Гражданское дело № 2-89/2012 Решение от 21.03.2012 по иску о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



      Дело № 2-89 /2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ        РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2012 года     г. Талица

Талицкий районный суд Свердловской области

судья Шихалева Е.Л.

при секретаре Шимолиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дюкова В.В. к Управлению топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа об обязании восстановить допущенное нарушение права на жилище, признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановке на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к Управлению топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа (Управление ТЭК, ЖКХ и СТ ТГО) об обязании восстановить допущенное нарушение права на жилище, признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановке на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя тем, что является ветераном боевых действий, т.к. выполнял задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Согласно ст.16 ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной защиты ветерана боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

В настоящее время обстоятельства сложились так, что собственного жилья истец не имеет, членом семьи собственника жилого помещения, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в Управление ТЭК, ЖКХ и СТ ТГО о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Действия должностных лиц Управления ТЭК, ЖКХ и СТ ТГО считает неправомерными, нарушающими его права по следующим обстоятельствам.

Документы о принятии на учет были поданы истцом специалисту Администрации г.Талица ФИО4, однако расписка в получении данных документов ему не была предоставлена.

Решение об отказе в принятии на учет было принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет ДД.ММ.ГГГГ, о чем было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, о вынесении данного постановления истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ из телефонного разговора со специалистом ФИО4, которая пояснила, что основанием для отказа в постановке на учет является отсутствие постоянной регистрации.

Заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подается по месту жительства гражданина. Согласно п.1 ст.20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства. Основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет является формальный признак-регистрация гражданина по месту жительства. Документами, подтверждающими адрес места жительства гражданина РФ, являются документ, удостоверяющий личность физического лица. Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ граждане могут подать заявление о принятии их на учет и не по месту жительства.

При рассмотрении поданного истцом заявления должностными лицами не учитывалось, что он родился и в настоящее время проживает в Талицком районе, имеет постоянную работу, регистрацию по месту жительства на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцом у ответчика истребовано уведомление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в котором сделана ссылка на п.2 ч.1 ст.54 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 188-ФЗ РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях), а в сопроводительном документе было указано, что результаты расчета моего имущественного положения свидетельствует о том, что истец самостоятельно без участия муниципального образования в состоянии обеспечить себя жилым помещением, считает, что все расчеты были проведены формально, не соответствуют сложившимся обстоятельствам.

Действующее законодательство предусматривает одним из оснований для предоставления жилого помещения гражданам отсутствие какого-либо права пользования или права собственности на жилое помещение у лица и членов его семьи. В п.1 ч.1 ст.54 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ ЖК РФ указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

При вынесении решения об отказе в принятии на учет не рассматривались обстоятельства, что после расторжения брака я добровольно выплачиваю алименты по соглашению со своей бывшей супругой на содержание двух несовершеннолетних детей, что состою на должности участкового уполномоченного полиции ММО МВД России «Талицкий».

Ст.9 ФЗ от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» гарантировано, что в случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения специализированного жилищного фонда территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда в течение 6 месяцев со дня вступления в указанную должность.

Истец считает решение должностных Управления ТЭК, ЖКХ и СТ ТГО незаконным, не обоснованным, лишающим его права на жилище.

Просит обязать должностных лиц Управления ТЭК, ЖКХ и СТ ТГО восстановить допущенное нарушение права истца на жилище, признать за истцом право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, осуществить постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено      Управление городского хозяйства г. Талица (л.д.66-67). В качестве третьих лиц были привлечены ГУВД СО, ММО МВД России «Талицкий»(л.д.99-100).

Истец Дюков В.В. просил рассмотреть дело без его участия (л.д.112).

Ответчики извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело без их участия(л.д. 109,110,116), иск не признали, о чем представлены отзывы(л.д. 12-13;73;92-94).

Третьи лица:

-ГУ МВД России по Свердловской области просили рассмотреть дело без их представителя, представив отзыв, в котором указали, что Дюков В.В. в ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области о предоставлении ему служебного жилья не обращался (л.д.113-114).

- ММО МВД России «Талицкий» просили рассмотреть дело без их представителя, представив отзыв, в котором указали, что Дюков В.В. для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался. Против удовлетворения иска возражают (л.д.118-119).

Суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.

Исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 2 п.3 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Также жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.49 ЖК РФ).

Иного порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма действующим законодательством не предусмотрено.

Порядок признания гражданина малоимущим, а также порядок обращения граждан с заявлениями о признании их таковыми, установлен Законом Свердловской области № 96-ОЗ от 22.07.2005 года « О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

Материалами дела установлено, что истец Дюков В.В. в период с 1998 года является сотрудником ММО МВД России «Талицкий», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является старшим участковым уполномоченным полиции ММО МВД России «Талицкий» (л.д. 119).

По месту службы и в органе местного самоуправления в соответствующей очереди нуждающихся в жилье, не состоит. Какого-либо жилья на праве собственности либо по договору социального найма - не имеет. Имеет временную регистрацию в <адрес>,данным жилым помещением пользуется на основании договора безвозмездного пользования (л.д.27,35).

ДД.ММ.ГГГГ истец, как ветеран боевых действий, обратился с заявлением в Управление городского хозяйства г. Талица о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.17-18).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ истцу в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма было отказано в связи с тем, что он не признан малоимущим (л.д.14-16).

По иным основаниям, которые указывает истец ( временная регистрация и т.д.), решения об отказе в принятии на учет как нуждающегося, ответчиком не принималось.

Истец не согласился с постановленным решением,     просит признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, осуществить постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и с такими требованиями обращается именно к органу местного самоуправления (УТЭК ЖКХ и СТ ТГО), полномочия которых в данной части регламентированы вышеназванными нормативно-правовыми актами.

Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным требованиям.

В силу ст. 16 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Дюков В.В. является ветераном боевых действий, на него распространяются меры социальной поддержки предусмотренные ст.16 Федерального закона «О ветеранах»(л.д.28).

Вместе с тем, истец с заявлением о постановке на учет обратился ДД.ММ.ГГГГ, до 1 января 2005 года на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий     истец не состоял, в связи с чем предоставление жилого помещения ему, как ветерану боевых действий производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, т.е. в общем порядке, предусмотренном ст. 49 ЖК РФ.

В постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истцу отказано в связи с непризнанием его малоимущим.

Суд соглашается с выводами ответчика УТЭК ЖКХ и ст. ТГО о том, что истец не является малоимущим с учетом требований Закона Свердловской области N 96-03, Постановления УТЭК ЖКХ и ст ТГО № 20 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории Талицкого городского округа на второе полугодие 2011 года», в связи с чем Постановление от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано незаконным по следующим основаниям.

Как следует из заключения (расчета), составленного старшим инженером по жилищному фонду УТЭК ЖКХ и СТ ТГО, выполненного в соответствии с Законом Свердловской области № 96-ОЗ от 22.07.2005 года «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» по признанию Дюкова В.В. малоимущим для постановки на учет, значение величины, полученной в результате вычислений, получилось значительно выше нуля (разность величин, исчисленная ответчиком, составила 413010,25 руб.). Указанный расчет стороной истца не оспаривался, свой расчет истцом не предоставлялся, тогда как расчет неоднократно запрашивался судом (л.д.70). Более того, полученные истцом суммы дохода за последние 3 года подтверждаются соответствующими письменными доказательствами на л.д. 28-62.

На основании изложенного, суд, проанализировав положения действующего Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются определенным категориям граждан, состоящим на учете в органе местного самоуправления и в установленном порядке признанным нуждающимися в жилье, а с 2005 года - также признанными малоимущими в соответствии с требованиями закона субъекта Российской Федерации, приходит к выводу, что на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ истец не может быть признан нуждающимся и соответственно за ним не может быть признано право состоять на учете в качестве такового.

Истец, требуя о признания за ним права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и осуществления постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в своем заявление указывает на то, что он является участковым уполномоченным полиции, в связи с чем орган местного самоуправления ( ответчик) обязан представлять жилое помещение муниципального жилищного фонда в течение 6 месяцев.

Однако, в настоящее время действующим законодательством предусмотрен иной порядок обеспечения жильем категории лиц, к которой принадлежит истец, в силу этого порядка у органов местного самоуправления отсутствует обязанность по обеспечению истца жильем.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 года N 1026-1, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации,

Обязанность органа местного самоуправления по обеспечению участковых уполномоченных милиции не позднее 6-ти месяцев с момента приема на службу была предусмотрена специальным Законом РФ "О милиции" (ст. 30), который прекратил свое действие с 01.03.2011 года в связи с принятием Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 года N 3-ФЗ.

Положением ст. 44 Федерального закона "О полиции" предусмотрен порядок обеспечения сотрудника полиции жилым помещением за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо посредством предоставления единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом предусматривается, что полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации, в котором сотруднику полиции может быть предоставлено служебное жилое помещение. Согласно сведений УРИЗО ТГО муниципальных служебных жилых помещений за Талицким городским округом не зарегистрировано(л.д.87).

Таким образом, в связи с введением в действие Федерального закона "О полиции" изменилось правовое регулирование вопроса обеспечения сотрудника полиции жилым помещением, которое не предусматривает обязанность органа местного самоуправления по обеспечению сотрудников полиции жилым помещением на условиях социального найма.

На основании изложенного, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 196 -198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л

В иске Дюкова В.В. к Управлению топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа об обязании восстановить допущенное нарушение права на жилище, признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановке на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.                                                                                                                                              

             Судья подпись Шихалева Е.Л.