Гражданское дело № 2-88/2011. Решение от 15.03.2011 по иску о признании договора купли-продажи состоявщимся, признании права собственности.



дело № 2-88/2011                                            

                          

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2011 года

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Анохина С.П.,

при секретаре Бийской Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ведерниковой Т. Д. к Ковалевичу Г. Н., Управлению по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа о признании договоров купли-продажи земельного участка от 05.02.2001 и 01.08.2009 состоявшимися, признании права собственности на земельный участок площадью        250 кв.м в коллективном саду «<данные изъяты>»,

    установил:

Ведерникова Т.Д. обратилась с иском к Ковалевичу Г.Н., Управлению по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа, просила признать договоры от 05.02.2001 и 01.08.2009 купли-продажи земельного участка площадью 250 кв.м в коллективном саду «<данные изъяты>» состоявшимися, и признать право собственности на этот земельный участок.

В обоснование своих требований Ведерникова Т.Д. указала, что 05.02.2001 Ковалевич Г.Н. приобрел по договору купли-продажи у ФИО1 земельный участок площадью 250 кв.м в коллективном саду «<данные изъяты>», расположенном на участке в г. Талица Свердловской области. Второй земельный участок площадью 250 кв.м в коллективном саду «<данные изъяты>» Ковалевичем Г.Н. был приобретен у ФИО6

По утверждению Ведерниковой Т.Д., 01.08.2009 она приобрела у Ковалевича Г.Н. именно эти два земельных участка общей площадью в 500 кв.м, которые ранее он (Ковалевич Г.Н.) приобрел у ФИО1 и ФИО6

Позднее она в учреждении юстиции право собственности на земельный участок, приобретенный ранее Ковалевичем у Стахеевой и проданный ей (истцу), зарегистрировала.

Однако оформить и зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, приобретенный Ковалевичем Г.Н. у      ФИО1, и проданный ей, не может, так как         ФИО1, владевшая этим земельным участком на праве собственности, умерла.

В связи с этим, просила признать договоры от 05.02.2001 и 01.08.2009 (между ФИО1 и Ковалевичем Г.Н. и между Ковалевичем Г.Н. и ею - Ведерниковой Т.Д.) купли-продажи земельного участка площадью 250 кв.м в коллективном саду «<данные изъяты>» состоявшимися, и признать право собственности на этот земельный участок.

В судебном заседании при рассмотрении гражданского дела истец настаивала на своих требованиях.

Представитель УРИЗО ТГО в суд на рассмотрение дела не прибыл, был уведомлен о времени и дате рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 30).

Из отзыва заместителя начальника УРИЗО ТГО Чурмановой Т.А. на требования истца следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью 250 кв.м в коллективном саду «<данные изъяты>» принадлежит на праве собственности ФИО1, которая умерла, но имеет наследников - дочь и две внучки, которые проживают в г. Талица (л.д. 20).

Ковалевич Г.Н. иск признал, однако признание иска ответчиком, как противоречащее закону, принято судом не было. Ковалевич Г.Н., отвечая на вопросы суда, пояснил, что он приобрел два земельных участка в коллективном саду «<данные изъяты>» у ФИО1 и ФИО6, оба участка по 250 кв.м. В обоих случаях между ним и продавцами были составлены договоры купли-продажи, определена цена, переданы деньги. Однако свое право на земельные участки он в учреждении юстиции не зарегистрировал. 01.08.2009 у него эти два участка приобрела Ведерникова Т.Д. Между собой они (Ковалевич и Ведерникова) также, как и ранее с ФИО1 и Сахеевой, составили договоры купли-продажи земельных участков, в которых отразили все необходимые условия, после чего ему покупателем были переданы деньги. Договоры купли-продажи земельных участков он не оспаривает, считает, что они (договоры) были исполнены сторонами по всем существенным условиям.

Заслушав истца, ответчика Ковалевича Г.Н., изучив материалы дела, нахожу требования Ведерниковой Т.Д. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 218Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Статьей 164 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 данного Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу пункта 1 статьи 432ГК Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ковалевич Г.Н. 05.02.2001 по договору купли-продажи приобрел у ФИО1 земельный участок площадью 250 кв.м в коллективном саду «<данные изъяты>» за 1500 рублей (л.д. 6).

Пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 Кодекса. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.

Однако Ковалевич Г.Н., после приобретения земельного участка у ФИО1, не произвел государственную регистрацию приобретенного объекта недвижимости, не зарегистрировал свое право собственности, следовательно, не вправе был распоряжаться полученным им во владение по договору купли-продажи от ФИО1 земельным участком, но вместе с тем, 01.08.2009 заключил договор купли-продажи и продал приобретенный им ранее у ФИО1 земельный участок в коллективном саду «<данные изъяты>» площадью 500 кв.м за 25000 рублей Ведерниковой Т.Д. (л.д. 5).

01.03.2010, на основании договора купли-продажи от 02.02.2010 за Ведерниковой Т.Д. было в учреждении юстиции зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью в 250 кв.м. с местоположением его в коллективном саду «<данные изъяты>» в Талицком районе (л.д. 7).

Согласно свидетельству о праве собственности на землю, ФИО1 на праве собственности владела земельным участком площадью 250 кв.м (л.д. 8). Данное обстоятельство подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка, где указано месторасположение земельного участка - коллективный сад <данные изъяты> Талицком районе (л.д. 9-11).

Установлено, что ФИО1 умерла 31.01.2005.

Из ответа нотариуса <данные изъяты>      ФИО8 на запрос суда следует, что после смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело по заявлению дочери ФИО2, ей же было выдано ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о праве на наследство на <адрес> по пе<адрес> в г. Талице (л.д. 28).

Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (пункт 2 статьи 1152 ГК РФ).

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1 статьи 1153 ГК РФ).

На основании статей 58, 1110 и 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.

Из материалов дела следует и установлено судом, что между Ковалевичем и ФИО1 05.02.2001 достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора купли-продажи земельного участка. Обязательства по сделке сторонами исполнены: денежные средства переданы Ковалевичем продавцу в полном объеме, претензий друг к другу стороны не имели. Ни одна из сторон от государственной регистрации сделки не уклонялась, однако сама регистрация сделки между Ковалевичем и ФИО1 не была произведена.

Поэтому Ковалевич, как покупатель у ФИО1 недвижимого имущества (земельного участка), которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, при условии исполнения всех условий договора сторонами вправе был обратиться с требованиями о государственной регистрации перехода права собственности на это имущество к наследнику продавца в случае смерти последнего, но этого не сделал, в то же время не вправе был распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохранялось за продавцом, то есть ФИО1.

Следовательно, после смерти ФИО1, выразившей свою волю на отчуждение спорного имущества, но умершей до государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок, обязанности по договору купли-продажи спорного земельного участка перешли к ее дочери - ФИО2, получившей свидетельство о праве на наследство.

Вместе с тем, отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество по договорам купли-продажи земельного участка от 05.02.2001 и 01.08.2009 от продавцов (ФИО1 и Ковалевича) к покупателям (Ковалевичу и Ведерниковой) не является основанием для признания недействительным договоров продажи недвижимости, заключенных между этими покупателями и продавцами, поэтому оснований признавать их состоявшимися у суда оснований нет, боле того, данные договора никто не оспаривает.

На основании изложенного суд полагает, что Ведерникова Т.Д. вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок, который был продан ей Ковалевичем Г.Н. лишь после того, как он - покупатель недвижимого имущества у ФИО1, реализует свое право и обратится с иском о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам продавца этого земельного участка, то есть ФИО2.

На основании изложенного, суд не может признать за Ведерниковой Т.Д. право собственности на земельный участок, который она приобрела у Ковалевича Г.Н.

Руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В иске Ведерниковой Т. Д. отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 21.03.2011.

              

    Судья подпись Анохин С.П.