дело №2-175/2011 РЕШЕНИЕ от 29.04.2011г. о восстановлении в списке на жилое помещение



Гр. дело № 2-175/2011 Мотивированное решение изготовлено        04 мая 2011 года                                Р Е Ш Е Н И Е                                                                                  ИМЕНЕМ        РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2011 года                                                                                                   г.Талица                                                                                                               

Талицкий районный суд Свердловской области

в составе судьи Гальберг Г.Ю.,

при секретаре Пономаревой М.М..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению          Солохина С.Ф. к Управлению городского хозяйства г. Талица, Управлению топливно-энергетическом комплексом, жилищно - коммунальным хозяйством и строительства Талицкого городского округа о признании постановления незаконным, восстановлении во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилом помещении.

                                 

         у с т а н о в и л :

Солохин С.Ф. обратился в суд с иском к Управлению городского хозяйства г.Талица, Управлению топливно-энергетическим комплексом, жилищно-коммунального хозяйства и строительства ТГО о признании постановления незаконным, восстановлении во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Свои требования мотивирует тем, что он с 1975 года проходил службу в Вооруженных силах СССР, а с 1991 года - в Вооруженных силах РФ. В 2001 году уволен из Вооруженных сил России в запас по состоянию здоровья. Статья 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года №76-ФЗ гарантирует ему и членам его семьи правовую и социальную защиту.

В августе 1996 года истец прибыл на службу в Военный комиссариат Талицкого района Свердловской области на должность начальника 4-го отделения. Ему и членам его семьи была предоставлена комната в общежитии Талицкого лесотехнического техникума по адресу: <адрес>. В 1999 году специалист администрации города Талица по жилищным вопросам поставила его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и он был внесен во внеочередной список, который утвержден начальником Управления городского хозяйства г. Талица ДД.ММ.ГГГГ, состоял в очереди под .

В мае 2001 года он был уволен из Вооруженных сил России в запас по состоянию здоровья. При увольнении в запас Управлением кадров Военного комиссариата Свердловской области ему было выдано удостоверение на право пользования льготами, предусмотренными Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также выдана справка о том, что при увольнении из Вооруженных сил Российской Федерации ему не выдавался государственный жилищный сертификат.

Постановлением Управления ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 9 июля 2010 года Солохин С.Ф. снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Принимая такое постановление, Управление ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа руководствовалось п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. В своем постановлении Управление указывает на тот факт, что он изначально, при постановке на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, не предоставил им необходимый пакет документов, а в последующем предоставил документы со сведениями, не соответствующими действительности и т.п. Данное постановление первый и последний раз истец получил по почте в августе 2010 года, но в письме Управления ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 10 августа 2010 года было указано на то, что его отправляют повторно.

На протяжении одиннадцати лет муниципалитет не выполнял требования ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». Прежде чем уволиться в запас в 2001 году из Вооруженных сил России в звании подполковника, истец прошел полное медицинское обследование. Только на основании заключения медицинской комиссии областным руководством было принято решение о его увольнении из Вооруженных сил РФ в запас по состоянию его здоровья. Но при увольнении из Вооруженных сил РФ в запас по состоянию здоровья, истец не утратил право на социальную защиту, в частности на получение жилья в муниципалитете по месту последнего прохождения военной службы.

Как указывает закон, все расходы по обеспечению его жильем несет федеральный бюджет, но этому должна предшествовать соответствующая деятельность муниципалитета. Однако постановлением Управления ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, он был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и он и члены его семьи лишены возможности получения жилого помещения.

Просит признать постановление Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа от 9 июля 2010 года незаконным и восстановить его во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилом помещении, вставших на учет до 1 января 2005 года, с момента первого обращения, то есть с 31 мая 1999 года.

Ответчики иск не признали.

Представитель Управления топливно-энергетическом комплексом, жилищно - коммунальным хозяйством и строительства Талицкого городского округа (УТЭК ТГО) по доверенности Бжитская О.Л. иск не признала, в своем отзыве указала, что Солохин С.Ф. был принят на учет граждан в качестве нуждающихся улучшении жилищных условий 31.05.1999 года, согласно протоколу жилищной комиссии администрации г. Талицы (в то время он сам являлся членом этой комиссии). Основанием его постановки на учет являлось проживание его в общежитии. Однако документы за период 1999г. по 2001г. в его учетном деле отсутствуют.

Единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы установлен в Правилах учета данных категорий граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003г. , от 14.11.2007г. )

Согласно п.7 части 2 «Правил учета» основанием признания избранного постоянного места жительства после увольнения граждан с военной службы является приказ об увольнении в запас или в отставку.

Исходя из документов, имеющихся в деле Солохина С.Ф.: копии выписки из Приказа командующего войсками Краснознаменного Уральского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном увольнении с военной службы, копии выписки из Приказа военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из списков личного состава, (предоставленных им только в июле 2009 года), видно, что при увольнении с военной службы Солохиным С.Ф. было избрано постоянное место жительства - Октябрьский район г. Екатеринбурга. По документам дела также видно, что гр. Солохин С.Ф. в 2002 году обращался в органы местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства (г. Екатеринбург), сам он этого не отрицает. Сведений о результатах его обращения нет.

В январе 2010г. от имени главы Талицкого городского округа сделан запрос на имя главы администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга об имеющейся у них информации по обращению гр. Солохина С.Ф. о постановке его на учет на получение жилого помещения или улучшения жилищных условий по избранному постоянному им месту жительства в период с 2001г. по 2002г. Сведения о принятии гр. Солохиным С.Ф. решения о смене избранного постоянного места жительства в деле также нет.

При увольнении военнослужащих документы, необходимые для постановки на очередь, согласно перечню, указанному в п. 17 Правил, вместе с оригиналом удостоверения на право пользования льготами (по форме согласно приложению к «Правилам»), должны были быть направлены Командиром (начальником) военной части в военный комиссариат по избранному постоянному месту жительства. Военные комиссариаты, проверив наличие всех необходимых документов и их подлинность, направляют их в органы местного самоуправления.

Согласно п.20 части 3 Правил, в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела должны высылаться по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

При проверке учетного дела в июле-августе 2009 (после устного обращения гр. Солохина С.Ф.), в нем отсутствовали основные документы, необходимые для постановки на очередь на получение жилых помещений в качестве гражданина, уволенного с военной службы,причем все документы находились на руках у гр. Солохина С.Ф. Таким образом, порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку не был соблюден изначально. В 1999 г. гр. Солохин С.Ф. еще не был уволен с военной службы и состоял на учете граждан в качестве нуждающихся улучшении жилищных условий по г. Талица, а не как военнослужащий, подлежащий увольнению и избравший местом для постоянного проживания - г. Талицу.

По запросу Управлении ТЭК, ЖКХ и СТ Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ из Талицкого отдела УФРС была предоставлена выписка из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества. Из данной выписки видно, что, находясь на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, гр. Солохин С.Ф. в 2003 году стал собственником жилого помещения, не уведомив об этом орган местного самоуправления, а в 2007 году совершил сделку по продаже данного жилого помещения своей родственнице (сестре жены). Только после продажи квартиры он оформил договор найма с собственником жилого помещения и предоставил его в учетное дело. Данный факт явился обстоятельством, служащим основанием для принятия решения о снятии гражданина, состоящего на учете граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вопрос об этом был рассмотрен на заседании жилищной комиссии при УТЭК, ЖКХ и Ст и по результатам работы комиссии начальником управления издано постановление о снятии Солохина С.Ф. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

В едином списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ Солохин С.Ф. никогда не состоял.

Исходя из всего вышесказанного, Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа считает, что исковые требования гр. Солохина С.Ф. удовлетворению не подлежат.

Представитель Управления городского хозяйства г. Талица (УГХ г. Талица) по доверенности Ляпина Н.П. иск не признала, в судебном заседании пояснила, что поддерживает позицию представителя УТЭК.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Свердловской области по доверенности Сизикова И.И. иск поддержала, в своем отзыве указала, что Солохин С.Ф., <данные изъяты> года рождения, исключен из списков части 06 сентября 2001 года.

Перед увольнением с военной службы военным комиссаром подполковником З. была проведена беседа с Солохина С.Ф., в ходе которой установлено, что Солохин С.Ф. с расчетом выслуги лет ознакомлен, согласен, жильем не обеспечен, согласен на получение жилищного сертификата после увольнения с военной службы.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ статьей 15 государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на приобретение в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации

В соответствии с п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации № 1054 от 06.09.1998г. «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и Приказом Министра обороны РФ № 517 от 21.11.1998г. для постановки на учет военнослужащие при исключении из списков личного состава части перед увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного им и (Постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь напредоставление или улучшение жилищных условий.

В 1999 году Солохин С.Ф. был поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении. При постановке на учет у администрации г. Талица вопросов по предоставлению необходимого пакета документов не возникло, также в случаепредоставления не полного или не соответствующего пакета документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не отменяет право Солохина С.Ф. на получение жилого помещения.

Также указала, что Солохин С.Ф. о смене избранного при увольнении в запас места жительства не сообщал, жилым помещением не обеспечивался, учетное дело в Октябрьском районе г. Екатеринбурга не формировалось и на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения не состоит.

         Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части.

В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года за № 153 право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учете качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года (пп. «г» п.5).

          В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

          Как установлено в судебном заседании, истец ДД.ММ.ГГГГ был уволен из Вооруженных сил России в запас по состоянию здоровья и направлен для принятия на учет в военный комиссариат Талицкого района до получения жилья по избранному постоянному месту жительства в Октябрьском районе г. Екатеринбурга. Выслуга истца в Вооруженных силах составляет 25 лет 10 месяцев. После увольнения истец избрал местом своего постоянного проживания Октябрьский район г. Екатеринбурга, однако там не проживал и не был зарегистрирован по месту постоянного жительства. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. На момент увольнения истец с мая 1999 года состоял в очереди на улучшение жилищных условий по последнему месту службы в Талицком райвоенкомате в органах местного самоуправления в управлении городского хозяйства г. Талица.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются выпиской из приказа военного комиссара Талицкого района от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что подполковника Солохина С.Ф., досрочно уволенного с военной службы с зачислением в запас, исключить из списков личного состава военного комиссариата Талицкого района всех видов обеспечения и направить на воинский учет в военный комиссариат Талицкого района до получения жилья по избранному постоянному месту жительства в Октябрьском районе г. Екатеринбург (л.д. 7, 30).

Из справки Екатеринбургской квартирно-эксплуатационной части района следует, что Солохин СМ.Ф. проходил службу в ВК г. Серова, Талица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и жилой площадью от Министерства обороны в указанный период не обеспечивался, жилищный сертификат не получал, индивидуальная карточка не заводилась, проживал при в/части (л.д. 9)..

Из справки Военного комиссариата Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что Солохин С.Ф. жилой площадью от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался (л.д.11). Из удостоверения на право пользования льготами от ДД.ММ.ГГГГ следует, что подполковник Солохин С.Ф. уволен в запас по статье 51 пункту 3 подпункту «б» в связи с признанием его ВКК ограниченно годным к военной службе и имеет право на льготы предусмотренные Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих, законом Российской Федерации «О ветеранах» (л.д. 12, 34).

Из справки военного комиссара Талицкого и Тугулымского районов следует, что Солохин С.Ф. за время прохождения военной службы сертификатом и субсидией на приобретение жилья не обеспечивался (л.д. 13).

Из выписки Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на движимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Управлении государственной регистрации недвижимости по г. Екатеринбургу за субъектом права Солохиным С.Ф. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ записи о праве собственности отсутствуют (л.д. 37). Также в материалы дела представлены выписки и сообщения указанного органа и его правопреемников на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51), на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54-56), из которых следует, что в регистрирующем органе сведения о регистрации прав на недвижимое имущество Солохина С,Ф, и членов его семьи жены С.И,А.. сына С.М.С. отсутствуют.

Из договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между наймодателем Т., и нанимателем Солохиным С.Ф. следует, что наймодатель передает на срок в три года в пользование жилое помещение, находящееся по адресу <адрес>(л.д. 48-50)

Постановлением начальника Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ « О снятии Солохина С.Ф. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» истец снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании решения жилищной комиссии УТЭК от 25.06.2010 года, рассмотревшей документы учетного дела: выписку из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ , договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 4).

Из сообщения Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ исходящий на имя Солохина С.Ф. следует, что после проведения ежегодной проверки наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии граждан с учета документы учетного дела Солохина С.Ф. были рассмотрены на заседании жилищной комиссии Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ

При проведении проверки был сделан запрос в Талицкий отдел УФРС по Свердловской области и выявлено, что истец стоя на учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, сначала улучшили свои жилищные условия в апреле 2003 года путем приобретения в собственность жилого помещения, не предоставив данные сведения в орган местного самоуправления, принявший его на учет, а затем ДД.ММ.ГГГГ произвели отчуждение принадлежащего на праве собственности жилого помещения и ДД.ММ.ГГГГ заключили договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> новым собственником жилого помещения, тем самым намеренно ухудшив свои жилищные условия. Кроме этого, в учетном деле Солохина С.Ф. вообще отсутствуют документы, которые должны были послужить основанием для принятия на жилищный учет в 1999 году: отсутствует заявление о принятии на учет, акт обследования жилищных условий от 1999 года и другие документы. Все документы, находящиеся в деле датированы 2001 годом и позже. Комиссия расценила данные действия как выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности, и пришла к выводу, что предоставленные Солохиным С.Ф. сведения недостоверны и неполны, что послужило основанием для принятия решения о снятии Солохина с учета в соответствии с п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ (л.д.5).

В силу п.6 ч.1. ч.2 ст.56 ЖК Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В силу п.8 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года за «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами один раз.

В силу пунктов 14-18 указанного Постановления решение об избрании постоянного места жительства принимает военнослужащий в период его увольнения, органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.

Суд учитывает, что на момент увольнения из Вооруженных Сил в 2001 году истец проживал в г. Талица и состоял на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Как следует из письма начальник УТЭК А(л.д.67) от ДД.ММ.ГГГГ , истец согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии администрации г. Талица от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из письма начальника Управления городского хозяйства г. Талица С. (л.д. 73) на имя военного комиссара Ш. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Солохин С.Ф. действительно состоит в списках очередников на улучшение и получение жилищных условий в первоочередном списке под с ДД.ММ.ГГГГ по статусу военнослужащего. Состав семьи 3 человека. В учетном деле находятся все соответствующие документы для признания Солохина С.Ф. нуждающимся в получении и улучшении жилищных условий.

В первоочередном списке на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном начальником Управления городского хозяйства города Талица М. (л.д. 74-76), Солохин значится под статус РВК, адрес Фрунзе 26-22. состав семьи 3 человека. Год постановки на учет 1999.

Из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58) следует, что правообладателями квартиры <адрес> были С.Н.К., вид права: не задано, запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; Солохина С.Ф., вид права - собственность, запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; Т., вид права - собственность, запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Данный документ не свидетельствует о том, что на момент постановки на учет истцом в 1999 году были представлены сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием принятия на учет, а также не свидетельствует о неправомерных действиях должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В силу п.13 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76- "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Доводы представителя УТЭК Бжитской О.Л. о том, что поскольку после увольнения в запас Солохин С.Ф. избрал местом жительства Октябрьский район г. Екатеринбурга, и в последующем его не менял, то он не имеет права состоять в списках нуждающихся на улучшение жилищных условий в Талицком районе, суд во внимание принять не может.

Как следует из представленного ответа Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга Солохин С.Ф. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга не состоит, с заявлением о постановке на учет нуждающихся не обращался (л.д. 65).

Суд учитывает, что хотя на момент увольнения в запас Солохин С.Ф. избрал постоянным местом жительства г. Екатеринбург, однако там не зарегистрирован и не проживает, предоставленными льготами не воспользовался. На момент увольнения в запас истец проживал в г. Талица и состоял на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жильем на момент увольнения обеспечен не был, поэтому не мог быть исключен, из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы без его согласия.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление нельзя признать законным, нарушенное право подлежит восстановлению.

Требования в этой части подлежат удовлетворению.

Рассматривая требование о восстановлении истца во внеочередном списке, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, до снятия с учета истец состоял в первоочередном списке.

В соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период постановки истца на учет в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

В силу ст. 37 этого кодекса, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам:

1) жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали;

Ст. 36 ЖК РСФСР предусматривала категории граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений. Также в данной норме предусматривалось, что законодательством Союза ССР и РСФСР право первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлено и другим категориям граждан.

В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.2 данной нормы военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Суд учитывает, что по прибытии на службу в Талицкий райвоенкомат Солохин С.Ф., как он сам пояснил суду, был обеспечен жилым помещением - комнатой в общежитии, к категориям граждан, предусмотренным ст. 37 ЖК РСФСР, он не относится, поэтому права на внеочередное обеспечение жилым помещением у него не возникло, требование о восстановлении его во внеочередном списке не основано на нормах права.

Суд учитывает, что Солохин С.Ф. как военнослужащий состоял на учете в первоочередном списке.

Также суд учитывает, что в силу п.2.1. этой же статьи обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Указанный выбор Солохиным С.Ф. еще не сделан.

Суд находит, что восстановление нарушенного права возможно путем восстановления очередности истца в прежнем списке, то есть первоочередном.

Согласно ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Суд учитывает, что данное заявление содержит спор о праве на жилище, рассмотрено судом в порядке искового производства. Истец пояснял суду, что в предусмотренный ст. 256 ГПК РФ срок для защиты своего права он не мог обратиться в суд по причине своего слабого здоровья. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями его жены С.И, которая в судебном заседании пояснила суду, что после получения оспариваемого постановления истец долго болел. Суд находит, что срок обращения за защитой своего нарушенного права истцом не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

                                                     р е ш и л:

Исковое заявление Солохина С.Ф. к Управлению городского хозяйства г. Талица, Управлению топливно-энергетическом комплексом, жилищно - коммунальным хозяйством и строительства Талицкого городского округа о признании постановления незаконным, восстановлении во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилом помещении удовлетворить в части.

Постановление Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа от 9 июля 2010 года признать незаконным и обязать Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Солохина С.Ф. путем восстановления его в первоочередном списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение 10 дней

                                     

                           Судья                      подпись                                          Г.Ю.Гальберг