Дело № 2-644/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Талица 14 ноября 2011 года Талицкий районный суд Свердловской области в составе судьи Шихалевой Е.Л., с участием помощника прокурора Талицкого района Гребенкина А.В. при секретаре Шимолиной Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Буткинская районная больница №2» об обязании создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и предоставлении сведений об установлении квоты для трудоустройства инвалидов в ГК УСЗН СО « Талицкий центр занятости населения» ежемесячно, установил: Прокурор Талицкого района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к главному врачу МУЗ «Буткинская районная больница №2» Обоскаловой И.А. об обязании трудоустроить в учреждении в счет установленной квоты 3 граждан - инвалидов, мотивируя тем, что Прокуратурой Талицкого района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет выполнения установленной квоты, по результатам рассмотрения установлено, что требования указанного закона администрацей МУЗ «Буткинская районная больница № 2» не выполняются. Согласно штатному расписанию в МУЗ «Буткинская районная больница № 2» предусмотрено 169 штатных единицы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в предприятии трудоустроены 2 гражданина являющихся инвалидами, не выполнена квота по приему на работу 3 человек. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В соответствии со ст. 3 трудового кодекса РФ, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. 31.12.2005) предусмотрено предоставление инвалидам гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно- правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. В соответствии со ст. 21 указанного выше закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). На основании пункта 2.1 статьи 24 работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Таким образом, в нарушении установленных норм Федерального закона от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в счет установленной квоты в МУЗ «Буткинская районная больница № 2» трудоустроено два человека из пяти. Действиями руководства МУЗ «Буткинская районная больница № 2» нарушаются нормы Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, а также ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в результате чего ущемляются права инвалидов на труд, а также права на защиту от безработицы. Просит обязать главного врача МУЗ «Буткинская районная больница №2» трудоустроить в учреждении в счет установленной квоты 3 граждан - инвалидов. От прокурора поступило уточненное исковое заявление, в котором он просит обязать МУЗ « Буткинская районная больница № 2» создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда; обязать предоставлять сведения об установлении квоты для трудоустройства инвалидов в ГК УСЗН СО « Талицкий центр занятости населения» ежемесячно. Представитель ответчика Обоскалова И.А. иск признала. В отзыве указав, что в отношении Буткинской больницы применена квота 3%, что составляет 5 рабочих мест. В прошлые годы квота по трудоустройству инвалидов выполнялась. В 2011 года она не выполнена, в учреждении трудоустроено 2 инвалида. Квота не выполнена, т.к. инвалиды отказываются от предложенной работы в связи с тем, что предложенный характер работы не соответствует их состоянию здоровья. Третье лицо ГК УСЗН СО « Талицкий центр занятости населения» с иском согласились, о чем представили письменный отзыв. В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении иска настаивал, подтвердив изложенные в нем доводы. Представитель ответчика иск признала, указав, что все требования, изложенные в исковом заявлении прокурора ими выполнены добровольно. Создано 5 специальных рабочих мест, о чем подана информация в ГК УСЗН СО « Талицкий центр занятости населения». Представитель третьего лица ГК УСЗН СО « Талицкий центр занятости населения» пояснения ответчика поддержала, указав, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов ответчиком созданы. Сведения об установлении квоты предоставляются ежемесячно. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов. В целях реализации положений федерального законодательства Правительством Свердловской области принято Постановление "Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области" от 31 марта 2005 года N 246-ПП, согласно которому организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. В силу требований ст. 24 указанного закона, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Как усматривается из материалов дела, МУЗ « Буткинская районная больница№2» является юридическим лицом (л.д.9, 10), среднесписочная численность МУЗ « Буткинская районная больница№2» составляет 169 работников. На момент подачи прокурором иска в МУЗ « Буткинская районная больница№2» работало 2 инвалида. Ответчиком не были созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Вместе с тем, в силу вышеприведенных норм размер квоты для приема на работу инвалидов, исходя из среднесписочной численности работников, должен составлять 5 рабочих мест. Судом установлено, что в представляемой МУЗ « Буткинская районная больница№2» в ГК УСЗН СО « Талицкий центр занятости населения» информации о среднесписочной численности работников и размере установленной квоты для трудоустройства инвалидов были поданы сведения о наличии трех вакантных мест для трудоустройства граждан из числа инвалидов. Таким образом, на момент подачи иска ответчиком не были созданы рабочие места для инвалидов в объеме, согласно установленной законом квоте. Иск прокурором заявлялся обосновано. На сегодняшний день ответчиком до постановления решения суда требования, изложенные в иске, выполнены добровольно. Специальные рабочие места, согласно установленной квоты в количестве 5 мест, созданы. В ГК УСЗН СО « Талицкий центр занятости населения» сведения о наличии вакантных мест для трудоустройства граждан из числа инвалидов поданы, что подтверждается приказом от 01.11.2011 года и пояснениями третьего лица. В связи с добровольным исполнением ответчиком исковых требований, суд находит иск прокурора не подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 196-198 ГПК РФ, суд решил: В иске Прокурору Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Буткинская районная больница №2» об обязании создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и предоставлении сведений об установлении квоты для трудоустройства инвалидов в ГК УСЗН СО « Талицкий центр занятости населения» ежемесячно, отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение 10 дней со дня оглашения решения. Судья подпись Шихалева Е.Л.