Дело №2-194/2012 Мотивированное решение составлено 05 мая 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 мая 2012 года г.Талица Талицкий районный суд Свердловской области в составе: Судьи Баклановой Н.А., при секретаре Мукашевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Табатадзе В.И. к Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Администрации Талицкого городского округа о предоставлении квартиры вне очереди по программе «Ветхое и аварийное жилье», о признании жилого дома ветхим и аварийным с 2010 года, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, как нуждающимся в предоставлении жилых помещений с 2010 года у с т а н о в и л: Табатдзе В.И. обратилась в суд с иском к ответчикам о предоставлении квартиры вне очереди по программе «Ветхое и аварийное жилье», мотивируя тем, что она и ее семья обращались с письменным заявлением ДД.ММ.ГГГГ к председателю Межведомственной комиссии по признанию домов ветхими и аварийными с просьбой обследовать ее дом, чтобы признать его не пригодным для проживания, но получили отказ со ссылкой на дефицит бюджета. ДД.ММ.ГГГГ муж истца ФИО10 обратился с письменным заявлением к и.о. Главы ТГО ФИО11 с просьбой содействия в постановке семьи на учет по программе «ветхое и аварийное жилье», и снова сославшись на дефицит бюджета пришел отказ. ДД.ММ.ГГГГ снова обратился с заявлением на имя Главы ТГО ФИО12, снова получили отказ со ссылкой на дефицит бюджета. ДД.ММ.ГГГГ принято решение суда обязать УТЭК, ЖКХ и СТ ТГО провести обследование дома на предмет пригодности или непригодности для проживания, решение суда не исполнялось пока не вмешалась прокуратура. ДД.ММ.ГГГГ получили заключение от Межведомственной комиссии, в котором дом истца признан непригодным для дальнейшего проживания. Далее истец обратилась с вопросом о том, когда им предоставят жилье к старшему инженеру по жилфонду УТЭК ФИО13 На что получила ответ, что внесли их в реестр 2012 годом. Жить в таких условиях просто невыносимо, от постоянной сырости и гнилости, так как дом построен на болоте, у истца, ее дочери ФИО4, проживающей совместно с ними с 4-х летней дочерью ФИО5, астма, у ФИО5 ларингит и аллергическая крапивница. Истец с мужем пенсионеры. У истца проблемы с сердцем, заболевание суставов. Зимой перемерзает вода, т.к. брус и полы все сгнили. Судебные приставы, когда осматривали жилье и фотографировали, были в недоумении, как можно здесь жить. Несущие стены сгнили до сквозных дыр, печи разваливаются, пожароопасна проводка, которая проходит под обветшалой сухой штукатуркой. В помещении стоит запах гнилости. Еще над домом в двух метрах проходит высоковольтная линия 10000В, что не соответствует пожарным нормам и плохо влияет на здоровье людей, особенно детей. Жить в этом бараке просто невозможно. Истец обращалась как только начала работать программа «Ветхое и аварийное жилье», не ее вина в том, что местные чиновники затянули обследование на 2 года. Просит обязать ответчиков предоставить семье истца квартиру вне очереди по программе «Ветхое и аварийное жилье». В последующем Табатдзе В.И. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании жилого дома ветхим и аварийным, предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, мотивируя тем, что она и ее семья, состоящая из трех человек: супруг ФИО2, дочь ФИО4, внучка ФИО5, проживают по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера №, в настоящее время на основании Договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и ООО «Управляющая компания «Талица», действующим от имени собственника жилого помещения Талицкого городского округа. Распоряжением УТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № дом истца признан аварийным и подлежащим сносу на основании Заключения № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии о несоответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, по основаниям ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации отдельных частей здания, приводящие к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, техническое устранение дефектов экономически нецелесообразно, в связи с чем является непригодным для дальнейшего постоянного проживания. После вынесения Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ семья истца была внесена в реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий. Старший инженер по жилищному фонду УТЭК, ЖКХ и строительства ФИО13 пояснила, что их семья будет расселена только после включения их дома в долгосрочную муниципальную целевую программу согласно очередности. С данным решением УТЭК, ЖКХ и строительства истец не согласна по следующим основаниям. В период 2010 года истец неоднократно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, поскольку ее дом не пригоден для проживания. В ответ на ее обращения должностными лицами органов местного самоуправления ей разъяснялись условия постановки на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, разъяснялся порядок признания жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу. В ответе зам. Главы ТГО ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ за № указано о необходимости предоставления перечня документов, которые должны быть представлены МУП «Талицкая коммунальная компания». В ответе УТЭК от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что для признания дома аварийным необходимо заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования жилого помещения, но в связи с дефицитом бюджета ТГО данная экспертиза будет проведена при наличии дополнительного финансирования. В ответе УТЭК от ДД.ММ.ГГГГ № также говорится о необходимости дополнительного финансирования. В ответе Главы администрации ТГО от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что обследования жилых помещений специализированными организациями проводятся на коммерческой основе, проведение обследований муниципальных жилых домов в 2010 году не представляется возможным в связи с дефицитом бюджета ТГО. Непринятие мер со стороны собственника жилого дома к обследованию и признанию его непригодным для проживания повлекло нарушение их прав по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, предусмотренных п.5 4.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ прокурором Талицкого района в адрес главы ТГО было вынесено представление об устранении нарушений закона, а именно в месячный срок принять меры по обследованию дома истца, присвоению жилому дому соответствующего статуса, решению вопроса о постановке на учет проживающих в указанном доме граждан в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма. Истец обращалась в Талицкое БТИ для обследования дома, из акта обследования следует, что был выявлен ряд разрушений жилого дома. Решением Талицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ бездействие УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО по непринятию мер по обследованию и признанию жилого дома по адресу: <адрес> непригодным для проживания признано незаконным, суд обязал УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО провести обследование жилого дома на предмет пригодности для проживания. Решение вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство. ДД.ММ.ГГГГ в связи с длительным неисполнением судебного решения судебным приставом-исполнителем начальнику УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО вручено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда. После всего вышеизложенного жилой дом истца признан аварийным и подлежащим сносу. Считает, что ее права и права членов ее семьи, предусмотренные статьей 40 Конституции Российской Федерации, грубо нарушаются органами местного самоуправления с 2010 года, то есть с момента первого обращения о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Жилой дом расположен на болотистой местности, все члены семьи имеют заболевания, связанные с плохими условиями места проживания. Дочь ФИО4 страдает бронхиальной астмой, внучка ФИО5 страдает частыми ОРВИ, бронхитами, аллергическими дерматитами. Истец страдает хроническим обструктивным бронхитом, хронической экземой, гипертонической болезнью 2 степени. Кроме того, в двух метрах над домом истца проходит высоковольтная линия электропередач 10000 вольт, что не соответствует пожарным нормам, опасно для проживания, а также сказывается на здоровье жителей дома, особенно на здоровье детей. Просит признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ветхим и аварийным с 2010 года, обязать предоставить ей и ее семье соответствующее жилое помещение по договору социального найма вне очереди, как нуждающимся в предоставлении жилых помещений с 2010 года. В судебном заседании истец и представитель истца Чернышова О.В. на заявленных требованиях настаивали, подтвердив изложенные в заявлениях доводы. Представитель ответчика администрации Талицкого городского округа Шаферова Н.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, мотивируя тем, что администрация не является надлежащим ответчиком, так как согласно ст.31 Устава Талицкого городского округа в ее полномочия не входит предоставление жилых помещений. Представитель ответчика Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа Шихалева Е.Н., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, мотивируя тем, что жилой дом в <адрес> не может быть признан ветхим и аварийным с 2010 года, так как заключение межведомственной комиссии о признании этого дома аварийным было сделано в 2012 году. Жилое помещение может быть предоставлено семье истца только после участия и прохождения муниципальным образованием предварительного отбора на предоставление субсидий из средств областного бюджета на софинансирование мероприятий по переселению граждан, после включения дома истца в долгосрочную муниципальную целевую программу. В суд представлен письменный отзыв (л.д.21-23,91-92). Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении. Как установлено в судебном заседании, жилое помещение (трехкомнатная квартира), расположенное по адресу <адрес> является муниципальной собственностью Талицкого городского округа, что ответчиками не оспаривается. Данное жилое помещение имеет общую площадь 44.7 кв.м., жилую площадь - 32,7 кв.м., что подтверждается копией технического паспорта на жилой дом (л.д.72-76), копией ордера (л.д.66), копией договора социального найма жилого помещения (л.д.67-71). В указанной квартире проживает семья истца, состоящая из пяти человек: Табатадзе В.И., ее муж ФИО2, их сын ФИО3, их дочь ФИО4, их внучка ФИО5, 2007 года рождения (л.д.11). Указанная квартира была предоставлена жильцам на условиях социального найма, что подтверждается копией ордера от ДД.ММ.ГГГГ за № серии ТГ (л.д.66), копией договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между наймодателем ООО «Управляющая компания «Талица» и нанимателем Табатадзе В.И. (л.д.57-71). Согласно указанному договору совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО2 (муж), ФИО3 (сын), ФИО4 (дочь), ФИО5 (внучка). Как следует из Заключения Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, по основанию ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации отдельных частей здания, приводящие к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, техническое устранение дефектов экономически нецелесообразно, в связи с чем является непригодным для дальнейшего постоянного проживания (л.д.8). Распоряжением Начальника Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.84). При указанных обстоятельствах, требования истца о предоставлении их семье другого жилого помещения заявлены обоснованно. В связи с тем, что семья истца занимает жилое помещение (квартиру) общей площадью 44.7 кв.м., ей должна быть предоставлена квартира (жилое помещение) общей площадью не менее 44.7 кв.м., равнозначное ранее занимаемому. Поскольку в очереди на получение жилья семья истца не состоит, то жилое помещение не может быть предоставлено по нормам предоставления, так как жилые помещения предоставляются по нормам предоставления гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст.89 ЖК РФ). Федеральным законом не предусмотрено предоставление гражданам, выселяемым из жилых помещений, подлежащих сносу, жилых помещений по нормам предоставления. Согласно Положению об Управлении топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (л.д.24-29), к его полномочиям относится учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном законом Свердловской области порядке, учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанным таковыми в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, создание условий для жилищного строительства (пункты 3.33, 3.34 Положения). При указанных обстоятельствах, надлежащим ответчиком является Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа. При рассмотрении требований истца о признании жилого дома ветхим и аварийным с 2010 года суд находит данные требования необоснованными. Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Согласно п.42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно ст.49 указанного Положения на основании заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Исходя из анализа вышеуказанных норм следует, что признание дома аварийным и подлежащим сносу является компетенцией федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. Доводы истца, что они обращались с заявлениями о признании их дома аварийным, начиная с августа 2010 года, не являются основанием для удовлетворения иска. Сам по себе факт обращения гражданина с указанным заявлением не означает, что спорное жилое помещение подлежит признанию аварийным с даты обращения гражданина. Как следует из решения Талицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-55), бездействие Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа по непринятию мер по обследованию и признанию жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, непригодным для проживания признано незаконным. Судом постановлено: обязать Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа провести обследование жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, на предмет пригодности для проживания То обстоятельство, что обследование спорного дома произведено Межведомственной комиссией только после обращения в суд, также не может служить основанием для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу с 2010 года. При указанных обстоятельствах, требование истца в этой части удовлетворению не подлежит. При рассмотрении требований истца о предоставлении квартиры вне очереди по программе «Ветхое и аварийное жилье», о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, как нуждающимся в предоставлении жилых помещений с 2010 года, суд находит, что заявленные истцом основания не имеют правового значения, поскольку жилое помещение лицам, выселяемым из аварийного жилья, подлежащего сносу, предоставляется во внеочередном порядке. В силу ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3) истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп. Уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возмещению с ответчика. Руководствуясь ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : Исковые требования Табатадзе В.И. к Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Администрации Талицкого городского округа о предоставлении квартиры вне очереди по программе «Ветхое и аварийное жилье», о признании жилого дома ветхим и аварийным с 2010 года, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, как нуждающимся в предоставлении жилых помещений с 2010 года удовлетворить в части. Обязать Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа предоставить Табатадзе В.И., ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 жилое помещение (квартиру)на условиях социального найма на территории города Талица, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям площадью не менее 44,7 кв.метра. Взыскать с Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа в пользу Табатадзе В.И. 200,00 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Бакланова Н.А.