Дело№2-579/2011 Мотивированное решение составлено 05 декабря 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 ноября 2011 года Талицкий районный суд Свердловской области в составе: судьи Баклановой Н.А. с участием помощника прокурора Сизиковой О.А., при секретаре Мукашевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора Талицкого района в интересах Наконечного В.М. к Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Управлению городского хозяйства города Талица Талицкого городского округа о включении гражданина в единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, у с т а н о в и л: Прокурор Талицкого района Свердловской области обратился в суд в интересах Наконечного В.М. с иском к ответчику Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа о включении гражданина в единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, мотивируя тем, что Наконечный В.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Российской армии, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях в Чеченской республике. В связи с участием в боевых действиях ему выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» 15.02.2005. На основании удостоверения он имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». После получения удостоверения 18.02.2005 Наконечный В.М. обратился к председателю жилищно-бытовой комиссии Администрации города Талица с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании данного заявления, решением жилищно-бытовой комиссии Наконечный В.М. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, однако это было сделано после 01.01.2005, то есть обеспечение заявителя жилым помещением предполагалось за счет средств местного бюджета в порядке общей очереди. Для постановки участника боевых действий Наконечного В.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении требовалось удостоверение установленного образца «Ветеран боевых действий», однако такое удостоверение ему было выдано после 01.01.2005, что не позволило Наконечному В.М. встать на учет до указанной даты. В администрации города Талица до 01.03.2005 существовал один общий список граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в котором состояли ветераны боевых действий, а также граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями по другим основаниям. В связи с вступлением в силу Жилищного кодекса РФ 01.01.2005 Администрацией города Талица граждане, состоящие в общей очереди, были распределены в первоочередной список (ветераны боевых действий) и общий список (иные основания), при этом Наконечный В.М. был включен в очередь на обеспечение жилым помещением в список граждан по общим основаниям за счет средств местного бюджета. В настоящее время Единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляется Управлением топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа. Просит обязать Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа включить Наконечного В.М. в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 января 2005 года. Определением Талицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено Управление городского хозяйства города Талица Талицкого городского округа к участию в деле в качестве соответчика. Прокурор, истец в судебном заседании на удовлетворении требования настаивали. Представители ответчиков, третьего лица отдела военного комиссариата Свердловской области по Талицкому и Тугулымскому районам в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.109,113,114), просят рассмотреть дело без участия представителей, в суд представлены письменные отзывы, с иском не согласны (л.д.36-37,39-41,115). Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 года за №4328-1 и в соответствии с Федеральным законом «О распространении действия Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике» за №75-ФЗ от 16 мая 1995 года военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике предоставляется жилая площадь в первоочередном порядке. В соответствии с ст.33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. В соответствии с ст.3 ФЗ «О ветеранах» за №5-ФЗ от 12 января 1995 года (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2002 года за №158-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2004 года) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп.1.п.1 ст.3). К территориям и периодам ведения боевых действий указанным Законом отнесены, в том числе, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года. В соответствии с пп.3 п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей на 01.01.2004 года, ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий предоставляется право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. В соответствии с пп.3 п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года за №199-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года за №199-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области № 357-ПП от 28 апреля 2006 года «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до 1 января 2005 года» формирование списков принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года ветеранов и инвалидов поручено органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Как установлено в судебном заседании, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, что подтверждается копией военного билета (л.д.7-9). 14 декабря 2004 года истец обратился с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий на имя начальника ГУВД Свердловской области В., что подтверждается копией указанного заявления (л.д.110-111). 15 февраля 2005 года истец получил удостоверение, подтверждающее его право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.21). 18 февраля 2005 года истец обратился с заявлением на имя председателя жилищно-бытовой комиссии Т. администрации города Талица о принятии его на учет для получения жилой площади (л.д.22). Как пояснял истец в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, в конце 2004 года при его обращении по поводу постановки на учет на получение жилья в администрацию города к Т., она дала ему бланк заявления, перечень необходимых документов и сказала, что когда он получит удостоверение, тогда с ним и с необходимыми документами придет, она поставит его на очередь как ветерана, до 01.03.2005 года он успевает. Заявление о принятии его на учет на получение жилья он написал в декабре 2004 года без указания даты. В феврале 2005 года после получения удостоверения ветерана, он представил необходимые документы Т., которая сказала, что он успел, поставлен в список ветеранов, т.к. Жилищный кодекс вступает в силу с 01.03.2005 года, номер его очереди 40. Каждый год он узнавал, двигается ли его очередь. Раньше Списки были вывешены в коридоре администрации города, он видел себя в списке ветеранов. Потом списков не стало, вместо Т. стала работать Л., которая сказала, что истец в другом списке. Раньше об этом ему никто не говорил (л.д.59-61). Как следует из показаний свидетеля С., сослуживца истца, он получил удостоверение ветерана боевых действий 30 октября 2004 года. Бланков удостоверений было недостаточно и их выдавали по мере поступления. Он получил удостоверение через месяц после обращения с заявлением о выдаче, а некоторые получали через полгода. Истец в то время работал по вахтам, в городе его не было. В декабре 2004 года они с истцом ходили в Талицкий ОВД, где истец написал заявление на выдачу удостоверения. После этого, в тот же день они с истцом ходили к Т. в администрацию города, чтобы истец написал заявление на очередь на получение жилья. Свидетель ходил вместе с истцом, потому что он уже обращался за удостоверением в ОВД, состоял на очереди на жилье с 2001 года и знал, в какие кабинеты следует обращаться. В кабинете Т. истец написал заявление на жилье, но без даты. Т. назвала истцу перечень документов, которые надо принести и сказала, что документы он должен принести когда у него будет удостоверение единого образца, до 01.03.2005 года он успевает. В феврале 2005 года Т. позвонила истцу, сказала, что нужно срочно принести документы, до 01.03.2005 года он успевает. Раньше свидетель и истец состояли в одной очереди на жилье, а потом обнаружилось, что истец состоит в другой очереди (л.д.60-61). Как пояснила в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель Т., с 2000-го по 2008-й год она работала в Управлении городского хозяйства г.Талица специалистом первой категории. В ее обязанности, в том числе, входила постановка на учет граждан, нуждающихся в жилье, в том числе, ветеранов боевых действий. До 2004 года ветераны боевых действий ставились на очередь на получение жилья без удостоверений, они приносили справки из военкомата. После выхода федеральной программы о строительстве жилья стали требовать удостоверения. Многие не могли получить удостоверение вовремя. В декабре 2004 года она не могла взять у истца заявление о принятии его на очередь на получение жилья, поскольку удостоверения ветерана боевых действий у него не было. Истец получил удостоверение в феврале 2005 года и поставлен на учет в феврале. Возможно, он и обращался в декабре, но на учет с декабря она его поставить не могла, это возможно только после получения удостоверения (л.д.107-108). Как установлено в судебном заседании, в Талицком городском округе сформирован единый список по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Учитывая, что единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года за №763, вступившим в законную силу с 02.01.2004 года, которым было поручено федеральным органам исполнительной власти обеспечить изготовление бланков удостоверений и выдачу удостоверений, истец не имел возможности получить указанное удостоверение в день признания его «ветераном боевых действий», то есть 01.01.2004 года. Однако данным статусом он стал обладать с этого дня. Суд считает, что право на получение жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах» возникло у истца с 01.01.2004 года. Нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения сторонами не оспаривается. То обстоятельство, что истец не был поставлен на учет на получение жилья при его обращении в декабре 2004 года по тем основаниям, что у него отсутствовало удостоверение ветерана боевых действий, свидетельствует о нарушении прав истца как гражданина. Как пояснил истец суду, в декабре 2004 года ему не разъяснили, что он мог встать на учет нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях, а не как ветеран. Специалистом администрации города Талица истцу было разъяснено, что он может быть поставлен на учет после получения удостоверения, до 01.03.2005 года он успевает, будет поставлен в список ветеранов. В соответствии с ст.28 ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. Реализация мер социальной поддержки ветеранов в виде обеспечения жильем означает реальное обеспечение жильем. Реализация мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем в отношении истца ранее 01.01.2005 года не наступила. Доводы ответчиков, что истец не может состоять в спорном списке на предоставление жилья, суд находит несостоятельными. Истец имел право на первоочередное получение жилья на основании Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 года за №4328-1, Федерального закона «О распространении действия Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике» за №75-ФЗ от 16 мая 1995 года как военнослужащий, выполнявший задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике. С 01.01.2004 года истец приобрел право на получение муниципального государственного и жилья на основании Федерального закона «О ветеранах» как ветеран боевых действий. В общий список граждан льготных категорий, истец не включен по той причине, что удостоверение ветерана получил позднее 01.01.2005 года. Общий список граждан, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета был составлен исходя из имеющейся очередности указанных категорий граждан по месту их жительства. В Список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, были включены нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, состоящие ранее на учету по месту их жительства по тем же основаниям, по каким они ранее были признаны имеющими право на льготное получение жилья. Таким образом, право истца состоять в Списке на получение жилья на льготных условиях не может зависеть от даты получения им удостоверения ветерана боевых действий. Право нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, на получение жилья за счет средств федерального бюджета возникло одинаково для всех указанных категорий с 01.01.2005 года. В отношении ветеранов боевых действий оно возникло с введением ст.23.2 ФЗ «О ветеранах». При указанных обстоятельствах, требование истца о включении его в единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов подлежит удовлетворению. В соответствии с жилищным законодательством ответственность за достоверность учета нуждающихся в улучшении жилищных условий несут органы местного самоуправления. Согласно Положению об Управлении топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (л.д.42-47), к полномочиям Управления относится, в том числе, учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном законом Свердловской области порядке, учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.3.33). Следовательно, надлежащим ответчиком по заявленному требованию является Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа. Руководствуясь ст.ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л Исковые требования прокурора Талицкого района в интересах Наконечного В.М. к Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Управлению городского хозяйства города Талица Талицкого городского округа о включении гражданина в единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов удовлетворить. Обязать Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа включить Наконечного В.М. в Список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд. Судья Бакланова Н.А.