отношений ТГО определить в соответствии с законодательством РФ организацию для обслуживания объектов ЖКХ: имущественные комплексы - очистные сооружения литер А, Б, расположенные по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Пионерский, ул. Быкова, 23; очистные сооружения, литер с 1 по 10, расположенные по" адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Пионерский, ул. Быкова, 26; башню водонапорную, водопровод, 2 скважины, расположенные по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Пионерский, ул. Энергетиков, 3 Б, коллекторную насосную станцию и напорный коллектор, расположенные по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Троицкий, ул. Комарова, 15.

В ходе подготовки дела к слушанию, уточнил требования, указав, что в качестве объектов ЖКХ, в отношении которых заявлен иск, просит считать имущественные комплексы - очистные сооружения литер А, Б, расположенные по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Пионерский, ул. Быкова, 23; очистные сооружения, литер с 1 по 10, расположенные по" адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Пионерский, ул. Быкова, 26; башню водонапорную, водопровод, 2 скважины, расположенные по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Пионерский, ул. Электриков 3 Б.

В последующем вновь уточнил требования, указав, что просит обязать Управление по регулированию имущественных и земельных отношений ТГО определить в соответствии с законодательством РФ организацию для обслуживания объектов ЖКХ: очистных сооружений, расположенных по адресу: Свердловская область, пос. Пионерский, ул. Быкова, 23, литер Б, 26 литер с 1 по 14, комплекса водопровода, включающего башню водонапорную литер 5, две скважины, наружные сети водопровода, инженерные сети и коммуникации, литер 2 по ул. Электриков, ул. Молодежная пос. Пионерский в течении трех месяцев со дня вынесения решения.

В судебном заседании пом. прокурора Бушковская Е.В. данное требование поддержала.

В суд от пом. прокурора Бушковской Е.В. поступило ходатайство об отказе от иска в части постановки объектов ЖКХ на регистрационный учет в едином государственном реестре. Отказ от иска в этой части судом принят.

Ответчик иск не признал. В представленном в суд отзыве указал, что по адресу Свердловская область, Талицкий район, п. Пионерский, ул. Быкова литер А в соответствии с кадастровым паспортом находится объект - здание фильтров и вспомогательно - производственных помещений: данный объект передан муниципалитету обществом с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Уральский бекон» на основании договора безвозмездной передачи имущества от 31.05.2007г.

Переход права собственности зарегистрирован не был в связи с тем, что в регистрационную службу был представлен неполный пакет документов (данные документы не представил генеральный директор общества Катугин В.Н.)

В 2009г. Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о понуждении к государственной регистрации перехода права собственности. Согласно решения Арбитражного суда от 17.08.2009г. исковые требования Управления удовлетворены. Исполнительный лист Управлением получен и направлен для исполнения в службу судебных приставов.

Относительно объектов расположенных по адресу: - п. Пионерский, ул. Быкова 23 литер Б, ул. Быкова 26 литеры с I по IVX поясняем, 30.09.2011г. соответствующие пакеты документов переданы в Талицкий отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области для регистрации права собственности за Талицким городским округом.

На объекты, расположенные в п. Пионерский, ул. Электриков, ул. Молодежная (Комплекс водопровода, включающий башню водонапорную, наружные сети водопровода, инженерные сети и коммуникации, приняты по акту приема передачи от 30.03.2009г. от ОАО «МРСК Урала», переход права собственности зарегистрирован в январе 2010г.

Рядом с водонапорной башней, находящейся по адресу п. Пионерский, ул. Электриков, ул. Молодежная расположена скважина, данный объект не был включен в акт приема передачи объектов инженерной инфраструктуры от ОАО «МРСК Урала» в собственность Талицкого городского округа от 30.03.2009г., в связи с чем в адрес акционерного общества направлено письмо с предложением передать скважину в муниципальную собственность Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа в 2011 году дважды на официальном сайте torgi размещало извещение о проведении конкурса на право заключить концессионное соглашение в отношении объектов коммунальной инфраструктуры Талицкого городского округа (очистные сооружения в п. Пионерский, ул. Быкова 23,26) Конкурсы признаны несостоявшимися.

Перечисленные выше объекты переданы ООО «Новые технологии» по договору технического обслуживания № 10 от 03.11.2010г.

Принятие Управлением такого решения принято в рамках целесообразности управления муниципальным имуществом и вызвано практической необходимостью.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в их оперативно- хозяйственную деятельность.

Технологические, экономические и организационные решения, не запрещенные законом не могут являться предметом прокурорского надзора.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

К вопросам местного значения городского округа в силу п.3,п.4 ст. 16 этого же закона относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности поселений может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Иными словами, обслуживание объектов ЖКХ, как таковых очистных сооружений и водоснабжения населения,, не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими. Так, к организации обеспечения коммунальными услугами (водоснабжение. водоотведение) населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.

Как установлено в судебном заседании объекты жилищно-коммунального хозяйства, расположенные в п. Пионерский. Талицкого района, а именно очистные сооружения, по ул. Быкова, 23, литер Б, 26 литер с 1 по 14, комплекс водопровода, включающего башню водонапорную литер 5, две скважины, наружные сети водопровода, инженерные сети и коммуникации, литер 2 по ул. Электриков, ул. Молодежная являются муниципальной собственностью, включены в реестр муниципальной собственности (л.д. 9, 48-62)

В настоящее время обслуживающая организация данных объектов не определена, что ответчиком не оспаривается.

Также в материалы дела представлен договор № 10 на техническое обслуживание объектов ЖКХ от 03 ноября 2010 г. (л.д.21-24). по которому УРИЗО передает исполнителю ООО «Новые технологии» спорные объекты ЖКЖ на обслуживание как муниципальное имущество сроком на один месяц. Данные договор и акт приема- передачи от лица ООО «Новые технологии» не подписан.

Довод ответчика о том, что указанные объекты по договору технического обслуживания передавались ООО «Новые технологии», суд во внимание принять не может. Указанные договор. акт передачи имущества, как указывалось выше, обслуживающей организацией не подписаны. Других письменных доказательств, подтверждающих подписание договора и принятие ООО «Новые технологии» объектов на обслуживание суду не представлено.

Суд находит, что данный договор является не заключенным, правовых последствий не порождает.

То обстоятельство, что ООО «Новые технологии» в настоящее время эксплуатирует эти объекты для оказания коммунальных услуг населению не означает, что на этой организации лежит ответственность за сохранность данных объектов.

В силу ст.1, ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

К факторам среды обитания относятся - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

К вредному воздействию на человека относится воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

Суд учитывает, что коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения являются жизненно необходимыми, социально значимыми услугами при отсутствии оказания любой из этих услуг может возникнуть нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создающее угрозу жизни или здоровью населения п. Пионерский.

Водоснабжение и водоотведение, как публичные услуги, связанные с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере оказания населению коммунальных услуг - а именно его организации, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство коммунальных услуг и их реализацию потребителям, - к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему коммунальных услуг надлежащего качества, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, и тем самым, удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Суд учитывает, что к понятию организации в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения относится, в том числе, и передача объектов инфрастуктуры в обслуживание.

Суд находит не состоятельными доводы ответчика о том, что данные объекты выставлялись на конкурс, но договоры аренды не были заключены по причине отсутствия конкурсантов.

В судебном заседании директор ООО «Новые технологии» пояснил, что он желал подать документы на конкурс, но у него их не приняли.

Суд учитывает, что и в настоящее время данные объекты в установленном законом порядке на обслуживание управляющей либо иной организации не переданы и мер к передаче ответчиком не предпринимается.

Требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

                                                р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа об обязании определить организацию для обслуживания удовлетворить.

Обязать Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа определить организацию для обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства - очистных сооружений, расположенных по адресу : Свердловская область, пос. Пионерский, ул. Быкова, 23 литер Б, ул. Быкова, Свердловская область, пос. Пионерский, 26 литер с 1 по 14, комплекса водопровода, расположенного по адресу Свердловская область, пос. Пионерский. ул. Электриков, ул. Молодежная, включающего в себя башню водонапорную литер 5, две скважины, наружные сети водопровода, инженерные сети и коммуникации, литер 2 в течение трех месяцев ср дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение 10 дней

                                     

       Судья                  подпись                       Г.Ю.Гальберг